Материалы для вводной лекции по курсу Отечественной истории.




 

К вопросу о периодизации истории: Периодизация – это понятие означает условное деление исто-

рического процесса на хронологические периоды соотвест-

венно их отличительным особенностям.

Периодизация исторического процесса вызывает большие сложности, в основном потому, что трудно найти единственный критерий, который бы удовлетворял как периодизации всемирной исто-рии, так и истории регионов, отдельных стран. Существуют различные варианты периодизации. Наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный (последний имеет также множество вариантов – по числу цивилиза-ций, другим качественным характеристикам).

 

Суть формационной периодизации: Человечество в своем развитии проходит ряд стадий (фор-маций): … (перечислить).

Формации отличаются между собой как способом производства, так и особенностями социаль-но-политической организации общества. Понятийный аппарат этой периодизации включает такие понятия: производительный силы, производственные отношения, базис, надстройка.

Основной принцип периодизации – признание наличия объективных закономерностей в разви-

тии общества, обуславливающих прогрессивную смену одной общественно-экономической форма-ции другой, например, …(привести примеры).

 

Цивилизационный подход рассматривает общественно-историческое развитие человечества как смену относительно замкнутых цивилизаций (культурно-исторических комплексов). Он основан на аналогии событий, имевших место в тех или иных цивилизациях. Главный критерий: общность черт

в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном созании. При этом учи-тываются различия в географической среде, историческом развитии.

 

К вопросу о типах цивилизаций: различают 3 типа цивилизаций (есть и более объемные класси-

фикации, насчитывающие десятки, даже до сотни цивилизаций).

Первый тип – Народы вне исторического времени (т.е. без идеи развития). Соответствует пер-

вобытному состоянию общества и характеризуется: равновесием человека и природы, строгим соблю

дением традиций, запретом на их нарушения (табу). В настоящее время к этому типу цивилизаций

можно отнести отдельные племена отдаленных районов планеты.

Второй тип – восточный (или циклического развития). Ему присущи тесное переплетение прошлого и настоящего, приоритет религиозных и духовных ценностей. В общественном развитии – это сильное авторитарное государство, наличие замкнутых кастовых общин, не связанных друг с дру

гом. Характерно замедленное развитие всех сфер общественной и политической жизни общества.

Третий тип – западный. В его основе лежит идея непрерывного развития. Утверждается в ев-

ропейских странах одновременно с развитием христианства. Рационализм, престиж результативного

труда, развитые частная собственность и рыночные отношения, политическая система с активно

действующими партиями – характерны для этого типа общества. Государство выступает регулятором общественных и политических процессов, идущих в обществе.

 

Каждому из этих типов цивилизаций свойственны как недостатки, так и несомненные достоин-

ства. В 1-м: достаточно гармонично решена проблема взаимодействия человека и природы, однако человеку трудно или практически невозможно реализовать себя. Восточное общество, отдавая значи-тельную дань духовности, практически полностью игнорирует интересы отдельной личности. Евро-пейская цивилизация предоставляет человеку шанс самореализоваться, но это не исключает социаль-ных противоречий в обществе, определенного поста бездуховности и агрессивности у некоторых его членов.

Историю нашего Отечества невозможно рассматривать вне мирового исторического процесса. Научные споры о принадлежности его к какому-то типу цивилизаций не прекращаются и сегодня. Нетрудно заметить, что в прошлом и настоящем России причудливо переплелись черты различных циви-лизаций. Некоторые не без основания утверждают о наличии особого типа цивилизации – евразийской, к которой принадлежит наша страна.

К теме «Образование и развитие Древнерусского государства»

 

На что необходимо обратить внимание, самостоятельно продумывая вопросы, предложенные в

Планах семинарских занятий по соответствующей теме:

 

- по проблеме формирования государственности у восточных славян: что такое «государственность»

(постараться дать определение этого термина, используя материал справочников, энциклопедий

и т.п., либо показать свое понимание этого); вспомнить суть процесса образования государства

вообще и особенности складывания государства у восточных славян; рассказать о наличии

спорных вопросов в исторической науке по проблеме происхождения государства у восточных

славян (т.е. о норманнской теории, истории ее появления, самой сути теории, об отношении на-

учной общественности тогда, в советское время и сегодня к этой теории);

 

- по вопросу о социально-экономическом и политическом развитии Древнерусского государства:

показать понимание сути процесса политического развития Киевской Руси (знать и уметь оха-

рактеризовать правление первых Рюриковичей – от самого Рюрика и до Ярослава Мудрого

включительно, а также правление Владимира Мономаха и последнего Великого киевского князя

Мстислава); как изменился за время правления первых киевских князей характер внутренней и

внешней политики Древнерусского государства, кто и какие реформы осуществлял; как изменя-

лась в этот период социальная структура общества; суметь отразить и изменения в экономичес-

кой жизни страны; вспомнить, какие соседи проживали по границам Киевской Руси, характер

взаимоотношений с ними, в частности с Византией;

 

- по вопросу принятия Русью христианства: вспомнить о начальных этапах и формах этой религии,

о корнях христианства на Руси, раскрыть вопрос о необходимости принятия единой религии и о

проблеме выбора религии, стоявшей перед Владимиром I, показать значение принятия христи-

анства в разных аспектах (социальных, политических, экономических, культурных); вопрос о

контактах с исламским миром пока можно опустить (ввиду отсутствия необходимого материала

в учебниках и других пособиях);

 

- по вопросу о политической раздробленности Руси и вариантах дальнейшего развития:

понять суть процесса, приведшего в итоге к развалу государства; суметь назвать и обосно-

вать причины феодальной раздробленности; показать положительные и отрицательные послед-

ствия этого процесса для дальнейшей истории страны; дать характеристику трех центров, обра-

зовавшихся после распада Киевской Руси, и отразить особенности дальнейшего развития каж-

дого из этих центров.

 

По ряду предложенных вопросов можно использовать методическое пособие (бро-

шюру), имеющееся в библиотеке – «Образование и развитие Древнерусского госу-

дарства».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: