Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Целесообразность выхода на внешнеэкономический рынок.




 

Одной из важнейших сфер деятельности предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения "железного занавеса" у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для предприятий это такие задачи, как:

· свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

· свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

· свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

· свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

· включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций[3]:

1. Экспортная операция - это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.

2. Импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.

3. Реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

4. Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

К понятию "торговая сделка" относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.

Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП).

Международная кооперация производства – это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве[4].

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:

· объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

· организации производства промежуточной продукции на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

· увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий в современных условиях. Она позволяет:

· посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией;

· в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;

· быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

В применяемой Европейской Экономической Комиссией ООН укрупненной группировке форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.

1. Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.

2. Кооперация дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.

3. Кооперация с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.

4. Совместное производство, предусматривающее:

· использование технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;

· производство на их основе кооперированной продукции и взаимные ее поставки;

· специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве какой либо конечной или промежуточной продукции в соответствии с договором о МКП;

· распределение сбыта продукции между участниками МКП.

5. Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.

6. МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.

7. Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием "ноу-хау" и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов отечественного и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с отечественными предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием.

Задача 12.

 

Затраты на основной материал 1-го изделия составляют 1,2 тыс. руб., время на обработку – 0,5 часа по 4 разряду. Дополнительная заработная плата 10% от основной. Стоимость станка 250 млн. руб. Нормативный срок службы станка 14,3 лет. Годовая программа изделий – 2000 штук. Прочие затраты составляют 150% от основной заработной платы.

Определить себестоимость одного изделия.

Решение:

Определим себестоимость одного изделия (С):

С=МЗ+Зот+А+Зпр

где МЗ – величина материальных затрат (затраты на основной материал 1-го изделия);

Зот – затраты на оплату труда;

А – величина амортизации;

Зпр – величина прочих затрат.

1. Величина материальных затрат:

МЗ=1,2 (тыс. руб.)

2. Определим затраты на оплату труда:

Зот=ЗПосн+ЗПдоп

где ЗПосн – основная заработная плата;

ЗПдоп – дополнительная заработная плата.

ЗПосн=ЧТС1*ТК4*N

где ЧТС1 – часовая тарифная ставка 1-го разряда (тыс. руб.);

ТК4 – тарифный коэффициент 4-го разряда;

N – норма времени на обработку одного изделия (ч.).

ЗПосн=1,235*1,57*0,5=0,9695 (тыс. руб.)

Зот=0,9695+0,9695*0,1=1,0665 (тыс. руб.)

3. Определим величину амортизации:

где СТст – стоимость станка (тыс. руб.);

n - нормативный срок службы станка;

К - годовая программа изделий.

(тыс. руб.)

4. Определим величину прочих затрат:

Зпр=ЗПосн*1,5=0,9695*1,5=1,454 (тыс. руб.)

Тогда себестоимость одного изделия составит:

С=1,2+1,0665+8,741+1,454=12,4615 (тыс. руб.)

Ответ: себестоимость одного изделия составит 12,5 тыс. руб.

Задача 15.

На сновании данных приведенных в таблице рассчитайте прибыль предприятия и рентабельность оборота.

Показатели Значения, млн. руб.
Выручка от реализации продукции  
Издержки производства  
Выручка от реализации ненужных, излишних основных фондов 9,98
Дивиденды на акции, приобретенные предприятием 2,5
Штрафы, взысканные с поставщиков за нарушения договоров поставок. 1,8

Решение:

 

Рентабельность оборота (Rоб) рассчитывается по формуле:

Rоб=ПРч/Выр*100%

где ПРч – чистая прибыль, млн. руб.;

Выр – выручка от реализации продукции, млн. руб.

Определим чистую прибыль:

ПРч=Выр-И+Выр(изл)+Д+Ш

где И - Издержки производства;

Выр(изл) - Выручка от реализации ненужных, излишних основных фондов;

Д - Дивиденды на акции, приобретенные предприятием;

Ш - Штрафы, взысканные с поставщиков за нарушения договоров поставок.

Тогда чистая прибыль составит:

ПРч=1940-800+9,98+2,5+1,8=1154,28 (млн. руб.)

Рентабельность оборота составит:

Rоб=1154,28/1940*100%=59,5%

Ответ: прибыль предприятия составит 1154,28 млн. руб., а рентабельность оборота 59,5%.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: