ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (УФО)




Мазунин С.А., студент 2 курса, группа МН-21,

Научные руководители: Оборин М.С., к.г.н. доцент кафедры экономического

анализа и статистики; Фролова Н.В., к. физ.-мат. н., доцент кафедры экономического анализа и статистики,

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова, г. Пермь

 

АННОТАЦИЯ: в статье рассмотрена динамика показателей санаторно-курортных организаций Уральского Федерального округа, эффективность их деятельности, статистика заболеваемости в округе, природные лечебно-профилактические ресурсы, выявлены проблемы развития данной сферы услуг в округе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: санаторий, курорт, рекреационная деятельность, санаторно-курортное лечение, заболеваемость.

Уральский регион – один из самых богатых минерально-сырьевых регионов России. В то же время, экология Урала неблагополучна для проживания, с каждым годом растёт уровень заболеваемости населения, в связи с этим политика региона направлена на улучшение качества жизни проживающих, ведь именно от качества жизни населения зависит успешность государства во внутренних и внешних делах. Развитие деятельности санаторно-курортных организаций (СКО) в огромной степени способствует решению проблем здравоохранения, так как рынок санаторно-курортных услуг (СКУ) предоставляет гражданам столь необходимый комплекс услуг по оздоровлению и профилактике своего здоровья.

В состав УФО входят 6 субъектов Российской Федерации: Челябинская, Курганская, Свердловская и Тюменская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Административный центр УФО – г. Екатеринбург. Общая площадь региона – 1 818 000 км² [1].

Уральский федеральный округ расположен на границе Европы и Азии, что подчеркивает очень выгодное экономико-географическое положение региона.

На территории округа расположено огромное количество ресурсов, необходимых для эффективной деятельности санаторно-курортных организаций (СКО). В районе нефтяных месторождений Ханты-Мансийского АО расположены источники йодобромистых минеральных вод. Территория Свердловской области также обладает своими уникальными источниками – здесь располагаются 8 месторождений с минеральными водами, а также 5 месторождений сапропелевой грязи. Тюменская область, в свою очередь, вмещает на своей территории 5 озер, где открыты месторождения сапропелевой соли, а также 9 месторождений с хлоридно-натриевыми и йодо-бромистыми минеральными водами. На территории Челябинской области запасы сапропелевых грязей практически неисчерпаемы [3].

По состоянию на 2015 год, в округе находилось 156 санаторно-курортных организаций (СКО). Для определения развитости отдельных субъектов в сфере предоставления населению санаторно-курортных услуг (СКУ) проведем анализ динамики санаторно-курортных организаций (табл. 3).

Таблица 3

Анализ динамики СКО по субъектам УФО за 2015 год*

Субъект УФО Число СКО Число мест в СКО
Количество, ед. Удельный вес, % Количество, тыс. мест Удельный вес, %
Курганская область   13,5 3,655 13,8
Челябинская область   30,1 8,278 31,3
Свердловская область   39,1 9,232 34,9
Тюменская область   13,5 4,180 15,8
Ханты-Мансийский АО   3,2 1,022 3,8
Ямало-Ненецкий АО   0,6 0,095 0,4
Всего     26,462  

*составлено по данным [2]

Можно заметить, что по количеству СКО в регионе лидирует Свердловская область – 61 организация (39,1%). Челябинская область также имеет большой удельный вес СКО в регионе – 30,1%(47 организаций). В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО располагается 5 и 1 СКО соответственно, что говорит об очень слабо-развитом уровне рынка санаторно-курортных услуг в этих регионах.

Заболеваемость населения – важнейший пункт оценки региона для определения актуальности развития рынка СКУ.

В 2015 году было зарегистрировано следующие количество общих заболеваний на 1000 человек:

1. болезни органов дыхания – 359,2

2. болезни кожи и подкожной клетчатки – 49,3;

3. болезни мочеполовой системы – 42,8;

4. болезни органов пищеварения 30,4.

Анализируя динамику уровня заболеваемости можно заметить, что по сравнению с 2014 годом, в 2015 средний рост по каждой категории составил 3%.

Для определения эффективности СКО на территории Уральского ФО проанализируем данные о деятельности СКО на 100 тысяч человек населения. (табл. 7).

Таблица 7

Эффект деятельности СКО на 100 тыс. чел. населения регионов*

  Число СКО Число размещённых в СКО, тыс. чел. Число мест в СКО, тыс. мест Доходы СКО, тыс. руб. Расходы СКО, тыс. руб. Число номеров, тыс. шт.
Курганская область 2,4 4904,1 0,42 77733,88 71322,91 0,15
Свердловская область 1,39   0,2 54194,29 64675,09 0,07
Тюменская область 1,5 5512,5 0,29 159298,25 189651,25 0,16
Ханты-Мансийский АО 0,31 939,9 0,06 69781,22 103252,17 0,04
Ямало-Ненецкий АО 0,02 178,5 0,02 268,29 13073,92 0,008
Челябинская область 1,34   0,24 59889,22 60668,04 0,09

*составлено по данным [2]

Анализ таблицы показал, что самыми эффективными субъектами УФО являются Курганская и Тюменская области. Эффективность деятельности СКО на территории Курганской области подчёркивается наибольшим числом СКО на 100 тыс. чел., а также по числу мест. Тюменская область занимает лидирующую позицию в округе по числу номеров на 100 тысяч человек и по количеству размещенных в СКО. Самым малоэффективным оказался Ямало-Ненецкий АО. Это связано с тем, что огромное количество ресурсов, необходимых для деятельности СКО, располагающихся на территории данного округа до сих пор не изучены, к тому же климат Ямало-Ненецкого АО определяется наличием многолетней мерзлоты, что также отталкивает многих людей от лечения в данном регионе.

В настоящее время уделяется большое внимание развитию туризма в целом на территории Уральского федерального округа. На территории Свердловской области запланированы такие проекты как воссоздание историко-минералогического маршрута «Самоцветная полоса Урала», а также воссоздание культурно-исторического парка «Каменные ворота». Ханты-мансийский автономный округ – Югра реализует инвестиционный проект культурного и оздоровительного центра «Термальный комплекс «Югорская долина». Курганская область планирует новое строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов филиала унитарного предприятия «Курорты Зауралья», санатория «Озеро Медвежье» [4].

Несмотря на все запланированные проекты в сфере рынка СКУ, округ сталкивается со следующими проблемами:

1. Устаревшая и недостаточно эффективная используемая ресурсная база в сфере оздоровительного туризма;

2. Сокращение числа детско-юношеских санаториев и курортов привело к острой нехватке организаций этого типа в регионе;

3. Низкий уровень доходов населения, и как следствие, непозволительная по стоимости путёвка на лечение в санаторно-курортные комплексы;

4. Проблема транспортной доступности отдыха в санаториях и курортах. Несмотря на развитую транспортную сеть региона, фактическая стоимость проезда к месту отдыха для семейных пар или родителей с детьми превышает допустимые границы;

Почти все вышеперечисленные проблемы связаны с финансовыми проблемами, возникшими в регионе, как и во всей России, в связи с кризисным периодом. Для их решения в округе проводится политика развития производственной сферы, наиболее развитой в регионе, с целью привлечения дополнительных инвестиций.

В целом, Уральский федеральный округ обладает огромным потенциалом для развития санаторно-курортных услуг. На территории региона расположена огромная часть минеральных ресурсов, ждущая своего освоения и применения, достаточно развитая производственная инфраструктура позволяет региону закладывать прочный фундамент роста на многие десятилетия вперёд. И развитие санаторно-курортных организаций, исследованием которых занимаются многие ученые [5], позволит региону решить многие социальные и экономические проблемы, к чему так стремится текущая политика округа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Уральский федеральный округ. Официальный ресурс.[Электронный ресурс] URL: https://uralfo.gov.ru/district/ (дата обращения 29.01.2017)

2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения 29.01.2017)

3. Балезина Т.В, Ирисова Т.А, Колотова Е.В. Перспективность развития санаторно-курортного дела на Урале// Курортное дело, туризм и рекреация. Том 2. №1, 2008. – С. 73 – 82.

4. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 мая 2014г. № 941-р об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

5. Оборин М.С. Региональный анализ изучения рекреационных систем // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 2. С. 35-42.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: