Создание картины мира с точки зрения человека в обществе.




 

Что же такое публицистика?

Публицистика - литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. /Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник,1999./) Это и экономика, и политика, и культура, и спорт, и быт.конецформыначалоформы

конецформыначалоформыПринципиальное различие публицистики и художественной ли­тературы — в подходе к действительности. Задача писателя — изоб­ражать действительность и только посредством созданных им кар­тин и образов выражать свои симпатии и антипатии. Здесь функции убеждения и оценки вторичны. В публицистическом произведении функции убеждения и оценки первичны, выражены в слове (в его предметном и образном значении, эмоциональных и оценочных от­тенках). Художественная публицистика, как и всякое искусство, условна. Публицист стремится приблизить свое произведение к реальности. Чем ближе эти формы (реальные и отраженные в тек­сте), тем удачнее публицистический текст.
В самой основе понятия публицистика прежде всего лежит комментарий, анализ и обсуждение вопросов, волнующих обще­ство.

Публицистика определяет значимость постоянно возникающих явлений, даёт эмоциональную оцен­ку событий. Полярность этих оценок — новое явление в пуб­лицистике (сравнительно с печально известными периодами в нашей стране). Размышления занима­ют главное место, выходят на первый план. Осмысление отно­шения к миру для публициста, формирование осознанной социальной позиции у человека — главная задача публициста.

Для этого полемика должна опираться на объективную, убедитель­ную и обоснованную аргументацию. Ведь отличительный признак публицистики — полемичность. (Полемика - это "спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов". Проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. /Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник,1999./)

Аргументация — это приведение доводов (аргу­ментов) с целью изменения позиций или убеждений другой сто­роны.

Для аргументации характерно то, что она

— всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений;

— является целью усиления или ослабления чьих-то убеждений;

— направле­на на другого человека или людей, рассчитана на диалог и ак­тивную реакцию противоположной стороны;

— предполагает разумность тех, кто воспринимает приводи­мые доводы.

Приемы аргументации бывают корректными и некоррект­ными. Использование вопреки здравому смыслу некорректных аргументов является особенностью публицистики тенденциозной и экстремистской прессы. Некорректные аргументы чаще всего адресованы

— аудитории, как попытка опереться на ее мнения, чувства и настроения вместо обоснования тезиса объективными довода­ми. Это манипулятивный прием с целью взвинтить эмоции, на­электризовать аудиторию (яркий тому пример выступления В.Жириновского);

— личности, которой приписывают недостатки, реальные или мнимые, представляющие ее в смешном свете, бросающие тень на ее умственные способности, подрывающие доверие к ее рас­суждениям. В этом случае сущность полемики уходит на второй план и предметом обсуждения становится личность оп­понента.
Явления, о которых говорится в тексте, интересуют нас прежде всего с точки зрения той роли, которую они могут играть в нашей жизни. "Современное состояние общества таково, что по целому ряду проблем его члены вообще не могут составить никакого мне­ния. Более того, о существовании некоторых проблем ничего не было бы известно, если бы не публицистика, которая разъясня­ет, насколько важны эти проблемы."
Публицистика задает набор тем и проблем, которые считаются наиболее важными на текущий мо­мент. В этом смысле публицистика действует как прожектор, «выс­вечивая» то одну, то другую проблему.

Таким образом, главное воздействие публицистики связано с информативной функцией, т. е. способностью привлекать общественное внима­ние к тем или иным проблемам и определять критерии, лежащие в основе оценки и принятия решений. В публицистических произведениях, содержанием которых является критика на злобу дня, информативная функция сочета­ется с экспрессивной. Критика несет отпечаток авторских эмоций, делая текст оценочно-экспрессивным. (Как известно, под экспрессией понимают выразительно-изобразительные качества речи, отли­чающие ее от обычной или стилистически нейтральной и прида­ющие ей образность и эмоциональность.)Своеобразие критики в публицистическом тексте в том, что автор здесь намеренно стре­мится к увеличению экспрессивного эффекта.

 

О жанрах. Ж анры публицистики не просто лите­ратурные формы отображения реальности, а прежде всего спо­собы и методы воздействия на аудиторию, построенные на ав­торском понимании и интерпретации сути отображаемых в тек­сте проблем, фактов, явлений через аналитико-художественное воспроизведение конкретных ситуаций.

В публицистике различают три группы жанров:

· информационные,

· аналитические,

· художественно-публицистические.

конецформыначалоформыПеред каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи.

· Информационные жанры. Если речь идет об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для нее события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности. Перечислим их: заметка

· Аналитические жанры. Если же речь идет о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.

· Художественно-публицистические жанры. Если же журналист "опосредует" действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!) как таковому." /Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000, с. 7-8/.

конецформыначалоформы Информационные жанры

1. Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации.
Существует несколько разновидностей заметок: событийная заметка, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет.

К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, ее форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.

· Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имен, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.

· Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на ее языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшиеся способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращенные наименования (аббревиатуры). С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности сообщения.

· Ясность заметки является очень важным ее качеством, так как читателю из небольшого по объему текста необходимо извлечь адресованную ему информацию.

2. Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета, может включать в себя некоторые элементы оценки, предписания, прогноза. Она близка по своей сути к репортажу, но отличается от него тем, что автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Темой корреспонденции часто являются самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы.
3. Информационный отчет выделяется в особый жанр тем, что имеет предметом отображения различные собрания, партийные съезды, конференции, заседания парламента. Цель отчета - сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.
4. Информационное интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.
5. Блиц-опрос содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.
6. Публикация типа вопрос-ответ возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра - неразрывное единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра заключается в том, что в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может быстрее привлечь внимание читателей. Так бывает, если в редакцию поступил вопрос, интересный многим, касающийся важных событий.
7. Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчетами.
Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развернутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать "эффект присутствия". Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и рассказать о нем так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.
8. Некролог

Аналитические жанры

Средства массовой информации не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась достаточно разветвленная система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами.
Аналитические жанры предполагают не только серьезное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.
1. Аналитический отчет. Предметом журналистского аналитического отчета, как и отчета информационного является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях съездах. Аналитический отчет отличается от информационного целью - она состоит не в сообщении о ходе собрания, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Внимание аудитории направляется от содержания выступлений к событиям реальной жизни, что позволяет самим читателям судить о позиции участников собрания.
Автор аналитического отчета может выбирать только самые интересные выступления, давать им свою трактовку и объяснение, но делать это необходимо так, чтобы аудитория смогла легко отличить мысли автора отчета от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.
Объективность аналитического отчета во многом зависит от избираемых языковых средств. В некоторых отчетах в зависимости от симпатии журналиста съезд одной из партий может быть описан как очень плодотворный, открывший новые перспективы перед всем обществом, а другой - как традиционный, не принесший ничего нового, повторивший уже известное. Другой пример. Известно, что все партии проводят не только открытые, но и закрытые заседания съездов. В отчетах эти мероприятия именуются как "прошедшие в обстановке конфиденциальности", если партия журналисту нравится, либо как "прошедшие в условиях повышенной конспирации и строгой секретности", если партия журналисту не нравится.
Вообще, аналитический отчет должен отличаться от памфлета преобладанием стилистически нейтральных слов с ясным понятийным значением, конечно, и эмоционально окрашенная лексика возможна, но лучше, если она будет присутствовать во вводных конструкциях и высказываниях, содержащих оценки журналиста, а не в информационной части текста.
Язык аналитического отчета характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях. Этим определяется необходимость разъяснять читателям редкие, малоупотребительные, недавно появившиеся термины. Отчеты отличаются достаточно сложными синтаксическими конструкциями, которые вводят прямую речь, предваряют изложение в косвенной речи, выделяют комментарий.
2. Аналитическая корреспонденция представляет собой жанр, похожий и на отчет, и на репортаж, но имеет особую цель - сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя "живое" наблюдение, фрагменты выступлений, "свернутый" пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная - обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления.
3. Аналитическое интервью отличается от информационного своей целью - это не просто получение информации о событии, а выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, прогноз. Роль журналиста в таком интервью - задать своими вопросами направление анализа, получить у собеседника развернутые ответы.
4. Аналитический опрос имеет сходные черты с информационным, но отличается характером вопросов. Он посвящен важным политическим темам, событиям экономической, культурной жизни. Это может быть выяснение мнения известных артистов по поводу новой пьесы и т.п. Здесь журналист должен сформулировать вопрос, предполагающий развернутый ответ.
5. Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего - двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста... В интервью журналист только задает вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них. В беседе журналист является равноправным партнером по коммуникативному акту, а значит, и создателем содержания будущего текста.
Беседа широко использовалась на страницах прессы на протяжении многих лет. "Беседы за "круглым столом"" велись на страницах "Известий", "Литературной газеты", других изданий.
Участие журналиста в беседе позволяет более всесторонне рассмотреть предмет разговора, уточнить ответы, соотнести их с другими известными журналисту фактами. Этот жанр требует подготовки журналиста к обсуждению избранной темы, точных представлений о предмете разговора. Особую сложность представляет собой беседа с должностными лицами, незаинтересованными в широком гласном обсуждении результатов их работы.
6. Комментарий может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале XX в. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета.
Комментарий (за исключением кратких форм) представляет собой структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса.
Комментарий содержит ряд типичных структурных элементов:

· сообщение о комментируемом событии и формулировка задачи комментария;

· формулирование возникших в связи с этим событием вопросов;

· изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей;

· формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию (Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000, с. 122).

Особую роль играет качество поставленных по поводу события вопросов, их актуальность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов и обоснованность общего логического вывода. Без ясного вывода последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией. Успех комментария во многом зависит от того, насколько правильно он построен. Читателю необходимо дать возможность понять, о чем собственно идет речь, какие аргументы комментатор приводит в пользу своей позиции, какие решения предлагает.
7. Социологическое резюме - новый жанр, возникший в российской печати в последние годы в связи с активизацией политической жизни и развитием социологических исследований.
Социологическое резюме содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Аналитический характер такой публикации определяется тем, что журналист обращается к материалам, которые сами по себе представляют анализ действительности и тем, что журналист может соотносить данные различных социологических исследований, комментировать их.
Резюме дает адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования, без указания и обсуждения методов их получения.
Напоминая по форме научно-популярный жанр, резюме обладает функцией воздействия: характеризуя расстановку политических сил, оно побуждает массового читателя делать свой выбор, который в массовом сознании часто определяется предпочтениями большинства.
8. Анкета - жанр, связанный с методом сбора информации - анкетированием, которое дает в распоряжение журналиста достаточно сложный и разнообразный материал, требующий упорядочения. Публикации в жанре анкеты в настоящее время появляются на страницах многих газет и журналов ("Независимая газета", "Литературная газета", "Вечерняя Москва" и т.д.).
Популярность этого жанра объясняется тем, что он позволяет удовлетворять потребности аудитории в знании того, как реагируют на определенные общественные явления различные социальные группы.
9. Мониторинг - это тип публикаций, связанных с одноименным видом социологического исследования. Мониторинг представляет собой "слежение", систематически повторяющийся замер одних и тех параметров какого-либо социального явления. Он требует специальной социологической подготовки и часто выполняется социологами, журналист в этом случае редактирует материал исследования.
10. Рейтинг - публикация с целью осуществить "ранжировку" сходных явлений по какому-либо признаку. Явления, относительно которых составляются рейтинги, принадлежат самым разным сферам деятельности - экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются как в специализированных, так и в общественно-политических изданиях. Например, "Независимая газета" публикует рейтинги влиятельности российских политиков, рейтинги банков, телеканалов.
11. Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра - выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нем то, что незаметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определенной сфере, искусстве. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления - книги, фильмы, телепередачи. Рецензия должна преследовать важную цель - помочь аудитории оценить широко известное произведение, разобраться в вопросах искусства и литературы.
Рецензия обычно содержит суждения и оценки и тем самым относится к аналитическим жанрам.
В современной прессе рецензии рассматривают какую-либо одну сторону произведения - тему, мастерство автора, работу режиссера или исполнителей.
В последнее время появляются новые тематические виды рецензий - рецензии на документальные и мультипликационные фильмы, на телепередачи, рекламные ролики, музыкальные клипы, так как эти виды произведений все чаще попадают в центр общественного внимания.
Как отмечают многие ведущие деятели культуры современной России, рецензии часто облечены в жесткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, чем профессиональными публикациями. В этой связи вновь стоит вспомнить о речевом этикете, о культуре общения. Авторитет критики достигается, прежде всего, объективным отношением к рецензируемому труду, аргументированным анализом, интеллигентной формой выражения мыслей. Это требует от журналиста постоянного внимания к стилистической и эмоциональной окраске употребляемых слов.
12. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Она дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности.
Общеисследовательская статья анализирует широкие общезначимые вопросы:

· пути развития страны,

· уровень нравственности в обществе,

· выбор верного курса внешней политики.

Такая публикация требует высокого уровня обобщения, глобальности мышления. Общественная роль статьи снижается, если она перестает быть исследовательской и превращается в пропагандистскую. Для националистической и консервативно-коммунистической прессы характерно постоянное стремление подменять анализ действительности пропагандой. Однако и в демократической печати нередко, особенно в 1993 и 1996 гг., пропагандистские статьи публиковались очень активно, имея лишь форму аналитических публикаций. Автору статьи необходимы теоретические знания проблемы, жизненный опыт, умение сформулировать тезисы публикации и соотнести их с фактами, следуя избранной концептуальной линии.

· Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. В таких статьях анализируется положение дел в определенной отрасли или на отдельном предприятии, ставится задача вынести на суд общественности анализ ситуации и какие-то конструктивные предложения.
Описание проблемной ситуации требует ее оценки с разных сторон и поиска разрешения проблемы, предложения программы действий. В зависимости от подготовленности читателей, которым адресована газета (специалистам данной отрасли или более широкому кругу), журналист определяет степень уместности профессиональной лексики и необходимость разъяснения деталей.

· Полемическая статья представляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы. Некоторые издания публикуют полемику довольно часто (например, "Независимая газета", в других изданиях полемические статьи появляются в ходе предвыборных кампаний.

Этот жанр предполагает соблюдение ряда правил ведения полемики как по содержанию, так и по речевой форме. Авторами полемических статей часто выступают не журналисты, а политики, экономисты, ученые, специалисты в различных областях производства, техники. Поэтому представителям самых разных профессий надо быть готовыми к написанию статей.
Создание полемического текста должно начинаться с четкого формулирования главной мысли. Эту мысль необходимо сделать ясной для читателя.
При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьезность фактов состоит в надежности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений. Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения.
Недопустимо приписывать словам оппонента тот смысл, который они не могут иметь, или тот, который оппонент вовсе не желал выразить.
Установка на взаимопонимание участников полемики - важное условие ее конструктивности. Достичь такого взаимопонимания невозможно без уверенного владения нормами литературного языка.
13. Журналистское расследование выделяется среди других жанров своим предметом. В центре его - заметное негативное явление (громкое преступление, чрезвычайное происшествие, напряженная обстановка в каком-либо регионе или на предприятии). Проведение такого расследования требует высокой культуры общения как от журналиста, так и от других его участников. Прежде всего, обсуждаться должны общественно-значимые факты, а не обстоятельства личной жизни. Корректными должны быть как вопросы, так и ответы на них. В объективности результатов расследования заинтересовано, прежде всего, общество в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: