Туристский слет учащихся Союзного государства в Республике Беларусь

9-17 сентября 2017 года сборная команда Ярославской области приняла участие в традиционном туристском слете учащихся Союзного государства в Оршанском районе Витебской области Республики Беларусь. Не смотря на начало учебного года, 400 юных туристов из 32 субъектов Российской Федерации и 8 – из Республики Беларусь нашли время и возможности приехать в этот гостеприимный край, чтобы достойно представить свои регионы на таком представительном мероприятии. Нашу команду представляли учащиеся Центра туризма и экскурсий и школы №26 города Рыбинска – победители и призеры областных соревнований по туризму и ориентированию.

До Москвы все российские команды добирались самостоятельно. Например, команды Крыма и Севастополя прилетели на самолете, а Томск - три дня трясся на поезде. Мы же – на заказном автобусе. Потом на Белорусском вокзале собрались все вместе и поездом Москва – Брест отправились в Оршу, куда прибыли ранним – ранним утром. На школьных автобусах нас доставили за 20 км от города на поляну слета, раскинувшуюся на берегу Днепра (шириной чуть больше нашей Черемухи). И началась насыщенная программа слета. Всем выдали форму и кроссовки, в которой мы отправились на открытие обратно в Оршу. Зрелище получилось грандиозным! Мы шли демонстрацией с флагами регионов по центральным улицам, а по обочинам нас приветствовали жители и школьники. Казалось, что вышел весь город. После открытия и концерта нас повели по музеям и местным достопримечательностям. На второй день экскурсионная программа продолжилась: мы ездили по Витебской области и окрестностям Орши. Побывали на Родине президента Лукашенко в агрогородке Копасть, посетили там Дом ремесел, затем – дачу Янки Купалы…В лагерь возвращались к вечеру. И начинались тренировки и репетиции. Кто – то учил краеведение. Кто – то готовил ужин и занимался заготовкой дров. Все с нетерпением ждали соревнований и конкурсов.

И вот первый день соревнований – ориентирование по выбору, 27 КП, КВ = 45 минут. Бегут шесть человек от команды забегами через 5 минут. Местность – сложная с перепадом высот по 35 метров на склоне, овраги и мелкий искусственный рельеф – капониры со времен ВОВ, воронки от снарядов, крапива, завалы, вырубки… Только два ориентировщика смогли найти за контрольное время все пункты. Увы, - не наши, а белорусы. У нас – 19 – е общекомандное место. А после обеда – конкурс «Визитная карточка команды». Судьи живо реагировали, когда наши ребята - Лекса и Саша – ели лук и лимон, показывая, как мы боремся с простудными заболеваниями. А фотографы включили камеры, когда мы показывали танец с российским и белорусским флагами. В итоге мы заняли 9 место: отсутствовало музыкальное сопровождение силами участников команды. Ну не умеем мы играть на гитаре!

Второй и третий день – соревнования на короткой дистанции лично – командной техники, так как за один день пропустить 240 человек даже по трем ниткам у организаторов не получилось: начались ливни, похолодало, дистанция оказалась очень сложной для многих юных спортсменов. Например, на одном из блок – этапов была круто наклонная навесная 20 м вверх под углом более 45 градусов, а вертикальный спуск с самонаведением – 15 метров. Сказалось и то, что все соревнования проходили по Правилам вида спорта «Туризм спортивный», спортивная дисциплина «Туристско – прикладное многоборье» Республики Беларусь, которые российские команды увидели только на слете. Удивило, что белорусы бегают с «прусиками», с которыми мы, россияне, давно расстались. И стороже чем, у нас, отсуживается порядок пристежки – отстежки командного сопровождения и страховок. В этом виде мы оказались во второй половине протокола, так как двое наших ребят получили «снятие» на блок – этапе за превышение КВ. Медленные мы! Да и погода не радовала(

Между делом трясущимися от холода руками под надзором судей рисовали за два часа газету, за которую были оценены на 5 место.

Вечером участвовали в конкурсе краеведов, который проходил в два тура. Вопросы – исключительно по Орше, Витебской области и Беларуси. Отбой – в 22.00.

Четвертый день начался с подъема в 5.30 утра, так как в 7.30 уже был выход на длинную командную дистанцию. Едва прошла предстартовая проверка, как грянул ливень, который закончился только под конец дистанции через 5 часов 20 минут. Все команды шли с трекерами (судейскими устройствами типа телефона), которые отслеживались на большом мониторе в судейской палатке, и любой желающий в лагере мог увидеть, где в данный момент находится его команда. Ветер был такой силы, что унесло судейский шатер. Хорошо, что он полетел не в сторону детского палаточного лагеря и никто не пострадал. Несколько команд сошли с дистанции: озябли, не смогли справиться с эмоциональным состоянием. Среди них – Белгородская команда – претендент на победу, лидер прошлогодних слетов. Но наша Ярославская команда оказалась 15 – й и прошла без снятий с этапов, что смогли сделать лишь 19 команд из сорока.

Усталые, озябшие, мокрые, но довольные собой ребята вернулись в лагерь, где их ждали традиционные хычины, обед и известие, что мы в краеведении – третьи и что через полтора часа бежим короткую командную дистанцию по тем же горам и обрывам, что и лично – командную. Сказалась усталость и недостаток времени на разбор тактики. В результате мы – 30 – е. Но кто – то превысил контрольное время, а мы уложились! Есть еще черепахи помедленнее нас!

Вечером желающие (кто еще смог) посетили прощальную дискотеку. А утром все команды частично сняли свои лагеря и вышли при полном параде на закрытие слета. Наша команда получила две грамоты: за 3 место в краеведении и первое – за туристский быт (самый страшный конкурс!). Потом сдали коменданту слета территорию, погрузили рюкзаки в грузовые машины, сели в школьные автобусы, поблагодарили организаторов, попрощались с друзьями - белорусами и отправились по домам. В Орше было свободное время, чтобы погулять по вечернему городу, посетить магазины, посчитать, что сколько стоит в переводе на наши деньги… Курс - 1 белорусский рубль = 33,9 российских рубля.

Поезд уходил в Москву в 1.12 ночи. Прибытие в Москву – в 9.30. За несколько раз челноком перетащили вещи к нашему автобусу. Ура! Едем домой! Вот и закончились эти незабываемые дни слета! Ребята побывали «за границей», в другой стране! Знаю, что это событие будет яркой звездочкой в их жизни… Спасибо тем людям, благодаря которым наша команда смогла принять участие в этом слете туристов Союзного государства! Среди них – и директор Департамента образования Рыбинска Брядовая Римма Александровна, и ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк - директор Логинова А.Н и зам.директора Паршина С.А., директор СОШ№26 Павлов И.А., директор Центра туризма и экскурсий Косолобова Н.В., родители…Спасибо всем! Спасибо моему заместителю – Сарафанниковой Марине Анатольевне. Без нее – не видать бы нашей команде грамоты за быт). Спасибо, дети – участники команды! Вы старались!

Руководитель сборной команды Ярославской области на туристском слете учащихся Союзного государства, руководитель туристско – массового отдела Центра туризма и экскурсий Седова Ирина Анатольевна