Национальная экономика как объект макроэкономического анализа




Тема: Национальная экономика как целое

Национальная экономика как объект макроэкономического анализа

Система национальных счетов

Способы расчёта ВНП

Основные макроэкономические показатели

Национальная экономика как объект макроэкономического анализа

Макроэкономика это раздел экономической теории, исследующий функционирование экономики как единого целого на национальном, региональном и международном уровне. На практике под макроэкономикой обычно понимают национальное хозяйство.

Главной целью национальной экономики является обеспечение максимизации возможностей для создания все более благоприятных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста.

Макроэкономические цели должны отвечать двум основным требованиям. Во-первых, они должны быть конкретными и измеримыми (например, снижение уровня инфляции или экономический рост в определенных размерах). Во-вторых, в качестве целей должны быть определены только те, достижения, которых не может (или может, но не в состоянии быстро и эффективно) обеспечить непосредственно и автоматически рынок (например, перераспределение доходов физических лиц, увеличение расходов на оборону и др.).

Макроэкономические цели могут быть долгосрочными, т.е. связанными с реализацией целой концепции избранной модели вообще, а также средне- и краткосрочными (промежуточными), или служить этапами по претворению общей макроэкономической задачи на определенный момент.

Национальная экономика современного государства представляет собой сложную взаимосвязанную хозяйственную систему, охватывающую весь социально-экономический комплекс страны. Национальная Экономика характеризуется по функциональным, отраслевым и территориальным признакам.

Функционально национальная экономика состоит из совокупности трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство: природная среда, капитал и человек.

По отраслевому принципу национальную экономику принято делить на две группы, каждая из которых представляет определенную сферу отраслей экономики. К первой сфере относятся отрасли материального производства, в том числе промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь торговля и общественное питание. В состав второй группы входят отрасли социальной сферы: культура, образование, фундаментальная наука, здравоохранение, социальная защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, туризм и спорт.

Характеристика экономики по территориальному принципу состоит в том, что она представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Такими территориями, например, в России являются субъекты Федерации, т.е. административные области и республики. Объектами территориальной (региональной) экономики могут быть также экономические районы, административные округа и территориально-производственные комплексы. К числу первых можно отнести Центрально-черноземный экономический район, к числу вторых — Северо-западный административный округ, к числу третьих — Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

Национальная экономика — это экономика отдельно взятого государства, выступающая как единое целое, с присущими ей особенностями.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка — мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее отдельных компонентов. Специфические свойства национальной экономики возникают в процессе объединения и взаимодействия ее подсистем.

К особенностям национальной экономики можно отнести следующие:

- один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики;

- самоорганизация национальной экономики появляется из объединения не только экономических субъектов друг с другом, но и с экономическими институтами, а также взаимодействия институтов;

- структура национальной экономики скрыта за отношениями административной подчиненности;

- национальная экономика — система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу.

Субъектами национальной экономики выступают государство, регионы и другие территориальные образования, отрасль, домашнее хозяйство.

Кругооборот доходов и продуктов — это модель экономической системы, описывающая поток товаров и услуг, которыми обмениваются домохозяйства и организации, сбалансированная контрпотоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене.

Расходы организаций на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы и других доходов для домашних хозяйств. При этом поток потребительских расходов образует выручку (или доход) организаций от реализации готовой продукции.

Потоки «доходы — расходы» и «ресурсы — продукция» осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основной вывод из модели заключается в равенстве суммарной величины продаж организаций суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что дня закрытой экономики величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств. В открытой экономике модель круговых потоков несколько усложняется.

Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов (правительство и внешний мир), то указанное равенство нарушается, так как из потока «доходы — расходы» образуется утечка других денежных направлений в виде сбережений, налоговых платежей и импорта.

Экономическая политика представляет систему мер, инструментов и способов, используемых для разработки и реализации генеральной и конкретных экономических целей.

Для достижения макроэкономических целей и решения задач экономической политики государство располагает набором различных инструментов. К их числу относятся бюджетная, налоговая, кредитно-денежная и валютная системы.

Непосредственная реализация экономической политики при помощи перечисленных инструментов может осуществляться различными способами, смысл и набор которых зависит от избранной в данном обществе модели экономического развития и соответствующего этому вида (типа) экономической политики. В условиях рыночной модели основными видами такой политики являются монетарный и фискальный. Первый из них связан с достижением поставленных макроэкономических целей преимущественно за счет использования рычагов (инструментов) кредитно-денежной и валютной систем, а второй осуществляется главным образом путем манипуляции в области налоговой и бюджетной систем.

Главным критерием оценки экономической политики служит конечный результат функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта вообще и а душу населения в частности. Кроме того, для оценки результатов реализации экономической политики используется и ряд других‚ агрегатных показателей, объединенных в систему национальных счетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: