Конспект дидактической игры на уроке математики во 2 классе
ТЕМА УРОКА: «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» (Закрепление).
Цели урока:
Образовательные:
1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100.
2. Решать задачи разными способами.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, логическое мышление.
2. Пробудить интерес к предмету через дидактическую игру.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство уважения к своим товарищам.
2. Умение слышать и слушать друг друга.
Оборудование: Рисунки с изображением сказочных героев, дерева, башен; карточки с числами и буквами; сундук с замками; геометрические фигуры из цветного картона (квадрат, прямоугольник, треугольник), учебник «Математика» 2 класс (авт. М.И. Моро и др).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы проведем необычный урок математики: мы отправимся в путешествие по сказке. Целью нашего путешествия будет отработка знаний, умений и навыков в сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100. Задача нашего путешествия: работать оперативно, четко, правильно. Итак, в путь!
III. Повторение пройденного материала.
Устный счет.
- В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда ему идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
Учитель прикрепляет на доске карточки с числами, на обратной стороне которых записаны буквы.
о | к | щ | л | й | е |
- Найдите лишнее число и снимите с доски соответствующую карточку.(40). Каждое из чисел представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Откройте тетради и расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернем карточки. Прочитайте, кто похитил Василису. (Кощей.) Поможем Ивану-царевичу освободить Василису.
Учитель прикрепляет к доске рисунок, на котором изображен Иван-царевич.
- Ивана-царевича поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем.
Учитель прикрепляет к доске изображение Змея Горыныча с тремя головами. По ходу выполнения заданий головы убираются.
- Помогите Ивану-царевичу победить Змея. Для этого надо выполнить три задания.
Задание 1
На доске записаны выражения. Ученики вычисляют их значения. (Ответы показывают на индивидуальных досках).
38+2 92-90
46-4 49-30
87+10 82+6
Задание 2
На доске записаны равенства с пропусками, которые ученики заполняют.
40 +…=60 50 -…=20
87 -…=80 49 +…=50
Задание 3
Учитель предлагает решить задачу разными способами:
«Около избушки на курьих ножках стоят две бочки с водой. В одной бочке 30 ведер воды, в другой -15 ведер. Из одной бочки Баба-Яга взяла 5 ведер воды. Сколько ведер воды осталось в бочках?».
Змея вы победили. А теперь выполните задание Бабы-Яги. Откройте учебник на с.58. Используя несколько чисел на стене избушки на курьих ножках, набери число, записанное в окошке под крышей (20).
Дальше Ивана-царевича поведет волшебный клубочек. Поможем ему пройти по лабиринту чисел, составив выражения, значения которых равны 70. (Работа в тетради).
Учитель изображает на доске лабиринт с числами. Ученики составляют выражения.
Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением камня с надписью: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький» и изображает три дороги, на которых записаны числовые выражения:12-(18-9), -(9+5)-7, 11-(7+3)
Волшебный клубок привел Ивана-царевича на распутье. Прочитайте надпись на камне. По какой дороге надо идти Ивану-царевичу?
Ученики находят значения выражений и выбирают правильный путь.
IV. Физкультминутка .
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
V. Самостоятельная работа.
Вы помогали Ивану-царевичу победить Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана-царевича.
Учитель показывает сундук с двумя замками, с обратной стороны которых написаны задания из учебника (с.53, №3(2), с. 54, №6). Выполнив их, ученики убирают замки и «достают» меч.
VI. Повторение пройденного материала.
Итак, меч в руках Ивана-царевича, путь в царство Кощея свободен! Замок Кощея находится на высокой горе. Поможем Ивану-царевичу преодолеть гору, измерив и узнав длину ломаной.
Учащиеся выполняют задание №7 (1) на с.54.
Мы добрались до Кощея. Он встретил Ивана-царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, то выполни мои задания, и Василиса- твоя! Если не выполнишь, то голова с плеч!» Поможем Ивану-царевичу. Кощей предложил ему сначала решить задачу: «В моем саду растет волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 32, серебряных-8. Я сорвал 15 яблок. Сколько яблок осталось?»
Ученики решают задачу и сверяют свое решение с записью на доске.
(32+8)-15=25
Учитель говорит, что Иван-царевич решил задачу так же, но у Кощея оказалось другое решение: (32-15)+8
Кощей утверждает, что Иван-царевич решил задачу неправильно.
Ученики помогают Ивану-царевичу, доказывая, что оба решения правильные
Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей.- Только сначала догадайся, где она. У меня четыре башни. Самая большая башня пустая. Василиса находится не в самой высокой башне и не в самой низкой. Где же она?
К обратной стороне доски прикреплены рисунки с изображениями башен. Ученики решают задачу и освобождают Василису.
Вы помогли Ивану-царевичу освободить Василису. Давайте построим дом, где они будут жить.
К магнитной доске прикреплены геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат и треугольник), вырезанные из картона. Ученики называют их и складывают из них дом.
Иван-царевич и Василиса благодарят всех участников путешествия за оказанную помощь.