РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Наблюдение за взаимодействием воспитателя детского сада с детьми.
Цель: Оказание помощи воспитателям в установлении контакта с детьми. Для получения объективной информации о характере взаимодействия воспитателя с детьми в разных видах деятельности используется методика стандартизированного наблюдения. Суть ее состоит в том, что психолог, наблюдая за поведением педагога в разных ситуациях взаимодействия с детьми, оценивает и фиксирует способ взаимодействия (воздействия) воспитателя: разрешает-запрещает, поощряет - наказывает, хвалит -ругает, обращает внимание на ребенка - игнорирует его, организует - дисциплинирует, помогает - не оказывает помощи, предоставляет самостоятельность - контролирует, просит -требует, заинтересовывает - не заинтересовывает ребенка. В процессе наблюдения данные фиксируются с помощью таблицы.
Способ фиксации результатов.
Проявление воспитателем в процессе наблюдения того или иного способа воздействия (взаимодействия) отмечается в таблице наклонной палочкой (/), модальность отношения (ласковый или безразличный взгляд, теплый или холодный тон и т.п.), а также педагогическая целесообразность выбранной педагогом формы взаимодействия обозначается знаками плюс (+) или минус (-).
Методика обработки результатов.
Полученные результаты обрабатывают следующим образом. Подсчитывается общее число воздействий (число наклонных палочек), затем отдельно число воздействий со знаком плюс и знаком минус. Числа по каждому типу воздействий делятся на общее число воздействий и округляются до сотых долей. Например, в ходе наблюдений было зафиксировано 100 воздействий, из них в графе 6 оказалось 21/+ и 4/-,поэтому внизу таблицы под данной графой пишем число 0,21 со знаком плюс (21: 100 = 0,21) и число 0,04 со знаком минус (4: 100 = 0,04). Такие же вычисления проводятся по всем отдельным графам. После этого отдельно складываются все числа со знаком плюс и со знаком минус с 1-й по 9-ю графу включительно.Получаем два итоговых числа, например0,89 со знаком плюс и 0,02 со знаком минус. Затем тоже делается и по графам С 10-й по 18-ю. Например, подсчитав результаты, получаем и здесь 0,06 со знаком плюс и 0,03 со знаком минус. В сумме все четыре числа должны составить единицу: 0,89+0,02+0,06+0,03=1. После чего из первого полученного числа (0,89) вычитаем последнее (0,03) и получаем итоговое число, которое и характеризует степень проявления той или иной модели педагогического взаимодействия в деятельности воспитателя. Оценка осуществляется путем сопоставления полученного результата вычислений с нормативными показателями, представленными в таблице.
Нормативы оценки | Модель взаимодействия педагога в образовательном процессе детского сада |
0,86-1,00 | Выраженная ориентация на использование личностной модели взаимодействия с детьми |
0,73-0,85 | Умеренная ориентация на использование личностной модели взаимодействия с детьми |
0,62-0,72 | Умеренная ориентация на использование дисциплинарной модели взаимодействия с детьми |
0,61 и ниже | Выраженное пристрастие к дисциплинарной модели взаимодействия с детьми |
Таблица для фиксации наблюдений
Дата наблюдения | Вид деятельности | Характер воздействия | |||||||||||||||||
Разрешает | Запрещает | Поощряет | Наказывает | Хвалит | Ругает | Обращает внимание | Игнорирует | Организует | Дисциплинирует | Помогает | Помогает | Предоставляет самостоятельность | Контролирует | Просит | Требует | Заинтересовывает | Не заинтересовывает | ||
Всего воздействий | |||||||||||||||||||
Со знаком плюс | |||||||||||||||||||
Со знаком минус |
Оценочная шкала
профессиональных умений и качеств, необходимых для общения
воспитателя с детьми раннего возраста
Ф.И.О. воспитателя дата
№ п/п | Перечень умений и качеств | Выраженность(отметить знаком «+») | ||||
1. | Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения. | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Хороший показатель | Средний показатель | Низкий показатель |
2. | Чуткость и отзывчивость, способность сопереживать детям в процессе общения. | |||||
3. | Умение понять детей, определить их главные особенности. | |||||
4. | Умение понять отдельного ребенка | |||||
5. | Умение проявлять психологический и педагогический такт | |||||
6. | Умение проявлять внимание ко всем детям и к каждому в отдельности | |||||
7. | Умение управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность даже в экспериментальных ситуациях | |||||
8. | Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их | |||||
9. | Умение проявлять гибкость в общении | |||||
Владение речью | ||||||
11. | Эмоциональная устойчивость | |||||
12. | Умение использовать игру, как средство общения с детьми | |||||
13. | Владение мимикой, пантомимикой | |||||
Умение использовать искусство как средство общения | ||||||
Умение использовать шутки, юмор в общении | ||||||
Умение создать в процессе общения атмосферу доверия, творчества, партнерства. |