Закон убывающей предельной полезности




Тема 5. ОСНОВЫТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Понятие полезности

Концепция предельной полезности возникла в 40-50 –х гг. XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х гг.

Полезность – это степень удовольствия, получаемая потребителем от потребления набора товаров и услуг.Различают общую и предельную полезность.

В конце XIX в. представители австрийской школы маржинализма полагали, что для каждого человека существует определенный количественный измеритель полезности. В данном случае речь идет о предельной полезности. Предельная полезность (MU)– это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Она определяется по формуле:

 

MU =∆TU/∆QX

где: MU – предельная полезность

TU – общая полезность данного товара

QX – потребление товара

Общая (совокупная) полезность (TU) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага. Общую полезность определяют путем суммирования показателей предельной полезности (TU= ∑MU).

Условие равновесия потребителя имеет вид:

При анализе потребительского поведения используются два подхода: исторически более ранний количественный (кардиналистический) и порядковый (ординалистический). Количественный подход измерения полезности был предложен одновременно и независимо друг от друга У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом в последней трети 19 века. Они основывались на теории предельной полезности и были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. В их теории предполагается, что потребитель способен дать количественную оценку полезности любого товарного набора. Поэтому кардиналистический подход основан на гипотезе о возможности измерения полезности различных благ в объективных условных единицах измерения. Представители порядкового подхода для измерения полезности используют теорию кривых безразличия и потребительского бюджета.

 

Кривые безразличия

В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей другим комбинациям, или набором товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Товар А


Товар Б

 

Товар А
Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-либо количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта. Набор кривых безразличия для одного потребителя и двух различных товаров называется картой безразличия. Карта безразличия дает графическое отображение системы потребительских предпочтений в отношении различных товаров и услуг. Потребитель будет стремиться к наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.

 

Товар Б

 

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму в зависимости от предпочтения потребителей. Для независимых товаров кривая безразличия имеет вид:

 
 
Товар А


Товар Б

Для товаров субститутов и товаров комплементов кривые безразличия будут иметь вид.

Товар А

       
 
Товар Б
 
Товар Б

 


а) совершенные субституты б) совершенные комплементы

 

 

Свойства кривых безразличия:

- кривых безразличия на каждой карте может быть сколько угодно много;

- кривые, расположенные дальше от начала координат, соответствуют более высоким уровням совокупной полезности;

- кривые безразличия, принадлежащие одной карте предпочтений никогда не пересекаются, так как каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других;

- кривые выгнуты в сторону начала координат;

- по мере продвижения по кривой вправо, абсолютное значение её наклона уменьшается, а кривая становится все более пологой. Такая форма обусловлена убыванием предельной нормы замещения, что в свою очередь связано с убыванием предельной полезности.

 

Закон убывающей предельной полезности

Каждый потребитель пытается так распорядится своим денежным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так, что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе свидетельствует об убывании полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы. Такими образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: