Философский смысл проблемы бытия.




РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

 

 

по дисциплине ФИЛОСОФИЯ

 

по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

 

Тема № 8 «Философское учение о бытии»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры философии

и социологии

«28 » января 2014 года

Протокол № 6

 

Санкт Петербург

 

 

План лекции:

1. Философский смысл проблемы бытия.

2. Развитие понятия о бытии в философии.

Ключевые понятия:

Онтология - учение о бытии, изучающее фундаментальные принципы всего сущего.

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности.

Становление - философская категория, обозначающая процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта.

Материя - философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях.

 

Философский смысл проблемы бытия.

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в этом мире существует, но для неё начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл.

Философское мышление о мире никогда не было простым, безучастным изображением картины внешней действительности: оно всегда содержало в себе определенную позицию взирающего на мир субъекта, выражало то или иное отношение человека к сущему. Если наука в любой ее конфетной форме изучает мир объектов и всякий свой предмет изучения, в том числе и человеческое сознание, превращает в объект, в отвлечении от познающего субъекта, то философия ставит вопрос как раз об отношении субъекта к объекту, сознания к бытию, человека и мира.

Именно поэтому в понятиях "смысл существования", или "смысл жизни" содержатся не просто ценностные моменты, но если так можно выразиться, философские концепты морали, хотя и сохраняющие нормативный характер, по отношению к мироистолкованию в целом. В известной мере, понятие смысл жизни являет собой аналог собственно философской категории "сущности" человека и его исторического мира. При этом "сущность" человека, каким бы конкретным образом она не понималась, всегда выступала в философии в виде такого измерения человеческого бытия, которая прямо и непосредственно не совпадала с описанием ее эмпирического, фактического существования. По отношению к последнему эта "сущность человека" представляется некоторой высшей возможностью, конечным пределом или перспективой саморазвития человека, иными словами, рисуется какой-то предельно общей задача, которую человеку предстоит исполнить или реализовать

Это означает, что в философии человек как предмет, как объект исследования это не какой-то эмпирически наглядный человек, не какой-то определенный человек, обладающий теми или иными природою данными свойствами, но человек, который еще должен стать человеком, исполниться, быть человеком, или как очень точно сказал М.К. Мамардашвили - "возможный" человек, то есть человек, который находится в состоянии постоянного заново-рождения.

Отсюда, все философские определения, лежащие в основании термина "человек", никогда не разрешимы на какой-либо биоэволюционной, или антропологической основе, поскольку они имеют в виду "возможного" человека, который никогда "не есть", так как бытие - это не то, что "было", не то, что "будет", а то, что есть "сейчас".

Здесь следует учесть одно важное обстоятельство. Считается, что человек является и природным (биологическим) и социальным, культурным существом. Бытие - это как раз то, что рождается культурными средствами. Дело в том, что существуют три основные формы бытия мира - неорганическая природа, органическая природа и социальная, человеческая природа, что касается первых двух форм бытия, то они представляют бытие предметов. Так вот, эти предметы, чтобы бытийствовать не рождаются культурными средствами, поскольку они существуют объективно, пребывают сами по себе.

Когда же идет речь о бытии человека, то его рождение предполагает не столько природное, сколько культурное, нравственное усилие, ориентированное на становление человека личностью. Почему следует подчеркивать этот личностный момент в бытии человека? Прежде всего потому, что в философии осмысление ее проблем, в том числе и проблемы бытия предполагает личностное усилие, наше постоянно возобновляющееся участие в бытии, которое для каждого накопления, для каждого человека возникает заново. Обычно говорят, что философия отличается от науки тем, что она занята вечными неразрешимыми проблемами, которые все время повторяются. Да, философия занимается вечными проблемами, но не теми, которые сегодня не разрешимы, а завтра будут решены. Таких проблем в философии нет, поскольку в философии говорят о вечных проблемах в смысле деятельности, созидания, о попытке жить иным образом, а все эти усилия носят индивидуальный характер. Ведь человек любит, страдает, гневается, борется за справедливость, за честь - вот эти и другие понятия и являются вечными, поскольку нельзя написать теорию любви, чести, справедливости и прочитав об этом научиться любить, быть совестливым, честным. В каждую эпоху, в разных цивилизациях человек каждый раз заново должен индивидуально испытать то, что испытали до него люди, ибо речь идет о бытии, оно одно, если мы совершаем действия, поступки, и оно другое, если мы не делаем этого.

Именно поэтому исторически существовали различные трактовки понимания бытия, и к такому ее пониманию как бытие человека, философия исторически шла долгим и трудным путем.

Выводы: Во-первых, понятие бытия исторически изменяется как по своему содержанию, так и по средствам ее осмысления.

Во-вторых, бытие как философская категория обозначает отношение "человек и мир".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: