На протяжении всей программы проводится интенсивный контроль освоения программы:
- на диагностическом этапе: проведение диагностического обследования по проблемам психологической адаптации, развития познавательных процессов и коммуникативных навыков;
- на коррекционном этапе: получение информации по обсуждаемой теме занятий, проведение ролевых игр, дискуссий, мозговых штурмов, обсуждение и закрепление полученных навыков. Подведение итогов, оценка эффективности программы с помощью повторной диагностики;
- на консультационном этапе: проведение индивидуальных консультаций для учащихся, родителей и педагогов.
№ занятия | Тема | Планируемые результаты | Основные элементы содержания | Дата проведения |
Давайте познакомимся | Установление контакта детей друг с другом, создание атмосферы сотрудничества, сплочение классного коллектива | 1.Упр. «Давайте познакомимся»; 2.Упр. «Прошепчи свое имя»; 3.Упр. «Представление по кругу»; 4.Игра «Я люблю…а вы?»; 5.. «Поменяйтесь местами»; 6.Упр. «Цветок общения»; 7. Рефлексия | ||
«Наша группа» | Продолжение знакомства детей друг с другом; установление групповых правил, сплочение классного коллектива | 1.Приветствие в парах; 2.Упр. «Снежный ком»; 3.Разминка «Фруктовый салат»; 4.Групповые правила; 5.Рисунок имени; 6.Упр. «Аплодисменты по кругу»; 7. Рефлексия | ||
Входная диагностика | Исследование сформированности УУД | Коммуникативные УУД: -Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Регулятивные УУД: -Методика «Выкладывание узора из кубиков»; Личностные УУД: -«Беседа о школе» (Т.А. Нежновой); -Тест «Лесенка» (В.Г. Щур); -Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) Познавательные УУД: Методики из диагностического альбома Н.Я Семаго, М.М. Семаго | ||
«Я-школьник» | Ознакомление с правилами школьной жизни и занятий; осознание своего нового статуса школьника; формирование личностных УУД | 1.Приветствие «Цветные ладошки»; 2.Упр. «Мое настроение»; 3. Разминка «Магнит»; 4.Правила наших занятий; 5. 6. 7.Рефлексия | ||
«Что значит быть школьником?» | Содействовать осознанию позиции школьника, способствовать формированию познавательных и личностных УУД | 1.Приветствие «Цветные ладошки»; 2.Упр. «Надувная кукла»; 3.Разминка «Фруктовый салат»; 4. Упр. «Запомни порядок»; 5. 6. 7.Рефлексия | ||
«Школьные правила» | Содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД | 1.Приветствие; 2.Упр. «Мое настроение»; 3. Разминка; 4. Упр. «Составь фигуру»; 5. Упр. «Урок или перемена»; 6.Игра «Паровозик; 7. Упр. «Школьные правила»; 8.Чтение и анализ сказки «Школьные правила»; 9.Рефлексия | ||
«Собираем портфель» | Помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных и личностных УУД | 1.Приветствие; 2.Упр. «Мое настроение»; 3.Упр. «Надувная кукла»; 4. Игра «Что лежит в портфеле»; 5. Сказка «Собирание портфеля»; 6.Коллаж «Портфель для бабочки»; 7. Упр. «Я положу в свой школьный портфель»; 8.Упр. «Доскажи словечко»; 9.Рефлексия | ||
«Школьные оценки» | Помощь учащимся в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации | 1.Приветствие; 2.Упр. «Мое настроение»; 3.Разминка «Фруктовый салат»; 4.Работа со сказкой; 5.Упр. «Зато»; 6. Упр. «Узоры и волшебная лесенка»; 7. Игра «Листопад»; 8. Рефлексия | ||
«Что такое хорошо?» | Формирование личностных УУД, раскрыть перед учащимися понятия «плохо» и «хорошо»; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развивать умение понимать правила и нормы поведения | 1.Приветствие; 2.Упр. «Мое настроение»; 3.Разминка «Атомы-малекулы»; 4.Игра «Наши поступки»; 5.Упр. «Что можно сделать за перемену»; 6. Рисунок на тему «Хорошо-плохо»; 7.Рефлексия | ||
«Мои одноклассники -мои друзья» | Сплочение классного коллектива, формирование положительного отношения друг к другу, создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи | 1.Приветствие «Руки здороваются»; 2. Упр. «Мое настроение»; 3.Разминка «Быстрые-медленные движения»; 4.Упр. «Шел король по лесу»; 5. Игра «Крек-квак»; 6. Упр. «Угадай кто?»; 7. Игра «В одну сторону»; 8. Игра «Ручеек»; 9. Упр. «Подари сердце другу»; 10.Рефлексия | ||
«Дерево дружбы» | Формирование коммуникативных и личностных УУД, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата в классе | 1.Приветствие; 2.Разминка «Шел король по лесу»; 3.Упр. «Надувная кукла»; 4.Легенда «Заколдованное дерево»; 5.Упр. «Дерево дружбы»; 6.Упр. «Веселое лицо»; 7.Упр. «Раскрась ежика»; 8.Упр. «Комплименты»; 9.Рефлексия | ||
«Я учусь решать конфликты» | Формирование коммуникативных и личностных УУД; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; создать условия для понимания обучающимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; накопление учащимися опыта общения, опыта решения жизненных ситуаций | 1.Приветствие; 2.Разминка «Фруктовый салат»; 3. Упр. «Сое настроение»; 4.Ига «Сова»; 5. Упр. «Два барана»; 6.Работа со сказкой; 7.Упр. «Ритуал перемирия»; 8. Рефлексия | ||
«Школа внимания» | Развитие основных свойств внимания (объема, концентрации, распределения, переключения). | 1.Приветствие «Цветные ладошки» 2.Упр. «Мое настроение»; 3.Упр.«Магнит»; 4.Игра «Зеркала»; 5.Упр. «Летает - не летает»; 6.Игра «Сова»; 7.Рефлексия | ||
«Мое внимание» | Развитие концентрации и объема внимания | 1.Приветствие «Спина к спине,..»; 2.Разминка «Фруктовый салат»; 3.Упр. «Слушай хлопки»; 4.Упр. «Кто есть? Что есть?»; 5.Упр. «Подзорная труба»; 6.Упр. «Цветной платок»; 7.Рефлексия | ||
«Учимся быть внимательными» | Развитие основных свойств внимания (объема, концентрации, распределения, переключения). Формирование навыков самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере | 1.Приветствие; 2.Разминка «Карлики – великаны»; 3.Игра «4 стихии»; 4.Упр. «Топ – хлоп»; 5.Игра «Летела корова»; 6.Игра «Поварята»; Рефлексия | ||
«Учимся быть внимательными» | Развитие основных свойств внимания (объема, концентрации, распределения, переключения) | 1.Приветствие; 2.Разминка игра «Акула»; 3.Игра «Ручеек»; 4.Упр. «Тренируем внимание»; 5.Упр. «Танец 5 движений»; 6.Рефлексия | ||
«Развиваем внимание» | Развитие основных свойств внимания (объема, концентрации, распределения, переключения) | 1.Приветствие; 2.Разминка «Камень – веревка»; 3.Упр. «Карлики – великаны»; 4.Упр. «Слушай хлопки»; 5.Игра «Лисонька»; 6.Игра «Зеваки»; 7.Рефлексия | ||
«Кладовая памяти» | Развитие разных видов памяти (обраной, оперативной, кратовременной, долговременной, словесно-логической) | 1.Приветствие; 2. Разминка «Фруктовый салат»; 3. Упр. «Надувная кукла»; 4. Упр. «Угадай, кто позвал»?; 5. Упр. «Чей предмет?»; 6. Упр. «Чего не хватает?»; 7. Игра «Водяной»; 8. Рефлексия | ||
«Моя память» | Развитие разных видов памяти (обраной, оперативной, кратовременной, долговременной, произвольной) | 1.Приветствие; 2. Разминка «Танец отдельных частей»; 3. Упр. «Танец отдельных частей» (повторяем за ведущим); 4. Игра «Ручеек»; 5. Игра «Кто где?»; 6. Упр. «День-ночь»; 7. Упр. «Тренируем память»; 8. Упр. «Дождик»; 9. Рефлексия | ||
«Развиваем память» | Развитие разных видов памяти (обраной, оперативной, кратовременной, долговременной, произвольной) | 1.Приветствие; 2. Разминка «Передай движение»; 3. Упр. «Магнит»; 4. Упр. «Снежный ком»; 5. Упр. «Птица - не птица»; 6. Упр. «Чей предмет?»; 7. Упр. «Тренируем память»; 8. Упр. «Танец 5 движений»; 9. Рефлексия | ||
«Развиваем память» | Развитие разных видов памяти (обраной, оперативной, кратовременной, долговременной, произвольной) | 1. Приветствие; 2. Разминка «Быстрые - медленные движения»; 3. Игра «Водяной»; 4. Игра «Паровозики»; 5. Упр. «Слушай хлопки»; 6. Упр. «Запомни порядок»; 7. Упр. «Тренируем память»; 8. Рефлексия | ||
«Учимся запоминать» | Развитие разных видов памяти (обраной, оперативной, кратовременной, долговременной, произвольной) | 1. Приветствие; 2. Разминк; 3. Упр. Снежный ком»; 4. Игра «Зоопарк»; 5. Упр. «День-ночь»; 6. Упр. «Тренируем память»; 7. Упр. «Дождик»; 8. Рефлексия | ||
«Умники и умницы» | Развитие мелкой моторики рук, создание условий для накопления двигательного и практического опыта; укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений, подготовка руки ребенка к навыкам письма, формирование у детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы, развитие творческих способностей. Развитие мышление, память, внимание, зрительного и слухового восприятие | 1.Приветствие; 2.Разминка; 3.Упр. «Говори наоборот»; 4.Пальчиковая гимнастика; 5.Графические упражнения; 6.Работа с бумагой (создание аппликации); 7.Рефлексия | ||
Развитие двигательных и познавательных способностей | Развитие мелкой моторики рук, создание условий для накопления двигательного и практического опыта; укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений, подготовка руки ребенка к навыкам письма, формирование у детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы, развитие творческих способностей. Развитие мышление, память, внимание, зрительного и слухового восприятие | 1.Приветствие; 2.Разминка; 3.Упражнение «Одно слово»; 4.Пальчиковая гимнастика; 5.Работа с пластилином и крупой; 6.Рефлексия; | ||
Развитие движений рук и ручной умелости | Развитие мелкой моторики рук, создание условий для накопления двигательного и практического опыта; укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений, подготовка руки ребенка к навыкам письма, формирование у детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы, развитие творческих способностей. Развитие мышление, память, внимание, зрительного и слухового восприятие | 1.Приветствие; 2.Разминка; 3.Упр. «Исключи лишнее»; 4.Пальчиковая гимнастика; 5.Графические упражнения; 6.Работа с изобразительными средствами; 7.Рефлексия | ||
Развитие движений рук и ручной умелости | Развитие мелкой моторики рук, создание условий для накопления двигательного и практического опыта; укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений, подготовка руки ребенка к навыкам письма, формирование у детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы, развитие творческих способностей. Развитие мышление, память, внимание, зрительного и слухового восприятие | 1.Приветствие; 2.Разминка; 3.Упр. «Снежный ком»; 4.Упр. «Говори наоборот»; 5.Пальчиковая гимнастика; 6.Штриховка; 7.Работа с бумагой (создание аппликации); 8.Рефлексия | ||
Развитие двигательных и познавательных способностей | Развитие мелкой моторики рук, создание условий для накопления двигательного и практического опыта; укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений, подготовка руки ребенка к навыкам письма, формирование у детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы, развитие творческих способностей. Развитие мышление, память, внимание, зрительного и слухового восприятие | 1.Приветствие; 2.Разминка; 3.Двигательная гимнастика; 4.Пальчиковая гимнастика; 5.Графические упражнения; 6.Штриховка; 7.Работа с пластилином и крупой; 8.Рефлексия | ||
Юные фантазеры | Развитие воображения, творческих навыков; раскрепощение, уверенность в себе | 1. Приветствие; 2. Разминка; 3. Игра «Наоборот»; 4. Упр. «Дорисуй картинку»; 5. Упр. «Пять точек»; 6. Упр. «Смешинки»; 5.Упр. «Картинки-загадки» | ||
«Я творю» | Развитие воображения, творческих навыков; раскрепощение, уверенность в себе | 1.Приветствие; 2.Разминка; 3.Упр. «Волшебные кляксы» 4.Упр. «Волшебные пальчики» 5.Упр. «Продолжи рисунок» 6.Упр. «На что это похоже» | ||
Волшебная клетка | Формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения | 1.Приветствие. "Хорошее настроение"; 2.Разминка; 3.Упр. «Строим дом»; 4.Упр. «Палочки и крестики»; 5.Упр. «Что сегодня на обед?»; 6.Упр. «Необычная страница»; 7.Игра «Запретное движение»; 8.Упр. «Графический диктант»; 9.Рефлексия | ||
Волшебная клетка (повторное) | Формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения | 1.Приветствие. "Хорошее настроение"; 2.Разминка; 3. Игра «Водяной»; 4.Игра «Черепашка»; 5.Упр.»Штриховка»; 6.Упр. «Шифровальщик»; 7.Рефлексия | ||
Повторная диагностика | Исследование сформированности УУД | Коммуникативные УУД: -Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Регулятивные УУД: -Методика «Выкладывание узора из кубиков»; Личностные УУД: -«Беседа о школе» (Т.А. Нежновой); -Тест «Лесенка» (В.Г. Щур); -Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) Познавательные УУД: Методики из диагностического альбома Н.Я Семаго, М.М. Семаго | ||
Итоговое занятие | Закрепление полученных навыков в течение года | Командные игры и конкурсы |