ON THE NEED FOR IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON THE EARLY DETECTION OF THE ILLEGAL CONSUMPTION OF THE NARCOTIC DRUGS




А.М. Бычкова

М.Н. Галстян

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам правового регулирования раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Поставлен вопрос о необходимости изменения правовых норм о возрасте информированного согласия на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Указывается, что для оказания наркологической помощи родители имеют право дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство до достижения их ребенком возраста 18 лет, а в отношении медицинского осмотра, который позволяет своевременно выявить факты немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ такое согласие родители могут дать лишь до достижения их ребенком возраста 15 лет. Приводятся некоторые данные о результатах социально-психологического тестирования в России и Иркутской области. Предлагается дополнить ст. 5.35 и 20.22 КоАП РФ примечаниями об освобождении родителей (законных представителей) от административной ответственности в случае добросовестного отношения к прохождению мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова. Профилактика наркомании, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, административная ответственность.

Anna M. Bychkova,

Margarita N. Galstjan

ON THE NEED FOR IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON THE EARLY DETECTION OF THE ILLEGAL CONSUMPTION OF THE NARCOTIC DRUGS

Abstract. The article is devoted to the issues of legal regulation of early detection of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances. The question is raised about the need to change the legal norms on the age of informed consent for the early detection of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances. It is stated that for the provision of narcological assistance, parents have the right to give informed voluntary consent to medical intervention until their child reaches the age of 18, and for the medical examination that allows the timely detection of non-medical consumption of narcotic drugs and psychotropic substances, parents can give this consent only up to the achievement of their child is 15 years old. Some data on the results of socio-psychological testing in Russia and the Irkutsk region are given. It is proposed to supplement art. 5.35 and 20.22 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with notes on the exemption of parents (legal representatives) from administrative responsibility in case of conscientious attitude to the passage of activities for the early detection of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances.

Keywords. Prevention of drug addiction, early detection of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances, administrative responsibility.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополнен главой VI.1 («Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании») [1].

В целях реализации положений этой главы были приняты два важных нормативных акта:

– Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. №658
«Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» [2];

– Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» [3].

Возможность тестирования на употребление наркотиков в образовательной среде породила общественную дискуссию еще на этапе обсуждения соответствующих изменений в законодательстве [см., например 4]. Критическое отношение к тестированию высказывалось и на dctv протяжении двухлетнего периода реализации этой идеи на практике [5-9]. Оставляя за рамками настоящей статьи вопросы эффективности социально-психологического тестирования и тестирования на наркотики в ходе медицинских осмотров, полагаем правильным обратиться к правовым аспектам, связанным с добровольным информированным согласием.

Анализ действующих правовых актов, прежде всего, ставит вопрос о необходимости изменения норм о возрасте информированного согласия на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Статья 53.4. («Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ») Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает верхнюю возрастную границу, по достижении которой требуется: а) информированное согласие в письменной форме обучающихся на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; б) информированное согласие в письменной форме обучающихся на направление в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь [10].

Письменное информированное согласие необходимо получить от обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет (в отношении обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, требуется получить информированное согласие в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя).

При этом Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона) [11]. Логическое толкование данной нормы позволяет предположить, что в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основанием для проведения медицинского освидетельствования является информированное согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18-ти лет). Между тем, представляется необходимым также поднять возрастную границу, при которой несовершеннолетний может быть направлен на проведение профилактического медицинского осмотра, проводимого в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 46 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), при наличии информированного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего.

Так, например, Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предлагалось внести «в федеральное законодательство изменения, касающиеся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей)» [12].

Данное положение Указа Президента было учтено законодателем, в результате чего часть 2 ст. 54 Федерального закона от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в настоящее время изложена в следующей редакции: «Наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, а больным наркоманией несовершеннолетним - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста)» [10].

В таком случае получается, что для оказания наркологической помощи родители имеют право дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство до достижения их ребенком возраста 18 лет, а в отношении медицинского осмотра, который позволяет своевременно выявить факты немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ такое согласие родители могут дать лишь до достижения их ребенком возраста 15 лет. Полагаем, что это законодательное противоречие нуждается в устранении.

Немаловажно также и то, что в настоящее время огромное число как самих несовершеннолетних, так и их родителей (законных представителей) полагают правильным отказываться от дачи согласия на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Основной причиной является опасение разглашения сведений, полученных в ходе диагностики, недоверие к методике исследования либо опасение того, как подтвержденный факт потребления запрещенных веществ скажется на дальнейшей судьбе ребенка. Так, по данным Минобрнауки России, лишь 3,4 млн из 10 млн российских учащихся 11–18 лет согласились пройти социально-психологическое тестирование, направленное на выявление тех, кто может употреблять наркотики. Вместе с тем, к группе «социального риска» были отнесены почти 279 000 человек – 2,8% от всех учащихся указанного возраста и 8% от согласившихся пройти тестирование. Показатели риска свыше 10% (от общего числа) были зафиксированы в шести регионах: Татарстане (18,5%), Туве (18,1%), Ульяновской области (17,2%), Магаданской области (16,3%), Москве (11,8%) и Ненецком автономном округе (10,8%). В Бурятии, Калмыкии, Кемеровской области и на Чукотке вообще не оказалось желающих пройти тестирование [13].

В Иркутской области на основании Распоряжения министерства образования Иркутской области от 6 июня 2016 г. №391-мр для организации социально-психологического тестирования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Иркутской области, назначен региональный оператор тестирования – государственное бюджетное учреждение «Центр профилактики реабилитации и коррекции». Проведение социально-психологического тестирования реализуется в Иркутской области при помощи двух тестов, разработанных данным учреждением: 1) тест для обучающихся общеобразовательных организаций 13-14 лет и обучающихся (воспитанников) общеобразовательных организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке от 13 лет и старше; 2) тест для обучающихся общеобразовательных организаций от 15 лет и старше.

Анализ результатов позволяет:

– оценить степень осведомленности обучающихся о сложившейся на территории наркоситуации;

– определить степень готовности и толерантности обучающихся, к так называемой, первой пробе наркотика;

– количественно определить группы риска для последующей передачи данных результатов проведения социально-психологического тестирования в организацию здравоохранения для организации и проведения профилактического медицинского осмотра и направления сведений региональному оператору тестирования;

– оценить необходимость проведения более глубокого психологического исследования по выявлению обучающихся, имеющих опыт наркопотребления, на основании результатов которого усилить работу по вторичной профилактике и предотвращению рецидивов;

– понять уровень наркотической зависимости обучающихся, а также определить содержание и направление профилактики наркопотребления в образовательной организации.

В 2016 году проведено социально-психологическое тестирование обучающихся 871 образовательной организации. Общее количество обучающихся в области, подлежащих социально-психологическому тестированию (в возрасте от 13 лет и старше) в 2016 г. составляло 198 496 человек, в тестировании приняли участие 91 565 человек (46,1% от числа лиц, подлежащих тестированию). Число лиц, не принявших участие в социально-психологическом тестировании в 2016 г. составило 106 931 человек (53,9% от общего количества обучающихся, подлежащих тестированию). Наибольшее количество лиц, не принявших участие в социально-психологическом тестировании наблюдается в федеральных образовательных организациях (82,7% от общего количества подлежащих тестированию). Основной причиной такой низкой активности является массовый отказ.

Вместе с тем, в случае выявления несовершеннолетнего, употребляющего наркотики, его родители привлекаются к ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Если речь идет об употребление наркотиков несовершеннолетними в возрасте до 18 лет, родители могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»). Полагаем, что практика применения указанных норм должна иметь место лишь в том случае, если родитель отказался от дачи согласия на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (либо от самостоятельного прохождения диагностики в учреждении по выбору родителя). Добросовестность родителей, предпринявших своевременные меры по обнаружению раннего выявления и обращению за наркологической помощью, должна являться основанием для освобождения от административной ответственности по данным статьям, что следует зафиксировать в примечании к ним. Данные изменения в законодательстве будут являться стимулом для своевременного выявления фактов употребления наркотиков родителями (законными представителями) несовершеннолетних и, кроме того, будут способствовать реализации принципа справедливости, поскольку ответственность будет наступать лишь в случае непринятия мер по раннему обнаружению таких фактов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ: Федеральный закон от 7 июня 2013 г. №120-ФЗ // Российская газета. 2013. 11 июня.

2. Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. №658 // [1] Российская газета. 2014. 20 авг.

3. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ: Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н // Российская газета. 2014. 30 дек.

4. Кузнецова М. Тесты не к месту. Российских школьников проверят на употребление наркотиков? // Юридическая газета. 2011. N 17. С. 11.

5. Конюхова К. Проверка учеников на наркотики. А есть ли смысл / К. Конюхова // Комсомольская правда. 2016. 3 марта.

6. Баринов А. Проверка на уроках: что даст тестирование на наркотики школьников и студентов [Электронный ресурс] / А. Баринов – Режим доступа: https://rapsinews.ru/legislation_publication/20130118/266119063.html#ixzz4fFN9W4Tv

7. Гранина Н., Петров И. «Пару человек посадить — нарушать перестанут»

Стоит ли в принудительном порядке проверять школьников на наркотики [Электронный ресурс] / Н. Гранина – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/12/15/narkotest/

8. Оспенникова Т. Обязательные наркотесты в российской школе: за и против [Электронный ресурс] / Т. Оспенникова – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/russia/2015/01/150129_russia_schools_drug_tests

9. Фаттахова Р. Тест на наркозависимость будут проходить школьники и студенты Приангарья / Р. Фаттахова // Областная газета. 2015. 18 февр.

10. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. 1998. 15 янв., 2013. 11 июня.

11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 ноября.

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собрание законодательства РФ. 2012. №23. Ст. 2994.

13. Мухаметшина Е. Отравление риском / Е. Мухаметшина // Ведомости. 2017. 9 марта.

 

Информация об авторах

Бычкова Анна Михайловна – кандидат юридических наук, доцент, эксперт Федеральной службы РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, кафедра правового обеспечения национальной безопасности, Институт национальной и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: amb-38@mail.ru

Галстян Маргарита Николаевна – директор государственного бюджетного учреждения «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», Российская Федерация, 664013, г. Иркутск, ул. Павла Красильникова, 54 «А», e-mail: home5@bk.ru

Authors

Anna M. Bychkova – PhD in Law, Ass. Professor, expert Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications Department of legal maintenance of national security, Institute of national and economic security, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: amb-38@mail.ru

Margarita N. Galstyan – Director of the State Budgetary Institution «Center for Prevention, Rehabilitation and Correction», 54A Pavel Krasilnikov St., 664013, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: home5@bk.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: