ТЕМА: ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ




Фискальная политика — это порядок формирования государственных доходов и налогообложения, направленный на обеспечение экономического роста, полной занятости, поддержания стабильности хозяйства и снижения темпов инфляции. Составной элемент экономической системы, реализует функции государства. Совокупность финансовых мер правительства по регулированию экономики.

Фискальную политику в США осуществляют два органа: Совет экономических консультантов (СЭК) создан для оказания помощи и выработки рекомендаций по экономическим вопросам президенту США. Собирает и анализирует экономическую информацию для составления прогнозов, выработки программ и формирования политики для национальной экономики.

Общественный экономический комитет (ОЭК) рассматривает широкий круг экономических проблем общенационального значения (занятость, социальная защита населения и.т.п.).

Основой фискальной политики служат финансовые отношения.

Финансовые отношения — экономические денежные отношения, опосредующие производство, распределение, перераспределение валового национального продукта (ВНП) посредством одностороннего, безэквивалентного, безвозмездного и безвозвратного движения денежных фондов в финансовой системе.

Финансовая система — это финансовые отношения и органы их реализующие. Центром финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — финансовый план государства, баланс его доходов и расходов по источникам поступления и основным направлениям использования средств.

Существуют понятия: консолидируемый, циклический, структурный, реальный бюджет, бюджет полной занятости.

Консолидируемый бюджет — бюджет государства и бюджеты регионов.

Циклический бюджет учитывает изменения в доходах и расходах государства в зависимости от фазы цикла, в. которой находится Экономика.

Структурный бюджет отражает изменение доходов и расходов государства в результате структурной перестройки в экономике.

Реальный бюджет — определяется реально существующими доходами и расходами государства. Их соотношение может быть различным.

Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы правительственные излишки или дефициты, если экономика функционировала бы в условиях полной занятости.

Бюджетные излишки - положительное сальдо бюджета, превышение доходов государства над его расходами.

Бюджетный дефицит — отрицательное сальдо бюджета, устойчивое превышение расходов государства над его доходами.

Существуют: структурный, циклический и реальный дефицит бюджета.

Структурный дефицит бюджета — результат правительственной фискальной политики. Возникает, когда экономика функционирует в пределах потенциального объема производства, но в условиях изменяющегося соотношения между отраслями хозяйства.

Циклический дефицит бюджета — следствие изменений в промышленном цикле возникает, когда экономика находится в той или иной фазе процесса воспроизводства.

Реальный дефицит бюджета определяется фактически существующим превышением расходов" над доходами государства.

Методы балансирования бюджета:

1) ежегодно балансируемый бюджет;

2) бюджет, балансируемый на циклической основе;

3) функциональный бюджет.

Ежегодно балансируемый бюджет дает возможность добиваться экономического роста; преодолевает безработицу и инфляцию. В то же время этот метод балансирования снижает возможности фискальной деятельности государства, углубляет колебания делового цикла и вызывает падение темпов экономического роста и темпов инфляции. Реализуется правительственным увеличением ставок налогов и сокращением государственных расходов.

Существует понятие мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета — это равные увеличения правительственных расходов, налогообложения, ведущие к соответствующему росту равновесного ЧНП. Он равен единице.

Бюджет, балансируемый на циклической основе — связан с антициклической политикой. Чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоговые ставки и увеличивает свои расходы.

Функциональный бюджет — метод балансирования бюджета, при котором все усилия государства сосредоточиваются на обеспечении полной занятости, стабилизации экономики, снижении темпов инфляции.

Существуют три способа финансирования государственного бюджета: 1) за счет займов у населения (внутренний заем); 2) посредством продажи процентных бумаг за рубежом (внешний заем); 3) за счет выпуска (эмиссии) новых денег.

Внутренний заем — выпуск и размещение государственных облигаций и других ценных бумаг среди населения и фирм в размере бюджетного дефицита или его части. Увеличение расходов государства осуществляется за счет потребления общества.

Внешний заем — договор с правительством другой страны о предоставлении в распоряжение иностранного заемщика материальных ценностей или денег, на условиях возврата, на срок и с выплатой процентов. Увеличивает внешний государственный долг, но не сокращает личного потребления в стране-кредиторе.

Эмиссия — способ финансирования бюджетного дефицита путем дополнительного выпуска денег в обращение. Приводит к росту инфляции.

Фискальная политика бывает автоматическая и дискреционная.

Автоматическая фискальная политика — так называемая политика "встроенных стабилизаторов". При ней прогрессивная шкала налогообложения приводит изменение налоговых поступлений в прямое соответствие с уровнем ЧНП, либо национального дохода; используется при автоматической стабилизации экономики.

"Встроенный (вмонтированный) стабилизатор" — это любая мера, имеющая тенденцию сократить положительное сальдо государственного бюджета в период спада производства и увеличить положительное сальдо (или уменьшить дефицит) в период инфляции, без необходимости принятия каких-либо специальных мер со стороны правительства.

Автоматическая стабилизация использует элементы автоматической фискальной политики государства включающей: 1) автоматическое изменение поступлений в бюджет с изменением доходов предпринимателей и населения; 2) помощь безработным и другие социальные выплаты; 3) льготы фермерам; 4) сбережения (нераспределенная прибыль
корпораций и накопление денежных средств населением).

Дискреционная фискальная политика состоит в сознательном манипулировании ставками налогов, структурой налогообложения, размерами государственных расходов с целью изменения объема национального производства и занятости, контроля за темпами инфляции и ускорения экономического роста. Бывает стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая дискреционная политика включает: 1) увеличение государственных расходов; 2) снижение налогов; 3) их сочетание. При сбалансированном бюджете в период спада или депрессии необходим бюджетный дефицит.

Сдерживающая дискреционная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов; 2) повышение налоговых ставок; 3) их сочетание. Должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если в экономике инфляция.

Существуют прямые и косвенные фискальные методы регулирования экономики.

Прямые методы — способы бюджетного регулирования, когда средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенное воспроизводство и покрытие непроизводственных расходов государства, на правительственные инвестиции и проведение структурной политики.

Государственные финансовые ресурсы используются для предоставления субсидий и дотаций фирмам и отраслям экономики, целевых кредитов; осуществления государственных закупок товаров и услуг с целью стабилизации хозяйственной конъюнктуры.

Субсидия — финансовая помощь в виде денежного пособия, предоставляемого правительством за счет государственного бюджета предпринимателям своей страны, зарубежным фирмам и государствам.

Дотация — форма централизованного регулирования доходов и расходов фирм, затраты которых превышают их прибыли. Денежная помощь из государственного бюджета для компенсирования убытков предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Целевые кредиты — коммерческие и инвестиционные кредиты, предоставляемые фирмам на строго определенные цели.

Государственные закупки — закупки государством у фирм и корпораций товаров и услуг по контракту, либо государственному заказу с последующей их переработкой и реализацией на внутреннем либо внешнем рынках.

Государственный заказ - задание производителям по изготовлению дефицитного либо особого товара, имеющего общенациональное значение, пользующегося спросом внутри страны и за рубежом.

Косвенные методы бюджетного регулирования — мероприятия, с помощью которых государство воздействует на финансовые возможности производителей и на размеры потребительского спроса через систему налогообложения и политику ускоренной амортизации.

Система налогообложения — совокупность обязательных платежей (налогов) юридических и физических лиц в государственный бюджет; основной инструмент государственного регулирования экономики. Перечень налогов и их ставки определяются правительством страны.

Налоги — обязательные платежи предприятий, организаций, населения; основной источник дохода государственного бюджета, местных бюджетов. Влияют на затраты и прибыль предприятий, покупательную способность населения и уровень жизни.

Налоги различают:

— по предмету налогообложения (прибыль, имущество и т.д.);

— по учреждениям, которым поступают налоги (федеральный,
местный бюджет);

— по субъекту обложения (фирмы, граждане);

— по способу взимания {адвалорный, аккордный, паушальный);

— по механизму взимания (прямые, косвенные);

— по способу начисления (прогрессивный, регрессивный,
пропорциональный).

Система налогообложения Украины — утверждена законом "О системе налогообложения", принятым 25 июня 1991 года, которым определены следующие налоги, сборы и обязательные платежи:

— налоги на прибыль;

— налог на прибыль иностранных юридических лиц от
деятельности в Украине;

налог с оборота;

акцизный сбор;

налог на добавленную стоимость;

— налог на экспорт и импорт;

— подоходный налог с граждан;

— плата за природные ресурсы;

— экологический налог;

— государственные пошлины (напр., с владельцев транспортных средств и др.);

— таможенные пошлины.

Существует двойное налогообложение.

Двойное налогообложение — это налог на прибыль иностранного участника СП. Первоначально этот налог уплачивается при переводе прибыли за границу, вторично налогообложение производится в стране иностранного партнера СП.

Методы налогообложения: 1) начисление; 2) удержание (уплата).

Начисление налога — определение размера задолженности, производится налоговыми органами на основе налоговой декларации (для физических лиц).

Налоговая декларация — официальное заявление лица о размерах его доходов в виде письменного документа, влекущего за собой юридическую и экономическую ответственность в случае сознательного искажения сведений.

Удержание налогов — вычет из получаемого дохода непосредственно (например подоходный налог на заработную плату).

Адвалорный налог — фиксированная процентная ставка, относимая к общей стоимости товара, на основе которой совершаются соответствующие платежи (торговые налоги, импортные пошлины и т.д.).

Паушальный платеж — лицензионное вознаграждение, определенная твердо зафиксированная в соглашении сумма.

Прогрессивный налог — налог, средняя ставка которого вырастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.

Пропорциональный налог — налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика.

Регрессивный налог — налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются по фиксированной процентной ставке от суммы дохода. К ним относятся: налоги на доходы (прибыль) фирм, корпораций; индивидуальный подоходный налог, налоги с наследства, на транспортные средства и т.д.

Косвенные налоги. Механизмом взимания этих налогов служит ценообразование. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с оборота, таможенные пошлины и др.

Налог на добавленную стоимость — часть вновь образованной стоимости на каждой технологической ступени производства товара или оказания услуги. Поступает в бюджет после их реализации, которая осуществляется по ценам, увеличенным на сумму налога.

Акциз — вид косвенного налога на товары массового спроса (винно-водочные, табачные изделия, соль, спички, бензин и др.). Уплачивается государству производителями и продавцами товаров. Акциз включается в цену товаров или тарифы за услуги.

Налог с оборота — часть чистого дохода общества, централизуемая в бюджете государством. Уплачивается с потребительских товаров и количественно представляет собой твердо фиксированную часть разницы между оптовой ценой продукции и издержками ее производства. Государство определяет перечень товаров, в цены которых включается этот налог.

В отдельных случаях государство предоставляет налоговые льготы.

Налоговые льготы — частичное или полное освобождение юридических или физических лиц от уплаты налогов; элемент налоговой политики; преследуют экономические или социальные цели. К льготам можно отнести налоговые каникулы.

Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого та или иная группа фирм освобождается от уплаты определенного вида налога.

Налоговые гавани — небольшие государства, регионы, территории и населенные пункты (порты), ориентированные на привлечение капиталов, как отечественных, так и из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот в виде освобождения от тех или иных налогов или снижения ставок налогообложения.

Политика ускоренной амортизации сводится к освобождению предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Способствует экономическому росту и, вместе с тем, сокращает реальную покупательную способность населения в связи с ростом издержек и, следовательно, цен на товары.

Дефицитное финансирование из бюджета связано с образованием государственного долга.

Государственный долг формируется государственным кредитом.

Государственный кредит — кредитные отношения по поводу аккумуляции государством на началах возвратности денежных средств для финансирования правительственных расходов, покрытия бюджетного дефицита, стабилизации экономики и, в том числе, денежного обращения.

Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком — государство.

Государственный долг — это долг государства тем или иным экономическим, юридическим или другим субъектам, предоставившим взаймы денежные средства, материальные ценности, хозяйственные объекты и т.д. Представляет собой временную мобилизацию средств для покрытия расходов государства путем выпуска правительственных займов. Бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг — это задолженность государства гражданам, фирмам, организациям своей страны. Такая задолженность существует в форме эмитируемых государством ценных бумаг (облигаций, сертификатов, именных чеков и т.д.).

Облигации — ценные бумаги, удостоверяющие внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающие обязательство государства возместить их номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента. Могут быть как именными, так и на предъявителя, целевыми, выигрышными, свободно обращающимися (рыночными) или с ограниченным кругом обращения (нерыночными), сберегательными, казначейскими и др.

Сберегательная облигация — письменное свидетельство государства, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы облигации и процентов по ней.

Казначейские облигации — вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателем денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

По срокам погашения облигации делятся: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Срок погашения может быть правительством консолидирован.

Консолидация государственного долга — удлинение сроков займа.

Сертификат (денежный) — ценная бумага, удостоверяющая право ее собственника на получение определенной суммы денежных средств и процентов.

Именной чек — чек, выписанный на определенное лицо.

Внешний долг — это задолженность правительства страны иностранным гражданам, фирмам, государствам, международным организациям и фондам.

Обслуживание государственного долга — погашение основной суммы долга и уплата процентов по ней. В Украине обслуживание задолженности по внутреннему и внешнему государственному долгу поручено Национальному банку (НБУ).

Норма обслуживания внешнего долга выводится как отношение суммы платежей страны по обслуживанию внешней задолженности к объему ее экспорта. Эта норма показывает, какая часть валютной выручки в данный период изымается из экономики страны и не может быть использована в целях накопления или потребления.

Государственный долг оформляется государственными займами.

Государственные займы (внутренние и внешние) выпускаются как правительством, так и местными органами управления. Делятся на облигационные и Безоблигационные.

Безоблигационные займы это займы у банков или внешние межправительственные займы, международных организаций и фондов. Примером безоблигационного внутреннего займа может служить выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование Центральным банком государственного бюджета и т.д.

Существуют четыре направления воздействия государственного долга: распределение доходов, стимулирование, внешние связи, "эффект вытеснения".

Распределение доходов в связи с государственным долгом, владением облигациями и получением по ним процентов отдельными группами населения осуществляется неравномерно и ведет к их дифференциации.

Стимулирование - выплата процентов по государственному долгу вынуждает государство повышать ставки налогов, а это уменьшает мотивацию к предпринимательству.

Внешние связи — внешний государственный долг способствует усилению внешнеэкономических контактов.

"Эффект вытеснения" означает сокращение частных инвестиций вследствие дефицитного государственного финансирования.

Сущность "эффекта вытеснения" заключается в том, что фискальная политика, имеющая тенденцию к росту налоговых ставок, подрывает инвестиционный эффект частных предпринимателей.

Факторы, противодействующие "эффекту вытеснения": 1) увеличение государственных расходов на потребительские нужды и инфраструктуру; 2) наличие в стране безработицы, повышающей государственные расходы на социальные выплаты.

В руках государства имеются инструменты управления государственным долгом: рефинансирование, налогообложение, "создание денег".

Рефинансирование — это выпуск и размещение новых облигаций и погашение за этот счет предыдущего выпуска.

Налогообложение — способ управления государственным долгом путем манипулирования его структурой и ставками налогов.

"Создание денег" — увеличение массы денег в обращении, посредством использования механизма эмиссии в руках государства.

Для покупателей государственных облигаций существуют: финансовый, кредитный, рыночный, процентный и инвестиционный риски.

Риск — количественный размер потенциальных финансовых убытков. При превышении определенного уровня риска возникает такая ситуация, при которой инвестор отказывается принять риск на себя.

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности осуществляющий вложение собственных средств в ценные бумаги (акции, облигации), производство, строительство и т.д.

Инвестиции — вложение средств в финансовые активы (ценные бумаги) и хозяйственную деятельность.

Финансовый риск — связан с возможностью ухудшения финансового положения эмитента облигаций (государства), который оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства по государственному долгу.

Кредитный риск — риск невыплаты основной суммы долга и процентов в связи с неплатежеспособностью или банкротством заемщика, нейтрализуется требованием гарантий, изучением кредитоспособности должника.

Рыночный риск — возникает в результате непредвиденных изменений на рынке облигаций, привлекательность которых, как объекта инвестиций может быть утрачена.

Процентный риск — изменение процентных ставок и связанное с ним снижение рыночной цены облигаций.

Инвестиционный риск — возможность получения дохода от инвестиций в меньшем размере, чем заранее рассчитанного инвестором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: