Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака




Круглый стол

Круглый стол — это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:

· обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

· иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

· тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторую особенность:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. общения происходит «глаза в глаза». Принцип «круглого стола», т.е. расположение участников лицом друг к другу, что приводит к активности участников, увеличению числа высказываний, каждый участник включается в обсуждение, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия ( от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Подготовка занятия. При организации дискуссии ставятся сразу несколько учебных целей, как познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, тесно связаны с ее темой. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией, организатор «круглого стола» должен:

· заранее подготовить вопросы.

· не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

· обеспечить широкое вовлечение всех в разговор;

· следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос – ответ». Это простое собеседование; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Микрогруппа-общая дискуссия(слушается мнение микрогрупп-ее лидера)-обсуждение мнения участниками.

Методика клиники. Каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз»,затем это решение оценивается руководителем по балльной шкале либо по системе «принимается – не принимается». Также есть:

Методика «лабиринта». Методика эстафеты. Свободно плавающая дискуссия.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

· подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;

· семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);

· корректность поведения участников;

· умение преподавателя проводить дискуссию.

При проведении «круглого стола» в форме дискуссии студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и, прежде всего преподавателя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми организатор должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

· высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам­ках учебной программы;

· речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;

· коммуникабельность,

· быстрота реакции;

· способность лидировать;

· умение вести диалог;

· умение владеть собой

· умение быть объективным.

·

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.

Дебаты формируют:

· умение формировать и отстаивать свою позицию;

· ораторское мастерство и умение вести диалог;

· командный дух и лидерские качества.

«Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:

· развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

· развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

· формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

· формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

· формирование навыков слушания и ведения записей.

 

Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака

 

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".

Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Мозговой штурм - это:

· новаторский метод решения проблем;

· максимум идей за короткий отрезок времени;

· расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);

· отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);

· это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

· инверсия (сделай наоборот)

· аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)

· эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния)

· фантазия (сделай нечто фантастическое)

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Их, как правило, собирают в одну комнату на один-два часа. Оптимальными считаются группы в 7—11 человек.

Метод включает следующие шаги:

1) Выбирается объект (тема);

2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;

3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: