Рабочая программа преддипломной практики




ПОЛОЖЕНИЕ

 

О преддипломной практике для студентов

специальности 040101.65 (350500) Социальная работа

специализации 350510 «Социальная политика и социальная

работа в регионе»

 

Апатиты


Положение о преддипломной практике разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление: 350500 «Социальная работа», 2000г.

 

Положение разработано старшим преподавателем кафедры социальной работы Мальковой И.В.

 

Положение обсуждено на заседании кафедры социальной работы

 

"__" _____________20__ г. Протокол № ____

 

Заведующий кафедрой _______________Е.Ю. Авдеева


Введение

Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов специальности "Социальная работа" гуманитарного факультета, для преподавателей - руководителей преддипломной практики и для специалистов организаций, принимающих студентов для практического обучения.

 

Основными целями составления учебно-методических рекомендаций являются ознакомление студентов с нормативными и организационными основами практики как особой формы учебного процесса, знакомство руководителей практики с требованиями, которые предъявляются к работе практикантов и руководству ею, упорядочение требований и методологических подходов ко всем видам студенческих практик по кафедре социальной работы.

 

Организационно-методический раздел

 

Преддипломная практика студентов специальности 350500 Социальная работа регламентируются следующими базовыми нормативными актами:

1) Закон РФ "Об образовании" в ред. от 13.01.1996.,

2) Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 02.08. 1996.,

3) Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001.,

4) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350500 Социальная работа, утвержденный приказом Минобразования РФ от 02.03.2000.,

5) Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 25.03.2003. № 1154),

6) Примерное положение о практиках студентов высшего профессионального учебного заведения по направлению и специальности "социальная работа", утвержденное на заседании Президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы (Москва, 2002),

7) Положение о практике студентов специальностей "социология" и "социальная работа", утвержденное на заседании кафедры социологии и социальной работы Петрозаводского государственного университета.


Общие положения

Прохождение преддипломной практики обязательно для студентов 5 курса, обучающихся по направлению и специальности 350500 Социальная работа. Практики являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста по социальной работе и выступают как одно из средств формирования у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Цели и задачи, виды и сроки проведения преддипломной практики определяются в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению и специальности 350500 Социальная работа.

Сроки преддипломной практики студентов определяются учебными и рабочими планами обучения и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за 2 недели до начала практики. Программа преддипломной практики разрабатывается преподавателями кафедры социальной работы, доступна для ознакомления всем желающим.

Ответственность за прохождение студентами преддипломной практики несут студенты, а также руководители практики от кафедры и от базового учреждения.

Перечень и краткая характеристика учреждений, организаций и социальных служб, составляющих базу для прохождения преддипломной практики студентов, представлена в Приложении №1.

Для непосредственного руководства, организации и контроля за прохождением практики студентами кафедрой социальной работы назначается преподаватель, имеющий достаточный практический опыт. В обязанности руководителей практик от кафедры входит:

1. Планирование процесса прохождения преддипломной практики, составление их графиков совместно с руководством кафедры и деканата.

2. Определение учреждений и организаций, располагающих возможностями для организации преддипломной практики студентов, разработка и заключение договоров о сотрудничестве с ними. Разработка и уточнение совместно со студентами и руководителями практики от учреждения (организации) заданий на практику, в том числе индивидуальных.

3. Разработка и оформление необходимой нормативной документации (распоряжение декана факультета, направление на практику в конкретное учреждение и т.п.)

4. Взаимодействие с работниками учреждений и организаций, ответственными за организацию и проведение преддипломной практики.

5. Контроль прохождения преддипломной практики студентами.

6. Организация и проведение установочного и итогового собрания (конференций) студентов по преддипломной практике. Организационное собрание проводится не позднее, чем за неделю до начала практики, итоговое – в течение недели по окончании практики.

7. Итоговая оценка деятельности студента на практике, контроль за правильным и своевременным оформлением студентами отчетной документации, сдача ее на кафедру социальной работы, запись в ведомостях и зачетной книжке студента итоговой оценки.

Обязанности студентов

 

В процессе прохождения производственной практики студенты обязаны:

· выполнять указания руководителя практики в учреждении;

· вести ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях, о выполненной работе, отмечать свои впечатления;

· проявлять активность в стремлении к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения;

· не мешать основной деятельности учреждения;

· индивидуальные проблемы и просьбы адресовать руководителю практики от Университета;

· соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в учреждении, исключить опоздания и досрочные уходы с работы;

· все задания и выполненные работы необходимо записывать в дневник;

· по завершении практики подготовить письменный отчет с приложением отзыва (характеристики) от руководителя практики от учреждения.

В процессе прохождения производственной практики студенты должны:

· подготовить план прохождения практики, согласованный с руководителями практики от кафедры и от учреждения;

· утвердить у руководителя тему индивидуального задания (социологического исследования), получить план - задание, и оформить его совместно с руководителем практики;

· пройти инструктаж по технике безопасности, при необходимости и в соответствии с правилами внутреннего распорядка пройти медицинский осмотр;

· выполнять поручения руководителя практики по текущей работе учреждения в рамках и объемах, устанавливаемых учреждением;

· провести рекомендованные обязательные мероприятия;

· квалифицированно вести документацию в объемах и направлениях, соответствующих целям практики (дневник, отчет, статистические данные и др.).

В процессе прохождения производственной практики студенты имеют право:

· получать достоверную информацию об условиях прохождения практики;

· обращаться к руководителям практики, к руководству Университета с вопросами, заявлениями, предложениями по улучшению либо изменению условий практики;

· получать квалифицированные ответы и объяснения на поставленные вопросы, получать консультативную помощь по проблемам, возникшим в ходе практики;

· знакомиться с должностными инструкциями специалиста по социальной работе;

· пользоваться научно-методической литературой Университета

При несогласии студента с условиями практики, с полученными заданиями он имеет право обратиться к руководству кафедры для принятия необходимых решений в административном порядке.

 

Формы отчетности по итогам прохождения практики представлены следующими видами: дневник, отчет, отзыв руководителя практики от учреждения, индивидуальное задание. Отчетные документы составляются в течение всего периода практики, должны быть подготовлены студентом ко времени итогового собрания, указанного преподавателем, руководящим практикой. В случае непредставления своевременно отчетных документов по практике устанавливается академическая задолженность студента.

Отчет, который необходимо написать по окончании практики, должен содержать следующие материалы:

1. Титульный лист (приложение №5).

2. Введение (краткая характеристика проблем, цель и задачи практики).

3. Основная часть.

4. Заключение (выводы, задачи, решенные студентами в процессе прохождения самостоятельного практикума, изложение общего впечатления от практики).

Отчет должен быть выполнен в отдельной папке на стандартных листах бумаги формата А4 с записями на одной стороне листа. Объем работы содержит от 15 до 20 листов.

Отчет должен быть датирован, подписан студентом-практикантом и руководителем практики от организации или руководителем учреждения (подпись руководителя заверяется печатью).

Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку руководителя практики от кафедры или от учреждения, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.

 


Рабочая программа преддипломной практики

Цель практики:

завершение подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.

 

Задачи:

1) адаптация к конкретному рабочему месту и коллективу, освоение квалификационных требований к будущему специалисту;

2) включение в функциональные связи подразделения (учреждения, организации);

3) упрочение навыков и умений самостоятельной профессиональной деятельности, способности выполнять работу по профилю учреждения (организации);

4) научное обобщение опыта работы в системе социальной работы;

5) выполнение индивидуального задания на практику (Приложение №2).

 

Примерное задание на практику:

1) изучение функциональных связей подразделения (учреждения, организации);

2) изучение нормативно-правовой и специальной научной литературы, относящейся к деятельности подразделения (учреждения, организации);

3) выполнение работы в соответствии с квалификационной характеристикой рабочего места;

4) выработка и реализация рекомендаций по совершенствованию деятельности подразделения (учреждения, организации);

5) апробация инновационных форм и методов работы в рамках дипломного проектирования.

 

Примерные формы итогового контроля:

1) реферативная (или иной вид творческой работы) работа, выполненная по материалам одного (нескольких) учреждения и/или соответствующей специальной литературы (работы могут иметь вид текста, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые рекомендуется использовать в работе и оформлении методического кабинета кафедры);

2) составление дневника практики (программа-график, приложение №4);

3) письменный отзыв руководителя практики от базового учреждения.

4) аналитический отчет, выполненный студентом, содержащий собственные комментарии и оценки, основанные на фактическом материале практики;

5) конференция с участием преподавателей кафедры, руководителей практики от учреждения, иных интересующихся студентов, преподавателей, специалистов.

Целесообразным представляется присутствие на защите материалов практики научных руководителей дипломных работ пятикурсников.

Дополнительным требованием к защите возможно предоставление для обсуждения на конференции части дипломного исследования (главы, параграфа, рабочих материалов). Такая форма отчетности демонстрирует степень проработанности дипломной работы за период практики, а также выполняет функцию предварительной защиты работы.

Для наиболее успешного прохождения преддипломной практики стоит ориентироваться на то, чтобы к ее началу теоретическая часть работы должна быть уже готова, по крайней мере, на уровне концепции и основного содержания текста. Это необходимо для того, чтобы студент как можно более четко формулировал и задачи практики и тот материал, который должен войти в дипломную работу. Целесообразно, чтобы темы дипломных работ были бы выбраны студентами еще в конце четвертого курса.

 

 

Приложение № 1

 

Примерный перечень социальных служб для прохождения практики:

1. Государственные учреждения: ГУ-УПФ РФ по г. Апатиты (Ферсмана,35а), ГУ Центр занятости населения города Апатиты, (Ленина,27); Государственная служба медико-социальной экспертизы (МСЭ, Ленина,23).

2. Областные учреждения: Областной специализированный дом ребенка (областной реабилитационный центр, Строителей,14), Апатитский психоневрологический интернат (АПНИ, Лесная,51), региональный Фонд обязательного медицинского страхования, (Северная,16а); Профессиональное училище № 11 (как учебное заведение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Энергетическая,35); «Апатитский социальный приют для детей и подростков» (Зиновьева,13а);

3. Муниципальные учреждения:

 

3.1. муниципальные учреждения социального обслуживания: ГОУСОСЗН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения"(АКЦСОН, Победы,3а), три отделения: Отделение срочного социального обслуживания, Отдел социального обслуживания на дому, Специализированное социально-медицинское отделение; Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями (Зиновьева,13а); Детский дом-интернат для глубоко–умственно отсталых детей МУ «ЦСОН г. Апатиты» (Сосновая,23а); Апатитская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.

3.2. Муниципальные учреждения социальной защиты: ГОУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения по городам Кировск и Апатиты». (сектор назначения и выплаты АСП и оформления социальных стипендий, сектор выплаты детских пособий, сектор выплаты региональной ежемесячной денежной выплаты (РЕДВ), сектор оформления попечительства и патронажа над престарелыми гражданами, Ленина,1); Сектор по опеке и попечительству ГОРОО (дети до 18 лет, Дзержинского,55); Отдел по предоставлению гражданам субсидий и установлению ежемесячных жилищно-коммунальных выплат (ЕЖКВ).

(Космонавтов,15); Комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации г. Апатиты; Отделение по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений при УВД г. Апатиты (Фестивальная,2а);

3.3. муниципальные организации молодежной политики: МУ «Молодежный социальный центр» (Московская 15, Ленина,2);

3.4. муниципальные учреждения городского отдела образования (ГОРОО): «Апатитский детский дом им. В.Р. Булычёва» г. Апатиты.; Общеобразовательные учреждения (СОШ школы №1,2,3,4,5,6,7,10,14,15); детские дошкольные учреждения (ДДОУ); Дом детского юношеского творчества (ДДЮТ);

3.5.муниципальные учреждения городского здравоохранения: отделения сестринского ухода при больнице АЦГБ; Сектор по опеке и попечительству АЦГБ (над недееспособными гражданами старше 18 лет, Бредова,16);

4. Общественные и волонтерские организации: городские организации ВОИ, ВОГ и ВОС (Бредова,11), общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Совет ветеранов (Дзержинского,14), общественная организация по профилактике наркомании «Вита» (Космонавтов,15), клуб «Счастливые родители» и другие организации городов Мурманской области, аналогичного направления.

 

Приложение № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: