Тема 7 Русская философия




Вопросы:

1. Русская философии средневековья2. Русская философия XVII – XVIII вв. 3. Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в. Русская философии средневековья Русская философия – явление уникальное. Ее особенность определяется, прежде всего, географическим расположением (Россия находится на перекрестке Западной и Восточной цивилизации). Русская культура создала свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам. В русской философии выделяют следующие периоды: I период – зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) II период – русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.) III период – русская философия XIX – начало XX в. IV период – философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). Русская философия средневекья делится на два этапа: древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.) и средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII в.в.). Древнерусская философия Киевской Руси. Русь приняла от Византии две философские традиции. Первое. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах. Второе. Увязывание религиозных догматов с античной философией. Представители: Киевский митрополит Илларион (Х1в.), Владимир Мономах, Митрополит Климент Смолятич. Митрополит Илларион В “Слове о Законе и Благодати” анализирует вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе; значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти. Владимир Мономах великий князь, политик, мыслитель. В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:· власть – ответственность;· долг – справедливость;· каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;· к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) в “Послании к пресвитеру Фоме” исследовал две метода познания: тайное, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми” и обыденное знание, обоснованное на практической жизни. Разум – естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В философии Московского периода большое значение имеет учение монаха Филофея “Москва-третий Рим”. Согласно этому учению, в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г.. “Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г. “Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно». Учение “Москва- Третий Рим” имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым. Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры. Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. Русская философия XVII – XVIII вв. Русская философия XVII – XVIII вв. представлена в учениях М.И. Ломоносова и Александр Николаевич Радищев. Ломоносов– крупнейший представитель механического материализма. Он придерживался идеи атомизма. Главный его интерес – это свойства материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Однако он внес вклад в учение о человеке. В своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертия» он стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души. Исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума». Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в. 19 век называют «золотым веком» русской философии. В этот период классическая русская философская мысль. Возникают множество философских направлений. Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.Философия 19 века начинается историософии П.Я.Чаадаева. Он первым вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения. О России писал, что она отстает от «общего движения». Позже стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту. Размышлял об особой роли России в мире. Считал, что основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники». Философия Чаадаева положила начало спору между славянофилами и западниками. Славянофилы исходили из идеи «несхожести» России и Запада, самобытности русского народа. Представители: Иван Васильевич Киреевский, Алексей Степанович Хомяков, Константин Сергеевич Аксаков. Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса. Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек. Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. -Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире. Западники: Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Тимофей Николаевич Грановский, Николай Гаврилович Чернышевский. Они выражали идею единого общемирового прогрессивного развития. Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества. Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы. В последней трети 19 столетия традиции славянофилов продолжили почвенники: поллон Александрович Григорьев, Федор Михайлович Достоевский, Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев. Для почвенников главной идей была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Эта философия религиозно ориентированна. Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию. науку, политику, экономику).Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Начало всего сущего - абсолютное, т.е. Бог. Бог познается только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию. В. Соловьев опровергает тезис о непротивлении злу насилием. Только по мере совершенствования мира отпадет необходимость насилия (войны).Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии является Н.А. Бердяев. Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии, он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека: В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло – это испытание, посланное людям благим Богом). В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение. Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли. Оригинальнейшей концепцией является русский космизм. Представители: Н. Н. Федоров – основоположник, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Они отстаивали идеи единства человека и космоса, бессмертия человека и безграничных его возможностей. Благодаря нравственному совершенствованию и росту научных знаний человек не только обретет бесмертие, но и способен будет воскреснут умерших (Н. Федоров). Русская философия внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Русская философия в своей основе высоконравственна.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите характерные черты русской философии?

2. Какова основная тема философии П.Я. Чаадаева?

3. Назовите представителей западничества и славянофильства?

4. Кто создал учение о всеединстве?

5. Главная идея в учении Н. Бердяева?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: