ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ




ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ "ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ".

КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

N Наименование темы Кол-во часов

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Введение. Уход за больными и его значение. Медицинские учреждения

и организация их работы. Устройство, оснащение и режим приемного и

лечебного (терапевтического)отделений больницы. Санитарная обработ-

ка больного (полная и частичная). Обработка больного при выявлении

педикулеза. Транспортировка больных. Организация работы поста

медицинской сестры. Санитарно-эпидемиологический режим лечебных

учреждений. 5,0

 

2.Личная гигиена больного. Положение его в постели. Температура тела и

ее измерение. Питание больных. 4,0

 

3.Способы применения лекарственных веществ, хранение и организация

раздачи лекарств. Способы введения лекарственных веществ. Энтераль-

ные и наружные способы введения лекарственных веществ. Организация

работы процедурного кабинета. Предстерилизационная очистка и стери-

лизация шприцев, игл. Техника в/к, п/к, в/м инъекций. 5,0

 

4. Парентеральное введение лекарственных веществ.

Техника в/в инъекций. 4,0

 

5.Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций системы

органов дыхания. Простейшая физиотерапия. 4,0

 

6.Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосу-

дистой системы. Измерение АД, определение свойств артериального

пульса. 4,0

 

7.Наблюдение и уход за больными с нарушением функций желудка и

кишечника. Промывание желудка. Знакомство с методикой исследования

секреторной функции желудка. Знакомство с методикой дуоденального

зондирования. 4,0

 

8.Наблюдение и уход за больными с нарушением функций почек и мочевы-

водящих путей. Особенности ухода за тяжелобольными и агонирующими.

Понятие о реанимации. Методика непрямого массажа сердца и искусст-

венной вентиляции легких. 4,0

 

9.Зачетное занятие. Тестовый контроль. 4,0

 

ИТОГО: 38, 0


 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО УХОДУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

1.Проводить измерение роста, объема грудной клетки, взвешивание больных.

2.Транспортировка больного.

3.Проводить влажную уборку палат с приготовлением 0,5 и 1%-ного раствора хлорной извести.

4.Контролировать санитарное состояние тумбочек.

5.Осуществлять кормление тяжелобольных и дачу питья из поильника.

6.Проводить смену нательного и постельного белья, приготовить постель больному.

7.Ухаживать за волосами, ушами, глазами тяжелобольных.

8.Проводить санитарную обработку больных.

9.Пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больному.

10.Осуществлять уход за кожей, ежедневный туалет (умывание, протирание кожи одним из дезинфицирующих растворов).

11.Подмывание больных.

12.Подавать судна, мочеприемники, проводить их дезинфекцию.

13.Перекладывать больных.

14.Проводить профилактику пролежней.

15.Проводить обработку полости рта тяжелобольным.

16.Измерять температуру тела и регистрировать результаты в температурном листе.

17.Поставить банки, горчичники, компрессы.

18.Приготовить и применить грелку.

19.Применить пузырь со льдом.

20.Раскладывать и раздавать лекарство для внутреннего употребления, раскладывать лекарство по индивидуальной схеме.

21.Применять мази, смазывать кожу йодной настойкой, применять пластыри, присыпки. Закапывать капли в уши, глаза, нос.

22.Провести предстерилизационную обработку шприцев и игл.

23.Стерилизовать шприцы и иглы методом кипячения.

24.Собрать шприц и набрать лекарство из ампулы.

25.Сделать подкожные и внутримышечные инъекции.

26.Пользоваться плевательницей и произвести её санитарно-гигиеническую обработку.

27.Подсчитать дыхательные движения, произвести их графическую запись.

28.Оказать первую медицинскую помощь при приступе непродуктивного кашля.

29.Пользоваться ингалятором.

30.Дать больному увлажненный кислород.

31.Собрать мокроту и направить её в лабораторию.

32.Оказать первую доврачебную помощь при легочных и носовых кровотечениях.

33.Оказать первую медицинскую помощь при удушье.

34.Определить пульс у больного, дать его характеристику, записать графически.

35.Измерить артериальное давление и интерпретировать полученные данные.

36.Определить отеки на ногах и пояснице больного.

37.Оказать первую медицинскую помощь при острой сосудистой недостаточ-

ности.

38.Оказать доврачебную помощь при острой сердечной недостаточности.

39.Подсчитать частоту дыхательных движений и оценить его характер.

40.Наблюдать за внешним видом больного и оценить его состояние, следить

за физиологическими отправлениями.

41.Оказать первую медицинскую помощь при болях в области сердца.

42.Осуществлять подкожные и внутримышечные инъекции сердечно-сосудис-

тым больным.

43.Обработать полость рта тяжелобольному.

44.Оказать первую помощь при рвоте.

45.Собрать рвотные массы и направить их в лабораторию.

46.Оказать первую помощь при желудочном кровотечении.

47.Подготовить больного к желудочному и дуоденальному зондированию.

48.Промывать желудок с помощью зонда. Оказать первую доврачебную помощь

при отравлении.

49.Подготовить больного к рентгенологическому исследованию желудка.

50.Собрать кал на общий анализ и на скрытую кровь в лабораторию.

51.Оказать помощь при кишечном кровотечении.

52.Ввести газоотводную трубку.

53.Уметь сделать очистительную, питательную, гипертоническую, капель-

ную, маслянную клизмы.

54.Подготовить больного к рентгенологическому исследованию кишечника.


 

"УТВЕРЖДАЮ"

заведующий кафедрой

 

профессор Вознесенский Н.К.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО КУРСУ "ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ" II КУРС ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.

 

Тема занятия I: Введение. Уход за больными и его значение. Медицинские учреждения и организация их работы. Устройство, оснащение и режим приемного и лечебного (терапевтического) отделений больницы. Санитарная обработка больного (полная и частичная). Обработка больного при выявлении педикулеза. Транспортировка больных. Организация работы поста медицинской сестры. Санитарно-эпидемиологический режим лечебных учреждений.

 

Цель занятия:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1.Значение ухода за больными.

2.Роль медицинского персонала в лечении и уходе за больными.

3.Моральный облик и юридическая ответственность медицинского работника.

4.Амбулаторный и больничный типы лечебных учреждений, их задачи, устройство, оборудование.

5.Прием больного и его регистрация. Санитарная обработка, транспортировка больного в палату.

6.Общий и санитарный режим терапевтического отделения.

7.Медицинская документация. Прием и сдача дежурств.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Проводить измерение роста, объем грудной клетки, взвешивание больных.

2.Транспортировать больного.

3.Проводить влажную уборку палат с приготовлением 0,5 и I% раствора хлорной извести.

Воспитательная цель:

1.Знакомство с основами медицинской этики и деонтологии.

2.Тактичное отношение к больным во время уборки и кормления.

Длительность занятия 5 часов.

Место проведения занятия: учебная комната, приемное отделение, терапевтическое отделение.

Оснащение занятия: учебный журнал, контрольные вопросы, дневник учета.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1.Установочный этап: 10 мин.

а) знакомство с группой

б) с расписанием занятий на этот день

в) с требованиями кафедры

г) уточнение цели занятия

2.Контроль исходного уровня знаний студентов 45 мин.

3.Знакомство с лечебным учреждением 30 мин.

4.Самостоятельная работа. 120 мин.

5.Итоговый контроль:

а) выполняют один из освоенных навыков

б) заполняют дневник учета 15 мин.

6.Подведение итогов занятия, задание на дом. 5 мин.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И КРАТКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

Занятие начинается с установочного этапа, затем переходим к контролю исходного уровня знаний.

 

ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

1.Что такое уход за больными?

2.Перечислите основные обязанности младшего медицинского персонала отделения.

3.Перечислите основные обязанности среднего мед.персонала отделения.

4.Какие основные требования предъявляются к рабочей одежде терапевтического отделения.

5.Юридическая ответственность медицинских сестер.

6.Какие вы знаете типы лечебно-профилактических учреждений?

7.Какие лечебные и вспомогательные подразделения входят в состав больницы?

8.Каково устройство и оборудование приемного отделения?

9.Перечислить виды медицинской документации приемного отделения и правила её ведения.

10.Каковы основные задачи, виды и правила санитарной обработки больных.

11.Каковы основные правила и способы транспортировки больных в отделения?

12.Назовите особенности транспортировки больных, находящихся в тяжелом состоянии.

13.Из чего складывается режим лечебного учреждения?

14.Что такое санитарно-гигиенический режим?

 

Далее проводим знакомство студентов с лечебным учреждением.

Знакомство начинается с приемного отделения, где студентам показывают оснащение и документацию приемного отделения. Затем проводим по функциональным кабинетам, кратко рассказывая о их предназначении и оснащении. После знакомим со специализированным отделением. После знакомства с МСЧ студенты делятся на группы и самостоятельно работают в отделениях, где проводят антропометрическое обследование, санитарную обработку больного, участвуют в транспортировке и проводят влажную обработку палат с приготовлением 0,5-1% р-ра хлорной извести.

В процессе самостоятельной работы преподаватель постоянно контролирует работу студентов, указывает на допущенные или возможные ошибки при выполнении той или иной медицинской процедуры.

В период занятия подчеркивается необходимость индивидуального подхода с учетом состояния больного, его возраста и тяжести заболевания.

В конце занятия студентам объясняют, как правильно надо заполнять

дневник учета, подводят итог (степень подготовленности, недостатки в работе), дается задание на дом.

 


 

 

Тема занятия N 2: Личная гигиена больного и положение его в постели.

Измерение температуры тела. Уход за лихорадящими больными.

Питание больных.

 

Длительность занятия 4 часа.

 

Цель занятия:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1.Положение больного в постели. Функциональная кровать. Различные приспособления для создания удобного положения больного.

2.Постельное белье.

3.Подкладывание резинового круга, судна, мочеприемника.

4.Правила личной гигиены больного.

5.Уход за полостью рта, ушами, глазами, носом.

6.Уход за кожей и профилактика пролежней.

7.Умывание, протирание кожи одним из дезинфицирующих растворов. Подмывание. Спринцевание.

8.Уход за кожей при наличии пролежней.

9.Профилактика пролежней.

10.Переноска и перекладывание больного.

11.Виды лечебного питания. Диетические столы. Составление и выписка порционника.

12.Кормление тяжелобольных. Искусственное питание больных: при помощи зондов, через фистулу желудка, парентерально.

13.Основные способы измерения температуры.

14.Хранение термометров и их дезинфекция.

15.Время измерения, регистрация измерения температуры.

16.Возрастные особенности температурных реакций.

17.Уход за лихорадочными больными.

18.Уход за ногтями.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Перестелить постель больному в зависимости от тяжести состояния.

2.Перекладывать больных.

3.Пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больного.

4.Осуществить уход за кожей, ежедневный туалет (умывание, подмывание больных, подача судна).

5.Охаживать за волосами, ушами, глазами тяжелобольных.

6.Проводить санитарную обработку больных (стрижка волос, ногтей, гигиеническая ванна).

7.Проводить профилактику пролежней и лечение пролежней.

8.Осуществлять кормление тяжелобольных и дачу питания из поильника.

9.Правильно измерить температуру тела, используемые для измерения.

10.Заполнить температурный лист и вычертить температурную кривую.

11.Ухаживать за лихорадящими больными.

 

Воспитательная цель:

Научить студентов вежливому обращению с больными согласно принципам медицинской этики и деонтологии.

Длительность занятия 4 часа.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть. Преподаватель проверяет студентов,

мотавация темы, цели занятия. Деонтологические моменты. 10 мин.

2.Контроль исходного уровня. 25 минут.

3.Знакомство с лечебным отделением. 20 минут.

4.Самостоятельная работа. 120 минут.

5.Итоговый контроль:

а) выполняют один из основных навыков 15 мин.

б) заполняют дневник учета.

6.Подведение итогов занятия.

Задание на дом 5 мин.

 

Место проведения - учебная комната.

 

Оснащение занятия: учебный журнал, контрольные вопросы, дневник учета, стенды, таблицы, вата, ножницы, р-р калия перманганата, комплекты нательного и постельного белья, резиновые круги, судно, термометры, температурные листы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1.Организационная часть:

Проверка присутствующих, цель занятия, мотивация темы, деонтологические моменты.

2.Контроль исходного уровня знаний студентов.

1) Положение больного в постели.

2) Как часто должно меняться постельное белье больному и тяжело больному.

3) Способы смены простыней у тяжелобольных.

4) Способы переноски слабых и тяжелобольных.

5) Способы установки носилок по отношению к кровати при перекладывании тяжелобольного.

6) Последовательность смены рубашки у тяжелобольного.

7) Перечислить методы ухода за кожей больных в стационаре.

8) Какова частота обтирания и подмывания у тяжелобольных.

9) Какова частота приема гигиенической ванны и душа больными в стационаре.

10) Места образования пролежней.

11) Причины, способствующие образованию пролежней.

12) Ранние признаки образования пролежней.

13) Профилактика пролежней.

14) Виды лечебного питания.

15) Организация питания и кормления больных.

16) Состав основных диет.

17) Виды искусственнного питания.

18) Методы измерения температуры.

19) Как хранят медицинские термометры.

20) Почему он называется максимальным.

21) Как правильно измерить температуру тела.

22) Cколько минут измеряют температуру.

23) Сколько раз и в какое время измеряют температуру в стационаре.

24) Регистрация температуры.

25) Как нарисовать температурную кривую.

26) Нормальная температура, пределы её колебания.

27) Что такое лихорадка?

28) Какие лихорадки вы знаете?

29) Где можно измерить температуру тела, разница этих температур.

30) Особенности ухода за лихорадящими больными в разные периоды лихорадки.

31) Оказание неотложной помощи при явлениях сердечно-сосудистой слабости у больных.

 

3.Самостоятельная работа.

С целью закрепления навыков студенты распределяются на группы и работают у постели больного. Проводят уход за тяжелобольными, меняют постельное и нательное бельё тяжелобольным, измеряют температуру тела, отмечают графическое изображение температурной кривой.

 

4.Итоговый контроль. Решение ситуационных задач.

 

1) Какова последовательность смены рубашки у тяжелобольного

- слегка приподняв верхнюю часть туловища, собирают рубашку от спины к шее;

- приподняв руки больного, снимают рубашку через голову;

- освобождают от рукавов руки, причем в первую очередь здоровую;

- чистую рубашку надевают в обратной последовательности: на

больную руку, затем на здоровую, затем через голову и далее распрямляют на туловище.

2) Какие причины способствуют образованию пролежней?

- плохой уход за больными

- общее истощение

- заболевания сосудистой системы с недостаточностью кровообращения

- заболевания ЦНС

- сосудистая дистония

3) Как различают лихорадку по высоте?

- субфибрильную - 37-38о С

- умеренную - 38-39о С

- высокую - 39 - 41о С

- гиперперитическую или чрезмерную - 41о С

 

4) Заполняют дневник. Описывают уход за тяжелобольными. Смена постельного белья, обработка пролежней, места их расположения, уход за полостью рта, волосами, ушами, какие бывают положения больного в постели, температурный лист, виды лихорадок.

5) Подведение итогов занятия.

Преподаватель оценивает работу каждого студента, отмечает недостатки, ставит оценки, подписывает дневники. Объясняет цель и содержание следующего занятия.

 

 

Тема занятия N 3: Лекарственные средства. Способы их введения. Хранение и организация раздачи лекарств. Организация работы процедурного кабинета. Парентеральное введение лекарств (внутрикожные, подкожные, внутримышечные).

 

Длительность занятия 5 часа.

 

Цель занятия:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1.Хранение препаратов списков А и В, наркотических веществ, средств для наружного применения.

2.Способы введения лекарственных веществ.

3.Организация раздачи таблеток, порошков, капсул, растворов, микстур, капель. Прием

лекарств больными в присутствии медсестры.

4.Применение наружных средств, втирание мазей, смазывание кожи йодной настойкой, применение пластырей, присыпок. Закапывание капель в уши, нос, глаза.

5.Организация работы процедурного кабинета.

6.Техника в/к, п/к, в/м инъекций.

7.Осложнения инъекций

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Раскладывать и раздавать лекарства для внутреннего употребления,

раскладывать лекарства по индивидуальной схеме.

2.Применять мази, смазывать кожу йодной настойкой, применять пластыри, присыпки. Закапывать капли в уши, глаза, нос.

3.Разведение антибиотиков.

4.Набор лекарственного раствора из ампулы и флакона.

5.Техника в/к, п/к, в/м инъекций.

Воспитательная цель:

 

Соблюдение принципов этики и деонтологии при раздаче лекарств, ответственность медицинского персонала за хранение препаратов списка А и В. Аккуратность при раздаче и введении лекарств.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть. 10 мин.

а)проверка внешнего вида

б)наличие дневников

2.Контроль исходного уровня знаний студентов (проведение опроса) 20 мин.

3.Демонстрация манипуляций. 30 мин.

4.Самостоятельная работа с муляжом для проведения

в/м, п/к, в/к инъекций. 90 мин.

Работа в процедурном кабинете.

5.Сдача зачетных манипуляций

- наложение мазей, пластырей, закапывание лекарств в уши, нос, глаза;

- п/к, в/м, и в/к инъекций на муляжах. 50 мин.

6.Определение итогового уровня знаний. 10 мин.

7.Заполнение дневников. 10 мин.

8.Подведение итогов занятия. Задание на дом. 5 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть.

Преподаватель проверяет присутствующих, внешний вид студентов.

Обоснование темы занятия, цель занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний студентов

а)где и как хранятся лекарства и инвентарь у постовой сестры

б)назовите группу лекарств, которые должны храниться отдельно друг от друга

в)где хранятся сильнодействующие лекарства?

г)как ведется учет за расход и назначение лекарств групп А и В?

д)как ведется учет расходов ядовитых и сильнодействующих лекарств?

е)какие существуют способы введения лекарственных веществ?

ж)какие преимущества парентерального введения лекарств?

з)перечислить виды стерилизации инструментов.

и)расскажите технику введения лекарства п/к, в/к и в/м.

3.Демонстрация манипуляций.

Преподаватель демонстрирует методику наложения мазей, присыпок, закапывание капель в глаза, уши, нос, технику п/к, в/к и в/м инъекций.

Студенты поочередно выполняют манипуляции за преподавателем.

 

4.Самостоятельная работа.

а)каждый студент участвует в работе на постах: наблюдает и помогает при раздаче лекарств, наложении мазей, закапывании лекарств в уши, глаза, нос.

б)на муляже студенты отрабатывают технику введения лекарств п/к, в/к, в/м.

5.Сдача зачетных манипуляций.

Каждый студент выполняет манипуляции на муляжах.

6.Итоговый контроль.

Контрольные вопросы по теме:

1)Применение йода, присыпок, пластыря.

2)Накладывание мазевых компрессов.

3)Введение капель в глаза, уши, нос.

4)Раздача лекарств по индивидуальной схеме.

5)Какие возможны осложнения при проведении п/к и в/м инъекций.

6)Продемонстрировать технику сборки стерильного шприца.

7)Произвести расчет и разведение антибиотиков.

8)Продемонстрировать методику работы со шприцами одноразового использования.

7.Подведение итогов занятия: преподаватель подписывает дневники, оценивает работу каждого студента.

 

 


 

Тема занятия N 4: Парентеральное введение лекарственных веществ

(в/венное, в/капельное).

 

Длительность занятия 4 часа.

 

Цель занятия:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1.Техника собирания стерильного шприца одним и двумя пинцетами.

2.Подготовка рук медицинской сестры, кожи больного к проведению в/в инъекций, в/в капельных вливаний.

3.Доставка шприца, капельницы к постели больного.

4.Наложение жгута на плечо. Техника в/в инъекций.

5.Заполнение систем для капельного введения лекарственных веществ.

6.Возможные осложнения в/в инъекций и вливаний.

7.Обработка инструментов после в/в инъекций, капельниц.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Провести предстерилизационную обработку шприцев.

2.Собрать шприц, набрать лекарство из ампулы для в/в инъекции.

3.Собрать систему (одноразовую и многоразовую) для капельного введения.

4.Наложить жгут на плечо. Сделать в/венные инъекции на муляже.

 

Воспитательная цель:

1.Соблюдение этики и деонтологии при в/венном капельном введении лекарственных средств.

2.Необходимость точного и своевременного выполнения назначений врача.

3.Чуткое и внимательное отношение к больному при выполнении манипуляций, тактично относится друг к другу, медперсоналу, уметь хранить профессиональную тайну.

4.Воспитание ответственности у студентов во время работы в процедурном кабинете в отделении.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.Организационная часть: 5 мин.

а) проверка внешнего вида присутствующих

б) наличие дневников

2.Контроль исходного уровня знаний студентов

(проведение фронтального опроса) 20 мин.

3.Демонстрация манипуляций 30 мин.

4.Самостоятельная работа с муляжами для проведения в/в инъекций.

Работа в процедурном кабинете (предстерилизационная обработка шприцев,

многоразовых систем для капельного введения) 90 мин.

5.Сдача зачетных манипуляций:

а) в/венные инъекции на муляже

б) сбор системы для капельного введения

6.Определение итогового уровня знаний 20 мин.

7.Заполнение дневников 10 мин.

8.Подведение итогов занятия. Задание на дом. 5 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организакционная часть:

Преподаватель проверяет присутствующих, внешний вид студентов.

Обоснование темы занятия, цель занятия.

2.Контроль исходного уровня знаний студентов.

а) Какие вены используются для в/венных инъекций?

Перечислите их в порядке частоты использования.

б) Перечислите правила наложения жгута при в/венной инъекции.

в) Как вводится игла при в/венной инъекции?

г) В чем состоит опасность воздушной эмболии?

д) Как проверяется правильность стояния иглы при в/венном введении?

е) Что должна сделать медсестра при неудачном в/венном введении?

ж) Перечислить возможные осложнения при в/венных инъекциях.

3.Демонстрация манипуляций.

Преподаватель демонстрирует методику в/венных инъекций, заполнение систем для в/венных инъекций.

Студенты поочередно повторяют за преподавателем выполнение манипуляций.

4.Самостоятельная работа:

а) Каждый студент отрабатывает на муляже методику в/венных инъекций.

Набирает лекарство из ампулы, заполняют системы для в/венных вливаний, отрабатывают методику в/венных инъекций на муляжах.

б) Наблюдают за выполнением в/венных инъекций процедурной медсестрой.

5.Сдача зачетных манипуляций.

Каждый студент выполняет манипуляции на муляжах по в/венным инъекциям. Сбор системы для капельного введения препаратов.

6.Итоговый контроль.

Контрольные вопросы по теме:

а) какие возможны осложнения при проведении в/венных инъекций?

б) как проверить качество предстерилизационной обработки?

в) продемонстрировать методику работы со шприцами и системами одноразового использования.

г) продемонстрировать методику работы со шприцами и системами многоразового использования.

д) перечислить порядок выполнения в/венной инъекции и провести её на муляже.

е) профилактика в/венных осложнений и первая помощь при них.

7.Заполнение дневников.

Описать:

- возможные вены для в/венных инъекций

- порядок выполнения в/венной инъекции

- осложнения в/венных инъекций и первая помощь при них.

8.Подведение итогов занятия.

Преподаватель оценивает работу каждого студента, подписывает

дневники, объясняет тему следующего занятия.

 

Тема занятия N 5: Особенности ухода за больными с нарушением функций системы органов дыхания.

 

Длительность занятия 4 часа.

 

Цель занятия:

1.Познакомится на практике с основными симптомами, характерными для заболеваний органов дыхания.

2.Познакомиться с особенностями ухода за больными с нарушениями функций органов дыхания.

3.Проведение простейшей физиотерапии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1.Что такое кашель, одышка, удушье, оказание помощи при них.

2.Симптомы кровохарканья, легочного кровотечения. Срочная доврачебная помощь.

3.Собирание мокроты. Дезинфекция плевательницы. Направление мокроты в

лабораторию.

4.Общий уход за больными с нарушением функций органов дыхания.

5.Правиля постановки горчичников, банок, компрессов.

6.С какой целью проводится плевральная пункция.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Пользоваться плевательницей и произвести её санитарно-гигиеническую обработку.

2.Подсчитать число дыхательных движений, произвести их графическую запись.

3.Оказать первую медицинскую помощь при приступе непродуктивного кашля.

4.Пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больному (закрепление навыков).

5.Пользоваться ингалятором.

6.Дать больному увлажненный кислород.

7.Собрать мокроту и направить её в лабораторию.

8.Оказать первую доврачебную помощь при легочных и носовых кровотечениях.

9.Оказать первую помощь при удушье.

 

Воспитательная цель:

Соблюдение принципов этики и деонтологии при уходе за больными с заболеваниями органов дыхания, больными пожилого и старческого возраста.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть: 5 мин.

а) проверка внешнего вида присутствующих

б) наличие дневников

2.Контроль исходного уровня знаний студентов 40 мин.

(проведение фронтального опроса).

3.Самостоятельная работа у постели больного и 110 мин.

выполнение врачебных указаний. Сдача зачетных манипуляций.

4.Определение итогового уровня знаний. 10 мин.

Решение ситуационных задач.

5.Заполнение дневников. 10 мин.

6.Подведение итогов занятия. Задание на дом. 5 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть: преподаватель проверяет отсутствующих, внешний вид, наличие дневников, знакомит с планом и целью занятия.

2.Контроль исходного уровня знаний (методом фронтального опроса).

1) перечислить основные симптомы, характерные для заболеваний органов дыхания и механизм их возникновения.

2) первая медицинская помощь при непродуктивном кашле.

3) первая медицинская помощь при одышке и удушье.

4) что такое кровохарканье?

5) особенности ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

6) особенности наблюдения за больными пожилого и старческого возраста.

7) методика сбора мокроты для общего клинического анализа методом флотации, на чувствительность к антибиотикам.

8) дезинфекция плевательницы.

9) способы применения кислорода.

10) перечислите осложнения оксигенотерапии.

11) механизм действия горчичников, показания к применению.

12) куда ставят горчичники и последовательность их постановки.

13) механизм действия банок.

14) показания и противопоказания к применению банок.

15) правила постановки банок.

16) каков механизм действия согревающего компресса?

17) показания и правила постановки компресса.

 

3.Самостоятельная работа.

С целью закрепления навыков и зачетных манипуляций студенты распределяются на группы и работают у постели больного. Проводят уход и кормление тяжелобольных, осуществляют подготовку к сбору мокроты для анализа, обработку плевательницы. Ставят горчичники и банки. Подсчитывают дыхательные движения и графически записывают их.

4.Итоговый контроль. Решение ситуационных задач.

К Вам за помощью обратился больной К. 43-х лет, жалуется на кровавую рвоту. Вы заподозрили у него желудочное кровотечение.

 

 


Тема занятия N 6: Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосудистой системы.

 

Цель занятия:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1.Пульс, его свойства, технику определения, цифровую и графическую запись.

2.АД, технику его измерения, цифровую и графическую запись.

3.Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (боли в области сердца, одышка, удушье, отеки и т.п.).

4.Понятие о причинах болей в сердце и доврачебную помощь при них.

5.Острую сосудистую недостаточность (обморок, коллапс) и доврачебную помощь при них.

6.Общий уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

7.Особенности ухода за больными с данной патологией пожилого и старческого возраста.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Определить пульс у больного, дать его характеристику, записать графически.

2.Измерить АД и интерпретировать полученные данные. Зарегистрировать результаты исследования артериального пульса и АД в температурном листе.

3.Определить отеки на ногах и пояснице больного.

4.Оказать первую медицинскую помощь при острой сосудистой недостаточности.

5.Оказать доврачебную помощь при болях в области сердца, удушье, подъеме АД, при обмороке.

6. Общий уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (создание удобного положения в постели, особенности смены нательного и постельного белья, профилактика пролежней, кормление больных, диета, наблюдение за водным балансом).

 

Воспитательная цель:

1.Знакомство с основами медицинской этики и деонтологии при уходе за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

2.Создание благоприятного психологического климата больным с острым инфарктом миокарда.

 

Длительность занятия - 4 часа.

 

Место проведения занятия: учебная комната, кардиологическое отделение, кардиореанимационное отделение интенсивной терапии.

 

Оснащение занятия: учебный журнал, контрольные вопросы, дневник учета.

1.Листы наблюдения за больными с графической записью пульса и АД, суточного диуреза.

2.Тонометры, сфигмамонометры, фонендоскопы.

3.Оборудование инфарктного и терапевтического отделений, функциональные кровати, судна, мочеприемники, дезрастворы, нательное и постельное белье, резиновый круг, лекарственные средства.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1.Установочный этап: 5 мин.

проверка внешнего вида присутствующих, наличие дневников.

2.Контроль исходного уровня знаний студентов: проведение

фронтального опроса.

3.Самостоятельная работа у постели больного и выполнение врачебных

указаний, сдача зачетных манипуляций. 135 мин.

4.Определение итогового уровня знаний.

Решение ситуационных задач. 20 мин.

5.Заполнение дневников. 15 мин.

6.Подведение итогов занятия, домашнее задание. 5 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть: преподаватель проверяет отсутствующих, внешний

вид студентов, наличие дневников, знакомит с планом и целью занятия.

2.Контроль исходного уровня знаний (методом фронтального опроса):

- перечислить основные симптомы, характерные для заболеваний сердечно-сосудистой системы и механизм их возникновения;

- неотложная доврачебная помощь при возникновении болей в области сердца или за грудиной;

- особенности одышки при сердечной патологии;

- какова неотложная доврачебная помощь при возникновении удушья у больных с заболеванием сердечно-сосудистой системы;

- как правильно накладываются жгуты на конечности?

- перечислите основные симптомы обморока;

- перечислите основные симптомы коллапса;

- первая доврачебная помощь при обмороке;

- первая доврачебная помощь при коллапсе;

- что такое пульс?

- какова частота пульса у здорового человека?

- перечислите места исследования пульса, свойства пульса, этапы исследования пульса;

- что называется артериальным давлением?

- показатели АД у здорового человека;

- какие типы сфигмоманометров вы знаете?

- какова методика измерения АД по Короткову?

- перечислите наиболее распространенные ошибки при определении АД.

3.Самостоятельная работа.

С целью закрепления навыков и зачетных манипуляций студенты распределяются на группы и работают у постели больного. Проводят уход и кормление тяжелобольных, определяют пульс, подают судно, подают увлажненный кислород, измеряют АД у больных, отмечают графически его и записывают.

4.Итоговый контроль. Решение ситуационных задач.

- Больной М.,52 лет, жалуется на частые приступы сжимающих и давящих болей за грудиной и в левой половине грудной клетки, одновременно сильно ломит левую руку. Боли возникают при любой самой небольшой физической нагрузке, иногда в ночное время, во сне, часто после приема пищи.

Подумайте о диагнозе.

Ваши действия во время приступа.

- У молодого мужчины забрали кровь из вены для анализа. Внезапно побледнел, покрылся холодным липким потом, потерял сознание и повалился со стула.

Объясните состояние больного.

Какова первая медицинская помощь?

- Какую помощь следует оказать больному при отеке легких?

а) придать полусидячее положение;

б) положить жгут на нижние конечности;

в) ввести кровезамещающие жидкости;

г) поставить горчичники на область сердца,

д) дать ингаляцию смеси кислорода и паров этилового спирта;

е) ввести мочегонные препараты и сердечные гликозиды.

5.Заполняют дневник. Описывают план ухода за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями:

- с приступами болей за грудиной;

- с инфарктом миокарда;

- острой сосудистой недостаточностью (коллапс, обморок);

- особенности ухода за больными пожилого возраста.

6.Подведение итогов занятия.

Преподаватель оценивает работу каждог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: