Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Сущность, функции и предмет экономической теории
В сфере познания человеческого общества одним из важнейших звеньев является экономическая теория. Экономическая теория – это наука о системе отношений в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека – как производителя, так и потребителя.
Экономическая теория выполняет ряд функций, которые характеризуют её общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:
1. Познавательная функция. Она вытекает из основной задачи экономической науки – познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. То есть экономическая теория позволяет познать экономические явления и процессы.
2. Методологическая функция. Экономическая теория разрабатывает методы, средства научного инструментария, необходимые для исследований всем экономическим наукам. Она выступает в качестве теоретического фундамента комплекса экономических наук - отраслевых (экономика строительства, транспорта, промышленности) и функциональных (финансы и кредит, бухгалтерский учет, аудит и т.д.).
3. Практическая функция. Её содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике.
4. Прогностическая функция заключается в разработке научных прогнозов и перспектив экономического развития.
Экономическая теория включает два раздела:
-микроэкономика – раздел экономической теории, связанный с деятельностью отдельных экономических субъектов – домашних хозяйств, фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на этом уровне.
- макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом.
История развития предмета
Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности.
Таблица 1.
Эволюция предмета экономической теории
Представители экономических школ и направлений | Предмет |
Экономическая мысль периода античного рабства (Ксенофонт, Аристотель) | Домашнее хозяйство, способы его увеличения, умение его разумно использовать |
Средневековая экономическая мысль | Экономические проблемы и категории: богатство, обмен, деньги, торговая прибыль. |
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений | Государственное хозяйство, протекционистская экономическая политика, деньги в форме капитала как источник богатства |
Школа физиократов | Происхождение богатства, закономерности его роста и распределения, труд земледельца как единственный источник всякого богатства |
Классическая школа | Теория разделения труда, теория стоимости товара, теория денег, теория доходов, теория капитала, теория воспроизводства |
Историческая школа | Наука о развитии производительных сил с учетом особенностей каждой страны, разработка теории производительных сил. |
Марксистская школа | Производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления |
Монетаризм | Законы движения денежной массы, деньги как экономическая категория. |
Неоклассическая школа | Теория стоимости и ценообразования на рынке. Концепция эластичности спроса. Макроэкономическое равновесие. |
Кейнсианство | Национальный доход, инвестиции, потребления, сбережения. |
Маржинализм | Предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д. Опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. |
Метод экономической теории
Метод – это способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений общественной жизни.
Экономическая наука выработала разнообразные методы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ – это метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.
Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое,
Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра, приобретаемого им аналогичного блага, уменьшается. Отсюда можно сделать вывод о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.
Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестный. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний.
Метод научной абстракции – он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении от несуществующего, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстракции может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявленные закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования.