МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ




Кафедра Пожарной тактики и службы

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник внутренней службы

 

О.В.Беспалов

“___” _____________201_г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по дисциплине

"Пожарная тактика"

Раздел № 1. « Организационные и управленческие основы тактики тушения пожаров».

Тема № 1. « Теоретические основы прогнозирования обстановки на пожаре. Локализация и ликвидация пожаров».

 

Занятие № 3. « Расчёт параметров развития пожаров».

 

Цели занятия:

Учебные:

- проконтролировать степень усвоения учебного материала;

- проверить знания по определению параметров развития пожара;

- научить навыкам расчёта параметров развития пожара.

 

Воспитательные:

- формировать и развивать у слушателей потребность в достижении высокой тактической выучки;

- вырабатывать навыки контроля за своим поведением, коллективизм и исполнительность;

- требовать от курсантов строгого выполнения уставного порядка, соблюдения формы одежды и поддержания порядка в аудитории.

 

Развивающие:

- добиваться умения аналитически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать вывод;

- развивать внимательность, наблюдательность, способность ориентироваться, правильно использовать нужные средства, действовать самостоятельно.

Время: 2 часа.

 

Метод проведения: классно-групповое, практическое.

 

Место проведения: учебная аудитория, Учебный центр, п. Кольцово.

 

Материальное обеспечение:

1. Я.С. Повзик «Пожарная тактика» - М: «ЗАО Спецтехника» 2000 г - 416 с.

2. Иванников В.П., Клюс П.П., Справочник руководителя тушения пожара. - М.: 1987 г.

3. Микрокалькулятор.

4. Офицерская линейка.

5. Ручки с цветными пастами (синий, красный и черный).

 

Используемая литература:

1.Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.94 № 69 (с изменениями и дополнениями).

2. Теребнев В.В., Справочник руководителя тушения пожара. - М.: Пожкнига, 2004 г.

3. Иванников В.П., Клюс П.П., Справочник руководителя тушения пожара. - М.: 1987 г.

4. Абдурагимов И. и др., Физико-химические основы развития и тушения пожаров. - М., 1980 г.

5. Пожарная тактика. Рабочая учебная программа. - Ект: УрИ ГПС МЧС России, 2007 г.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. Организационная часть занятия: принимается рапорт о готовности группы к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие (время 5 мин.).

 

2. Выборочная проверка конспектов. Опрос курсантов по ранее пройденному материалу: (время 15 мин.).

Вопросы для контроля знаний:

1) Что такое чрезвычайная ситуация (ЧС), пожар? Классификация ЧС и пожаров.

2) Сколько существует классов пожаров, по каким признакам они определяются?

3) Что такое линейная скорость распространения пожара, как она определяется?

4) Какие параметры развития пожара используются при расчётах?

 

3. Подведение итогов опроса курсантов, выставление оценок (время 5 мин.).

 

4. Изложение нового материала (время 25 мин.)

Назвать тему, цель и время проведения занятия.

Основные вопросы, изучаемые на занятии:

1) Решение простых задач на определение параметров развития пожара в примерах.

 

5. Опрос по изученному материалу (время 15 мин.)

вопросы для закрепления материала:

1) Как определяется время свободного горения?

2) Как определяется путь, пройденный огнем?

3) Как определяется площадь пожара (прямоугольной, круглой и сложной формы)?

4) Как определяется периметр пожара?

5) Как определяется фронт пожара?

6. Ответы на вопросы курсантов и задание на самостоятельную подготовку (время 15 мин.).

К следующему занятию курсанты должны знать и уметь определят параметры развития пожара. На занятии иметь офицерскую линейку, ручки и цветными пастами (синий, красный, черный).

 

 

Расчет учебного времени

№№ п/п   Отводимое время
  Организационная часть занятия 5 мин
2. Отработка 1-го вопроса занятия 20 мин
3. Отработка 2-го вопроса занятия 40 мин
4. Заключительная часть занятия 15 мин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Содержание изучаемых вопросов Методы и приемы изложения нового материала
   
Решение простых задач на определение параметров развития пожара в примерах.   1.1. Определение линейной скорости распространения пожара, v л, м/мин. Линейная скорость распространения пожара при горениях на различных объектах определяется по таблице в Справочнике РТП (Иванников В.П., Клюс П.П.), стр. 22.   1.2. Определить время свободного развития пожара, , мин., если, от начала пожара до сообщения в пожарную часть прошло 7 мин., расстояние от пожарной части до места пожара 2,5 км, пожар произошёл в черте города, летом.   Время свободного развития – временной промежуток от момента возникновения пожара до начала его тушения, определяется: , мин. (мин.), принимаем 4 мин. мин. (по пожарно-прикладным нормативам и опытным путём). =7+1+4+6=18 (мин.) Ответ: Время свободного развития составляет 18 минут.   1.3. Определить величину пути, пройденного огнем при пожаре в административном здании, если время свободного горения составило 8 мин. (18 мин.)   Путь, пройденный огнем – является изменяющейся величиной, зависит от линейной скорости распространения горения на конкретном объекте и величины времени свободного развития.   м/мин. (справочник РТП Иванников В.П., Клюс П.П., стр. 22) 1) , (м), - при времени свободного развития равном 10 минут и меньше. (м)  
 
 

 


2) , (м), - при времени свободного развития больше 10 минут.

, (мин.)

(мин.)

(м)

 

 

 
 

 

 


1.4. Определить площадь пожара, при:

- круговом и угловом развитии (360о, 180о, 90о);

- прямоугольном развитии (одном и нескольких направлениях);

- сложной форме пожара, если путь, пройденный огнём равен 6 метров.

 

Площадь пожара – это площадь проекции горения твердых и жидких веществ и материалов на поверхность земли или пола помещения.

 

1) При круговом и угловом развитии пожара (пожар произошёл в помещении размером в плане 20х30 м):

2),

 

 

 


2),

 

 
 

 

 


2).

 
 

 

 


2) При прямоугольном развитии пожара (пожар произошёл в помещении размером в плане 10х20 м):

, (м2)

n – количество направлений развития пожара,

а – ширина помещения, (м).

 

2.1) в одном направлении

2)

 

 
 

 

 


2.2) в двух направлениях

2).

 
 

 


3) При сложной форме пожара, геометрическая фигура разбивается на несколько простых форм, рассчитываются их площади и складываются.

 

 

1.5. Определить периметр пожара, при:

- круговом и угловом развитии (360о, 180о, 90о);

- прямоугольном развитии;

- сложной форме пожара, если путь, пройденный огнём равен 6 метров.

 

Периметр пожара – это длина внешней границы площади пожара.

1) При круговом и угловом развитии пожара:

2)

 

 

 
 

 

 


 
 

 

 


 
 

 


2) При прямоугольном развитии пожара:

, (м) – без распространения пожара;

 

 

 
 

 

 


, (м) – с дальнейшим распространением в двух направлениях.

 
 

 

 


1.6. Определить фронт пожара, при:

- круговом и угловом развитии (360о, 180о, 90о);

- прямоугольном развитии;

- сложной форме пожара, если путь, пройденный огнём равен 6 метров. Пожар произошёл в помещении размером в плане 10х10 м.

 

Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение пожара.

 

1) При круговом и угловом развитии:

, (м)

 

 

 
 

 


, (м)

 
 

 


, (м).

 
 

 


2) При прямоугольном развитии пожара:

, (м) – с дальнейшим распространением в двух направлениях;

 
 

 


- без распространения пожара.

Даю задание курсантам открыть Справочник РТП на стр. 22 и определить линейную скорость распространения пожара для административных зданий, пенополиуретана, сгораемых конструкций крыш и чердаков, складов лесопиломатериалов, школах IIIстепени огнестойкости. Вызываю по желанию (по списку) к доске курсанта. Задаю вопрос – что такое время свободного развития пожара. Корректирую ответ. Предлагаю решить задачу. Курсанты самостоятельно в тетрадях решают задачу. После решения задачи у доски, отвечаю на возникшие вопросы, даю возможность курсантам сделать дополнения. Напомнить, что среднестатистическое время до сообщения о пожаре принято принимать равным: , Вызываю по желанию (по списку) к доске курсанта. Задаю вопрос – что такое путь пройденный огнём. Корректирую ответ. На доске рисую условное помещение, обозначаю очаг пожара. Предлагаю решить задачу. Курсанты самостоятельно в тетрадях решают задачу. После решения задачи у доски, отвечаю на возникшие вопросы, даю возможность курсантам сделать дополнения. Форма пожара – круг, пожар распространяющийся.   Форма пожара – прямоугольная, пожар нераспространяющийся.     Вызываю по желанию (по списку) к доске курсанта. Задаю вопрос – что такое площадь пожара. Корректирую ответ. На доске рисую условное помещение, обозначаю очаг пожара. Предлагаю решить задачу. Курсанты самостоятельно в тетрадях решают задачу. После решения задачи у доски, отвечаю на возникшие вопросы, даю возможность курсантам сделать дополнения. Даю задание - на схемах помещения отметить площадь пожара в зависимости от условия развития формы пожара. Пожар распространяется в 4 стороны. Пожар распространяется в 3 стороны. Пожар распространяется в 2 стороны. На доске изображаю сложную форму пожара. Предлагаю курсантам самостоятельно написать формулу для решения задачи.   Вызываю по желанию (по списку) к доске курсанта. Задаю вопрос – что такое периметр пожара. Корректирую ответ. На доске рисую условное помещение, обозначаю очаг пожара. Предлагаю решить задачу. Курсанты самостоятельно в тетрадях решают задачу. После решения задачи у доски, отвечаю на возникшие вопросы, даю возможность курсантам сделать дополнения. Даю задание - на схемах помещения отметить периметр пожара в зависимости от условия развития формы пожара.     Вызываю по желанию (по списку) к доске курсанта. Задаю вопрос – что такое фронт пожара. Корректирую ответ. На доске рисую условное помещение, обозначаю очаг пожара. Предлагаю решить задачу. Курсанты самостоятельно в тетрадях решают задачу. После решения задачи у доски, отвечаю на возникшие вопросы, даю возможность курсантам сделать дополнения. Даю задание - на схемах помещения отметить фронт пожара в зависимости от условия развития формы пожара.

 

Задание для самостоятельной работы:

Разобрать пример 1 на стр. 35 Справочника РТП (Иванников В.П., Клюс П.П.). Задачи 2 и 3 на стр. 37 решить самостоятельно.

 

 

Методическую разработку составил

ст. преподаватель кафедры ПТиС

майор внутренней службы А.В.Пешков

 

Обсуждена и одобрена на заседании методической секции кафедры Пожарной тактики и службы

 

Протокол №____ от “____”_________”201_г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: