Воспитателя с детьми раннего возраста




РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Наблюдение за взаимодействием воспитателя детского сада с детьми.

Цель: Оказание помощи воспитателям в установлении контакта с детьми. Для получения объективной информации о характере взаимодействия воспитателя с детьми в разных видах деятельности используется методика стандартизированного наблюдения. Суть ее состоит в том, что психолог, наблюдая за поведением педагога в разных ситуациях взаимодействия с детьми, оценивает и фиксирует способ взаимодействия (воздействия) воспитателя: разрешает-запрещает, поощряет - наказывает, хвалит -ругает, обращает внимание на ребенка - игнорирует его, организует - дисциплинирует, помогает - не оказывает помощи, предоставляет самостоятельность - контролирует, просит -требует, заинтересовывает - не заинтересовывает ребенка. В процессе наблюдения данные фиксируются с помощью таблицы.

Способ фиксации результатов.

Проявление воспитателем в процессе наблюдения того или иного способа воздействия (взаимодействия) отмечается в таблице наклонной палочкой (/), модальность отношения (ласковый или безразличный взгляд, теплый или холодный тон и т.п.), а также педагогическая целесообразность выбранной педагогом формы взаимодействия обозначается знаками плюс (+) или минус (-).

Методика обработки результатов.

Полученные результаты обрабатывают следующим образом. Подсчитывается общее число воздействий (число наклонных палочек), затем отдельно число воздействий со знаком плюс и знаком минус. Числа по каждому типу воздействий делятся на общее число воздействий и округляются до сотых долей. Например, в ходе наблюдений было зафиксировано 100 воздействий, из них в графе 6 оказалось 21/+ и 4/-,поэтому внизу таблицы под данной графой пишем число 0,21 со знаком плюс (21: 100 = 0,21) и число 0,04 со знаком минус (4: 100 = 0,04). Такие же вычисления проводятся по всем отдельным графам. После этого отдельно складываются все числа со знаком плюс и со знаком минус с 1-й по 9-ю графу включительно.Получаем два итоговых числа, например0,89 со знаком плюс и 0,02 со знаком минус. Затем тоже делается и по графам С 10-й по 18-ю. Например, подсчитав результаты, получаем и здесь 0,06 со знаком плюс и 0,03 со знаком минус. В сумме все четыре числа должны составить единицу: 0,89+0,02+0,06+0,03=1. После чего из первого полученного числа (0,89) вычитаем последнее (0,03) и получаем итоговое число, которое и характеризует степень проявления той или иной модели педагогического взаимодействия в деятельности воспитателя. Оценка осуществляется путем сопоставления полученного результата вычислений с нормативными показателями, представленными в таблице.

 

Нормативы оценки Модель взаимодействия педагога в образовательном процессе детского сада
0,86-1,00 Выраженная ориентация на использование личностной модели взаимодействия с детьми
0,73-0,85 Умеренная ориентация на использование личностной модели взаимодействия с детьми
0,62-0,72 Умеренная ориентация на использование дисциплинарной модели взаимодействия с детьми
0,61 и ниже Выраженное пристрастие к дисциплинарной модели взаимодействия с детьми

 

 


Таблица для фиксации наблюдений

 

Дата наблю­дения Вид деятельности Характер воздействия
  Разрешает Запрещает Поощряет Наказывает Хвалит Ругает Обращает внимание Игнорирует Организует Дисциплинирует Помогает Помогает Предоставляет самостоятельность Контролирует Просит Требует Заинтересовывает Не заинтересовывает
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
Всего воздействий                                    
Со знаком плюс                                    
Со знаком минус                                    

 


Оценочная шкала

профессиональных умений и качеств, необходимых для общения

воспитателя с детьми раннего возраста

Ф.И.О. воспитателя дата

№ п/п Перечень умений и качеств Выраженность(отметить знаком «+»)
1. Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения. Очень высокий уровень Высокий уровень Хороший показатель Средний показатель Низкий показатель
         
2. Чуткость и отзывчивость, способность сопереживать детям в процессе общения.          
3. Умение понять детей, определить их главные особенности.          
4. Умение понять отдельного ребенка          
5. Умение проявлять психологичес­кий и педагогический такт          
6. Умение проявлять внимание ко всем детям и к каждому в отдельности          
7. Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность даже в экспериментальных ситуациях          
8. Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их          
9. Умение проявлять гибкость в общении          
  Владение речью          
11. Эмоциональная устойчивость          
12. Умение использовать игру, как средство общения с детьми          
13. Владение мимикой, пантомимикой          
  Умение использовать искусство как средство общения          
  Умение использовать шутки, юмор в общении          
  Умение создать в процессе общения атмосферу доверия, творчества, партнерства.          



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: