К вопросу о периодизации истории: Периодизация – это понятие означает условное деление исто-
рического процесса на хронологические периоды соотвест-
венно их отличительным особенностям.
Периодизация исторического процесса вызывает большие сложности, в основном потому, что трудно найти единственный критерий, который бы удовлетворял как периодизации всемирной исто-рии, так и истории регионов, отдельных стран. Существуют различные варианты периодизации. Наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный (последний имеет также множество вариантов – по числу цивилиза-ций, другим качественным характеристикам).
Суть формационной периодизации: Человечество в своем развитии проходит ряд стадий (фор-маций): … (перечислить).
Формации отличаются между собой как способом производства, так и особенностями социаль-но-политической организации общества. Понятийный аппарат этой периодизации включает такие понятия: производительный силы, производственные отношения, базис, надстройка.
Основной принцип периодизации – признание наличия объективных закономерностей в разви-
тии общества, обуславливающих прогрессивную смену одной общественно-экономической форма-ции другой, например, …(привести примеры).
Цивилизационный подход рассматривает общественно-историческое развитие человечества как смену относительно замкнутых цивилизаций (культурно-исторических комплексов). Он основан на аналогии событий, имевших место в тех или иных цивилизациях. Главный критерий: общность черт
в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном созании. При этом учи-тываются различия в географической среде, историческом развитии.
К вопросу о типах цивилизаций: различают 3 типа цивилизаций (есть и более объемные класси-
фикации, насчитывающие десятки, даже до сотни цивилизаций).
Первый тип – Народы вне исторического времени (т.е. без идеи развития). Соответствует пер-
вобытному состоянию общества и характеризуется: равновесием человека и природы, строгим соблю
дением традиций, запретом на их нарушения (табу). В настоящее время к этому типу цивилизаций
можно отнести отдельные племена отдаленных районов планеты.
Второй тип – восточный (или циклического развития). Ему присущи тесное переплетение прошлого и настоящего, приоритет религиозных и духовных ценностей. В общественном развитии – это сильное авторитарное государство, наличие замкнутых кастовых общин, не связанных друг с дру
гом. Характерно замедленное развитие всех сфер общественной и политической жизни общества.
Третий тип – западный. В его основе лежит идея непрерывного развития. Утверждается в ев-
ропейских странах одновременно с развитием христианства. Рационализм, престиж результативного
труда, развитые частная собственность и рыночные отношения, политическая система с активно
действующими партиями – характерны для этого типа общества. Государство выступает регулятором общественных и политических процессов, идущих в обществе.
Каждому из этих типов цивилизаций свойственны как недостатки, так и несомненные достоин-
ства. В 1-м: достаточно гармонично решена проблема взаимодействия человека и природы, однако человеку трудно или практически невозможно реализовать себя. Восточное общество, отдавая значи-тельную дань духовности, практически полностью игнорирует интересы отдельной личности. Евро-пейская цивилизация предоставляет человеку шанс самореализоваться, но это не исключает социаль-ных противоречий в обществе, определенного поста бездуховности и агрессивности у некоторых его членов.
Историю нашего Отечества невозможно рассматривать вне мирового исторического процесса. Научные споры о принадлежности его к какому-то типу цивилизаций не прекращаются и сегодня. Нетрудно заметить, что в прошлом и настоящем России причудливо переплелись черты различных циви-лизаций. Некоторые не без основания утверждают о наличии особого типа цивилизации – евразийской, к которой принадлежит наша страна.
К теме «Образование и развитие Древнерусского государства»
На что необходимо обратить внимание, самостоятельно продумывая вопросы, предложенные в
Планах семинарских занятий по соответствующей теме:
- по проблеме формирования государственности у восточных славян: что такое «государственность»
(постараться дать определение этого термина, используя материал справочников, энциклопедий
и т.п., либо показать свое понимание этого); вспомнить суть процесса образования государства
вообще и особенности складывания государства у восточных славян; рассказать о наличии
спорных вопросов в исторической науке по проблеме происхождения государства у восточных
славян (т.е. о норманнской теории, истории ее появления, самой сути теории, об отношении на-
учной общественности тогда, в советское время и сегодня к этой теории);
- по вопросу о социально-экономическом и политическом развитии Древнерусского государства:
показать понимание сути процесса политического развития Киевской Руси (знать и уметь оха-
рактеризовать правление первых Рюриковичей – от самого Рюрика и до Ярослава Мудрого
включительно, а также правление Владимира Мономаха и последнего Великого киевского князя
Мстислава); как изменился за время правления первых киевских князей характер внутренней и
внешней политики Древнерусского государства, кто и какие реформы осуществлял; как изменя-
лась в этот период социальная структура общества; суметь отразить и изменения в экономичес-
кой жизни страны; вспомнить, какие соседи проживали по границам Киевской Руси, характер
взаимоотношений с ними, в частности с Византией;
- по вопросу принятия Русью христианства: вспомнить о начальных этапах и формах этой религии,
о корнях христианства на Руси, раскрыть вопрос о необходимости принятия единой религии и о
проблеме выбора религии, стоявшей перед Владимиром I, показать значение принятия христи-
анства в разных аспектах (социальных, политических, экономических, культурных); вопрос о
контактах с исламским миром пока можно опустить (ввиду отсутствия необходимого материала
в учебниках и других пособиях);
- по вопросу о политической раздробленности Руси и вариантах дальнейшего развития:
понять суть процесса, приведшего в итоге к развалу государства; суметь назвать и обосно-
вать причины феодальной раздробленности; показать положительные и отрицательные послед-
ствия этого процесса для дальнейшей истории страны; дать характеристику трех центров, обра-
зовавшихся после распада Киевской Руси, и отразить особенности дальнейшего развития каж-
дого из этих центров.
По ряду предложенных вопросов можно использовать методическое пособие (бро-
шюру), имеющееся в библиотеке – «Образование и развитие Древнерусского госу-
дарства».