Поставки сырья и материалов из-за рубежа




Практическое занятие 5.

Управление логистикой при организации снабжения

Учебные вопросы:

Разработка стратегии логистического менеджмента закупок.

Решение задач.

 

Задание № 1

 

Как вы представляете стратегию логистического менеджмента закупок материальных ресурсов и сырья?

Определить основные приоритеты стратегии закупок материальных ресурсов.

 

1. Определяем основные критерии и показатели внутрифирменного управления закупками.

А) Критериями для финансового менеджмента будут являться:

· Удельный вес затрат в себестоимость ГП;

· Потребность в инвестициях;

· Оборачиваемость оборотного капитала (скорость движения оборотных средств в процессе производства и обращения. Определяется делением себестоимости реализованной продукции на среднюю сумму оборотных средств, находившихся в распоряжении предприятия в данном периоде);

· Финансовые риски.

 

Б)Критерии управления закупками для операционного менеджмента:

· Плановая потребность в номенклатуре и объеме МР;

· Качество исходных МР;

· Синхронизация с производственным расписанием;

· Отсутствие сбоев в поставках.

 

2. Определяем основные критерии по выбору поставщиков МР, т.е. проводим анализ рынка поставщиков по:

· количеству;

· цене МР;

· условиям продаж;

· надежности и имиджу поставщика;

· готовности к сотрудничеству;

· уровню сопутствующего сервиса.

 

3. ориентируемся на основные требования общей логистической стратегии предприятия:

· минимальные общие издержки;

· доставка «точно в срок»;

· снижение логистических рисков;

· налаживание отношений с надежными поставщиками.

 

4. (ответ) На основании внутрифирменных критериев и анализа рынка поставщиков МР определяем основные приоритеты стратегии закупок МР:

· конкурентоспособность;

· ценовые скидки;

· соответствие общей логистической стратегии;

· снижение затрат на доставку и управление запасами;

· высокая оборачиваемость;

· стратегическое партнерство.

 

Задание № 2

 

Из задания № 1 очевидно, что эффективность логистического менеджмента закупок определяется прежде всего наилучшим использованием финансовых, материальных и др. видов ресурсов, что требует решения большого количества оптимизационных задач (см. задание № 1) т.е. выбор поставщика по сути является многокритериальной задачей. Решение этих задач сложно, поэтому на практике прибегают к определенному набору методов управления закупками.

 

Например, определение 1) объемов закупаемых МР и 2) времени оплаты. Для этого оценивают транспортные расходы, затраты на содержание запасов и определяются по ценам закупаемых МР. Здесь возможны несколько стратегий:

 

Первая. Покупка МР к моменту их потребления в соответствии с идеологией JIT. Альтернативная ей стратегия – покупка вперед (форвардная сделка), характерна для форвардных контрактов на товарных биржах. Покупая МР вперед (с отсрочкой поставки), фирма страхует себя от возможного повышения цен на МР в будущем (сделка форвардная – срочная сделка, при которой поставка осуществляется в будущем, а цена фиксируется в момент заключения сделки). Для страхования ценовых рисков (хеджирования) фирмы работают с фьючерсными контрактами (сделка фьючерсная – сделка на покупку или продажу при условии их оплаты по согласованной цене через определенный срок после заключения сделки).

 

Западные фирмы обычно используют смешанную стратегию оплаты, т.е. оплаты к моменту потребления и форвардной оплаты закупаемых МР. Эта стратегия применяется, когда модель цены имеет явный сезонный характер.

 

Тогда на этапах спада применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема – форвардную оплату.

 

Рассмотрим пример

 

В результате ретроспективного анализа цен на закупаемые МР выявлен сезонный характер изменения цен, прогноз которого на планируемый год представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Месяц Цена (у.е.) Месяц Цена (у.е.) Месяц Цена (у.е.)
Январь 3,0 Май 1,4 Сентябрь 1,8
Февраль 2,6 Июнь 1,0 Октябрь 2,2
Март 2,2 Июль 1,0 Ноябрь 2,6
Апрель 1,8 Август 1,4 Декабрь 3,0

 

Прогнозируемые требования в объемах закупаемых МР постоянны и составляют 10 000 ед. в месяц в течение года.

 

Задача.

 

Перед логистическим менеджером стоит задача применить смешанную стратегию закупок для минимизации общей стоимости годового объема закупаемых МР. Оптимальная стратегия оплаты представлена в таблице 2. В таблице 2 рассчитаны затраты на закупку при оплате к моменту поставки и три варианта форвардной оплаты: на 2, 3 и 6 месяцев. Пока цена снижается от января до июня, применяется только первая стратегия – оплата к моменту поставки.

 

Таблица 2

Месяц Затраты на закупку МР (у.е.)
Оплата к моменту поставки Форвардная сделка на 2 месяца Форвардная сделка на 3 месяца Форвардная сделка на 6 месяцев
Январь 30 000 30 000 30 000 30 000
Февраль 26 000 26 000 26 000 26 000
Март 22 000 22 000 22 000 22 000
Апрель 18 000 18 000 18 000 18 000
Май 14 000 14 000 14 000 14 000
Июнь 10 000 10 000 10 000 10 000
Июль 10 000 20 000 30 000 60 000
Август 14 000      
Сентябрь 18 000 36 000    
Октябрь 22 000   66 000  
Ноябрь 26 000 52 000    
Декабрь 30 000      
Общие затраты на закупки 240 000 228 000 216 000 180 000
Затраты на поддержание запасов 50 000 75 000 100 000 175 000
Тотальные затраты 290 000 303 000 316 000 355 000

 

Выбор наилучшей комбинации оплаты и поставок должен базироваться на соотношении затрат на оплату и содержание МР в необходимых объемах (т.е. в запасах).

 

Уменьшение затрат на закупку при форвардных сделках сопровождается увеличением затрат на поддержание запасов МР.

 

Если принять затраты на поддержание равными 10 у.е. за единицу МР в год, то средние затраты при стратегии оплаты к моменту поставки составят:

 

(10 000/2)*10 = 50 000 у.е. в год

 

Для форвардной сделки в 2 месяца затраты на поддержание запасов будут равны:

 

[(10 000/2)*6/12 + (20 000/2)*6/12]*10 = 75 000 у.е. в год

 

Для форвардной сделки в 3 месяца затраты на поддержание запасов будут равны:

 

[(10 000/2)*6/12 + (30 000/2)*6/12]*10 = 100 000 у.е. в год

 

Для форвардной сделки в 6 месяцев затраты на поддержание запасов будут равны:

 

[(10 000/2)*6/12 + (60 000/2)*6/12]*10 = 175 000 у.е. в год

 

Для стратегии оплаты к моменту поставки средний запас равен 10 000/2 = 5 000 ед.

 

Для стратегии форвардной сделки 2 месяца: 5 000*6/12 (пол года) и далее полгода по форвардным сделкам (20 000/2)*6/12 (20 000/2 – средний двухмесячный запас) и т.п.

 

Вывод: минимальные общие затраты достигаются про первом варианте оплаты (т.е. к моменту поставки), т.к. затраты на поддержание запасов в данном случае растут быстрее выигрыша в цене при форвардной оплате.

Однако, ситуация может быть другой, если транспортные расходы в первом варианте будут выше.

 

Задание 2.1

 

Следующая ценовая стратегия закупок – стратегия осреднения цены. Похожа на стратегию форвардных сделок, но здесь нет ограничений на сезонные колебания цен, а предполагается, что цены в течение года возрастают случайным образом.

 

В этой стратегии закупки осуществляются с фиксированными интервалами (например, месяц, квартал) по цене средней за интервал.

 

Осреднение осуществляется за счет количества закупаемых МР путем установления бюджета закупок по цене первого месяца фиксированного интервала.

 

Опасность этой стратегии заключается в том, что бюджет зафиксирован и закупаемого количества МР может не хватить в случае повышения цен, например, для покрытия потребности производства в определенный интервал времени.

 

Пример

 

Фирма закупала МР по цене 2,5 у.е. за единицу в прошлом году.

В следующем году фирма планирует закупать 20 000 ед. МР ежемесячно с периодичностью оплаты в три месяца (т.е. применить поквартальную форвардную оплату).

Затраты на поддержание запасов составляют 25% за год.

 

Решение:

 

1. Первый шаг стратегии определения цены. Установление бюджета закупок на три месяца.

 

2,5 у.е. * 20 000 ед. МР * 3 месяца = 150 000 у.е.

 

2. Определяем количество закупаемых МР в каждый квартал.

Допустим, что прогноз цен на планируемый период имеет вид

Таблица 1

Месяц Цена (у.е.) Месяц Цена (у.е.) Месяц Цена (у.е.)
Январь 2,00 Май 2,35 Сентябрь 2,75
Февраль 2,05 Июнь 2,45 Октябрь 2,80
Март 2,15 Июль 2,55 Ноябрь 2,83
Апрель 2,25 Август 2,65 Декабрь 2,86

 

По данным табл. 1 средняя цена составит 2,47 у.е.

Тогда объем первой закупаемой партии МР составит:

(150 000 /2,00) = 75 000 ед., где

150 000 - бюджет закупок на 3 месяца

2,00 – цена ед. в январе

 

Вычисления сводим в таблицу 2

Месяц Объем поставки Цена за ед. (у.е.) Общий бюджет Средний уровень запаса, ед.
Январь 75 000 2,00 150 000 37 500 (75 000/2)
Апрель 66 667 2,25 150 000 33 334 (66 667/2)
Июль 58 824 2,55 150 000 29 412 (58 824/2)
Октябрь 53 571 2,80 150 000 26 786 (53 571/2)
Сумма 254 062   600 000 31 578 (сред. за год)

 

3. По данным расчета средние затраты за единицу составят

 

(600 000 / 254 062) = 2,36 у.е., где

600 000 – общий бюджет

254 062 – годовой объем поставки

 

Таким образом, уменьшение затрат по сравнению со средней прогнозируемой составило

 

((2,47 – 2,36) / 2,47)*100% = 4,45%

 

Тотальные средние годовые затраты были бы равны

 

254 062*2,47 = 627 533 у.е. – при стратегии оплаты к моменту поставки

 

4. Определим затраты на поддержание запасов.

Годовая сумма этих затрат при условии оплаты к моменту поставки составит:

(20 000 /2)*2,47*0,25 = 6175 у.е., где

20 000 – месячная закупка

20 000/2 – средний уровень запаса

 

При стратегии ценового осреднения они будут равны:

31 758*2,36*0,25 = 18 737 у.е., где 31 758 – средняя за год

 

5. Суммируя затраты на подержание запасов с общими затратами на закупку МР получим:

А) стратегия оплаты к моменту поставки

627 533 + 6175 = 633 708 у.е.

Б) стратегия ценового осреднения

600 000 + 18 737 = 618 737 у.е.

 

Таким образом, для нашего примера стратегия ценового осреднения более выгодна с точки зрения тотальных затрат.

 

Большое место среди других задач по оптимизации закупок принадлежит стратегиям ценовых скидок. В их основе лежит возможность получения скидок, если товар закупается большими партиями. Однако производитель в этом случае может нести большие затраты на хранение и управление запасами, что может элиминировать выгоду от скидки. Поэтому логистический менеджер решает задачу по определению оптимальной партии поставки (как в теории управления запасами).

 

Важным в управлении закупками является установление транзакционных взаимоотношений между поставщиками и потребителями МР, т.е. оформление контрактов, проведение тендеров и т.п.

Сюда же относятся вопросы нормативно-правового характера.

 

Кроме указанных оптимизационных расходов в управлении закупками имеются задачи, связанные со снижением транспортных расходов, определением оптимальных поставщиков по критерию дислокации и т.п.

 

 

Задание № 3

Поставки сырья и материалов из-за рубежа

 

К Вам обратилась компания «Самараметаллопласт» с вопросом: где ей выгоднее закупать комплектующие: в России или в Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, часто - Филиппины)?

 

Исходные данные

· Удельная (средняя) стоимость поставляемого груза 3 000 долл./м3 (стоимость закупаемого товара и т.д.);

· Транспортный тариф 105 долл./м3;

· Импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии 12%;

· Ставка на запасы: в пути - 1,9%, страховые – 0,8%;

· Стоимость товара: в России – 108 долл./ед., в Юго-Восточной Азии – 89 долл./ед.

 

Дайте ответ компании «Самараметаллопласт».

Решение

 

1. Сначала рассчитаем долю дополнительных затрат, возникающих при доставке из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза по формуле:

 

Д = ((100*Тт)/У) + Пи + Зп + Зс (1)

 

Где Тт – транспортный тариф (долл./м3);

У - удельная стоимость поставляемого груза (долл./м3);

Пи - импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии (%);

Зп - ставка на запасы в пути (%);

Зс - ставка на страховые запасы (%).

 

Подставляем в формулу (1) исходные данные:

 

Д = ((100*105)/3 000) + 12 + 1,9 + 0,8 = 18,2%

 

2. Теперь определим разницу между стоимостью товаров в России и в Юго-Восточной Азии, приняв стоимость в Юго-Восточной Азии за 100%.

 

Рс = ((Ср – Са)*100%)/Са (2)

 

Где Ср – стоимость товара в России (долл.);

Са - стоимость товара в Юго-Восточной Азии (долл.).

 

Подставляем в формулу (2) исходные данные:

 

Рс = ((108 – 89)*100%)/89 = 21,3%

 

Т.к. Рс (разница стоимости) больше Д (доли дополнительных затрат), то компании «Самараметаллопласт» выгоднее закупать комплектующие в Юго-Восточной Азии.

 

 

Задание № 4

Поставки из-за рубежа

 

К Вам обратилась компания «Самараметаллопласт» с вопросом: где ей выгоднее закупать комплектующие: в России или в Юго-Восточной Азии?

 

Исходные данные

· Удельная стоимость поставляемого груза 4 000 долл./м3;

· Транспортный тариф 170 долл./м3;

· Импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии 12%;

· Ставка на запасы: в пути - 3%, страховые – 0,8%;

· Стоимость товара: в России – 116 долл./ед., в Юго-Восточной Азии – 98 долл./ед.

 

Решение

 

1. Определим долю дополнительных затрат:

 

Д = ((100*170)/4 000) + 12 + 3 + 0,8 = 20,05%

 

2. Определим разницу между стоимостью товаров в России и в Юго-Восточной Азии, приняв стоимость в Юго-Восточной Азии за 100%.

 

Рс = ((116 – 98)*100%)/98 = 18,37%

 

Т.к. Рс меньше Д, то российской фирме выгоднее закупать комплектующие в России.

 

 

Задание № 5

Поставки из-за рубежа

 

К Вам обратилась компания «Самараметаллопласт» с вопросом: где ей выгоднее закупать комплектующие: в России или в Юго-Восточной Азии?

 

Исходные данные

· Удельная стоимость поставляемого груза 5 000 долл./м3;

· Транспортный тариф 150 долл./м3;

· Импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии 12%;

· Ставка на запасы: в пути - 4%, страховые – 0,8%;

· Стоимость товара: в России – 98 долл./ед., в Юго-Восточной Азии – 78 долл./ед.

 

Решение

 

1. Рассчитаем долю дополнительных затрат при доставке из Юго-Восточной Азии:

 

Д = ((100*150)/5 000) + 12 + 4 + 0,8 = 19,8%

 

2. Определим разницу стоимостей товаров в России и в Юго-Восточной Азии.

 

Рс = ((98 – 78)*100%)/78 = 25,6%

 

Таким образом, выгоднее закупать комплектующие в Юго-Восточной Азии, т.к. Рс больше Д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: