Класс: 5
Предмет: Русский язык
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы
Планируемые результаты
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; осознание своей этнической принадлежности; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: формировать умение аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Тип урока: урок рефлексии
Разгадываем загадку текста
Выразительно прочитайте отрывок из рассказа Ю.Коваля «Чистый Дор». Заинтересовало ли вас название произведения?
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.
Я бросил берёзу на землю и присел на лавочку перед домом.
- Как называется ваша деревня? - спросил я.
- Чистый Дор.
- Чего Чистый?
- Дор.
Дор… Такого слова я раньше не слыхал.
- А что это такое - Чистый Дор?
- Это, батюшка, деревня наша, - толковала Пантелевна.
- Понятно, понятно. А что такое дор?
- А дор - это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, - это всё и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем - лес.
- Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
- Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, - это всё бор.
Так я и понял, что дор - это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали - получился дор.
Вопросы и задания
● Определите тему и основную мысль текста.
● Подумайте, к какому типу речи принадлежит данный фрагмент текста. Докажите своё утверждение.
● Найдите в тексте синонимы и антонимы. Объясните, что означают эти термины.
● Определите, что такое контекстуальные синонимы. Основываясь на своё определение, подтвердите или опровергните мысль Д.Э.Розенталя о том, что «не правомерно выделять контекстуальные синонимы в лексико-семантической системе языка»
● Используя культурологический комментарий, подтвердите мысль Н.Шпиленка, что «корни любой цивилизации произрастают из деревни»
Лингвистический комментарий
СИНОНИМЫ(греч.) слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению («конь —лошадь»; «отважный — смелый — храбрый — мужественный —бесстрашный» и т.п.). Структурность значения слова (см. Семасиология) приводит к тому, что обычно совпадение значения в С. бывает не полным, а частичным.Так, С. могут дифференцироваться:
а) по обозначаемым ими предметам (С. «скоморох — лицедей — комедиант — актер — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актера (ср. следующий пункт б));
б) по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье — зарплата» отражают разноеотношение к получаемому за труд вознаграждению);
в) по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведет комический эффект);
г) по этимологическому значению, к-рое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый —бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», вовтором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова,противоположные по значению, как антонимы);
д) по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Пушкина:
«Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой
Петр Длинный, Петр Большой, но только Петр Великий
Ее не называй».
использовано отсутствие у первого из С. «большой — великий» переносного значения. (Литературная энциклопедия)
АНТОНИМЫ(от греч. anti — против + onyma — имя). Слова, имеющиепротивоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно многоантонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества (хороший — плохой), различныеощущения (твердый — мягкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, сладкий — горький), объема,протяженности, размера (толстый — тонкий, большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий,длинный — короткий, просторный — тесный), веса (тяжелый — легкий), формы (острый — тупой), цвета(белый — черный, светлый — темный), психологических оценок (добрый — злой, нежный — грубый, веселый— печальный, храбрый — трусливый), времени (ранний — поздний), пространства (близкий—далекий),возраста (молодой — старый) и т. д.
Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать имена существительные (добро — зло, сила — слабость, молодость — старость, жизнь — смерть, здоровье — болезнь, работа — отдых, победа — поражение, мир — война, утро — вечер, лето — зима, юг — север, верх — низ), глаголы (жить —умирать, работать —отдыхать, любить—ненавидеть, радоваться — печалиться, уважать — презирать,расцветать — увядать, приходить — уходить), наречия (рано—поздно, близко—далеко, впереди — сзади,здесь — там, сюда — туда), предлоги (в — из, под — над) и т. д.
Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов. ср.: низкий забор — высокий забор, низкий поступок — благородный поступок.
В речи словарные антонимы, построенные на прямом значении слова, могут пополняться антонимамиконтекстуальными; ср.; тесная квартира — просторная квартира; тесная обувь — свободная обувь. Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство созданияконтраста. Они часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л. Толстой); “Толстый и тонкий” (Ч е х о в); “Дни и ночи” (Симонов). ср. также роль антонимов в построении антитезы. (Словарь-справочник лингвистических терминов)
Антонимы: рослые - маленький; впереди – в конце; раньше – потом. Синонимы: глядел - видел
В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах.
Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами: На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (Ахм.). Для их сближения достаточно лишь понятийной соотнесенности. Поэтому в контексте могут синонимизироваться слова, вызывающие в нашем сознании определенные ассоциации. Так, девочку можно назвать малышкой, красоткой, хохотушкой, капризой, кокеткой и т. д. Взаимозаменяемы в речи могут быть видовые и родовые наименования: собака, болонка, Жучка. Однако подобная синонимия ограничивается контекстом, она обусловлена содержанием высказывания и не воспроизводится в языке. Именно поэтому контекстуальные синонимы и называют окказиональными (лат. casus - казус, случай); они случайно вступили в синонимические отношения, их сближение обусловлено ситуацией (отсюда другое название - ситуативные). Контекстуальные синонимы не отражены в словарях синонимов, так как носят индивидуальный, авторский характер.
Все сказанное ставит под сомнение правомерность выделения контекстуальных синонимов в лексико-семантической системе языка. Изучение лексики как системы требует строгой дифференциации языковых явлений, а сближение слов в речи никак не отражается на системе языка в целом.
(Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык)