Принято различать показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – конечный результат хозяйственной деятельности, характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями.
Экономическая эффективность – соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов.
Деятельность государственных органов власти имеет свои отличия:
государство устанавливает нормы деятельности для хозяйствующих субъектов и, кроме того, они имеют обязательный характер;
государство обеспечивает защиту установленных норм экономической деятельности;
государство не руководствуется целями максимизации прибыли и эквивалентности обмена и не выступает в роли рыночного субъекта[6].
На современном этапе, как и в отношении экономической эффективности, отсутствует единый подход к определению сущности эффективности деятельности органов государственной власти, государственных служащих и ее оценке.
Качественные показатели эффективности работы государственных органов власти:
• результативность принимаемых решений;
• прозрачность и открытость;
• ориентация на потребителей;
• уровень координации работы;
• использование информационных технологий и скорость работы;
• качество услуг и доступность их для граждан.
Существует несколько подходов к определению эффективности деятельности государственных органов:
1) подход с позиций эффекта;
2) оценка на уровне организации и взаимосвязи «результативность – эффективность»;
3) подход с позиции последствий деятельности.
Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном так и в практическом аспектах. Таможенная деятельность является специфическим видом государственной деятельности, связанной с формированием и реализацией государственной таможенной политики, обеспечением соблюдения таможенного законодательства и созданием условий для развития внешней торговли. Таможенные органы выполняют разные функции: фискальную, регулятивную, правоохранительную, информационно-аналитическую, контрольную. Можно говорить об экономическом эффекте выполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.
Экономическая наука рассматривает эффект деятельности как некий ее результат в расчете на единицу затраченных на нее ресурсов. Критерии оценки деятельности должны отвечать следующим требованиям:
1) соответствовать функциям (задачам) организации;
2) определяться на основе постоянной отчетности;
3) показывать, на сколько услуги организации удовлетворяют потребности ее клиентов.
Показатели оценки эффективности – это количественные или качественные характеристики выполнения функций, а также соотношение результатов и издержек деятельности[7].
Оценка деятельности таможенных органов всегда была одной из основных задач руководства таможенной службы России. Вместе с тем на протяжении продолжительного промежутка времени она проводилась лишь с точки зрения, ориентированной на сбор статистической информации о работе таможенных подразделений и работающих в них должностных лиц. На начальных этапах развития таможенной службы это позволило в полном объеме удовлетворить потребности ведомства в исследуемом круге вопросов.
Однако для должностных лиц все более очевидной становилась необходимость создания механизмов оценки, основанных не только на анализе полученных статистических данных, но и на их аналитической обработке, позволяющей расширить возможности таможенных органов по обоснованию эффективности собственной деятельности.
Процесс переориентации системы внутриведомственной самооценки на использование показателей аналитического характера в полной мере может считаться начатым с момента нормативного закрепления в таможенной практике порядка и правил осуществления сравнительного анализа результатов работы РТУ, таможен и таможенных постов, а также механизма проведения оценки реализуемых ими направлений деятельности.
Отправной точкой становления современной системы показателей оценки деятельности таможенных органов (СПОД) является приказ ФТС России от 29.12.2004 № 450 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год».
Этим документом впервые была введена в действие система контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов
(КПЭД), основы которой в общих чертах до сих пор продолжают сохранять свою актуальность.
В результате реализации во внутриведомственной практике положений приказа ФТС России от 29.12.2004 № 450 стало возможным: выводить показатели, определяющие потенциал развития таможенных органов; осуществлять сравнение плановых значений показателей с полученными на
практике результатами за предшествующий период; проводить корректные сравнения получаемых таможенными органами результатов, сопоставимых по внешним условиям их функционирования.
Показатели, заявленные в приказе ФТС России от 29.03.2009 № 625 «О контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2010 год», были впервые разделены на две группы: контрольные (КПЭД) и аналитические (АПЭД). Такое деление в дальнейшем стало еще более выраженным, получив свое закрепление в уже самостоятельных документах.
Исключением не стала и применяемая в 2013 г. система показателей работы РТУ, таможен и таможенных постов, обусловленная нормами следующих документов:
1) приказа ФТС России от 01.03.2013 № 395 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2013 год» (приказ ФТС России от 01.03.2013 № 395);
2) приказа ФТС России от 01.03.2013 № 379 «Об аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2013 год» (приказ ФТС России от 01.03.2013 № 379).
Важной вехой в развитии СПОД стала принятая Указом Президента от 10.03.2009 № 261 федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)». В ней были поставлены задачи по разработке показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих и закреплению их в должностных регламентах государственных служащих. В этом случае критерием выполнения указанной федеральной программы в каждом из органов исполнительной власти выступает целевой индикатор, отражающий «…долю государственных служащих, должностные регламенты которых содержат показатели результативности».
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» действующая система показателей оценки деятельности таможенных органов объединяет:
1) основные показатели работы таможенных органов;
2) контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности таможенных органов (КПЭД и АПЭД).
Совокупность относящихся к основной группе показателей представляет собой количественно выраженные характеристики указанных в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» критериев оценки работы таможенных органов.
В соответствии со ст. 18 311-ФЗ основными критериями оценки работы таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Правительство Российской Федерации, исходя из указанных выше основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга.
Оценку работы структурных подразделений таможенных органов проводят с помощью контрольных и аналитических показателей эффективности реализуемой ими деятельности (КПЭД и АПЭД).
Ежегодно ФТС издает приказ о контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
Система контрольных показателей эффективности разработана с целью обобщения результатов деятельности таможенных органов, непосредственно предоставляющих таможенные услуги.
В соответствии с данными приказами ФТС к числу показателей эффективности деятельности таможенных органов относят:
- доходы, администрируемые таможенными органами;
- эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках системы управления рисками;
- изменение суммы задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов;
- доля неправомерно предоставленных льгот в общей сумме предоставленных льгот;
- доля взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов от суммы доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска товаров;
- доля подакцизных товаров, по которым принято решение о выпуске в общем количестве товаров, по которым принято решение о выпуске;
- доля поданных с использованием Интернета деклараций на товары, выпущенных в электронной форме, в общем числе деклараций на товары;
- доля деклараций на товары, выпущенные с применением технологии удаленного выпуска, в общем числе деклараций на товары;
- эффективность проведения таможенными органами таможенных досмотров товаров при применении системы управления рисками на основании профилей рисков, утвержденных ФТС России, при таможенном декларировании товаров путем подачи декларации на товары и др.
При осуществлении оценки выполнения контрольных показателей необходимо соблюдать следующие принципы:
1) реальная возможность выполнения показателя;
2) дифференцированность показателей и их значений, определяемой спецификой деятельности таможенных органов;
3) возможность определения степени выполнения показателя;
4) доведение методик оценки выполнения показателей до сведения нижестоящих таможенных органов;
5) обеспечение единообразного понимания в нижестоящих таможенных органах методик оценки выполнения показателей;
6) объективность оценки.
Отчет о выполнении каждого показателя должен готовиться в соответствии с установленной методикой оценки его выполнения. Если в методике оценки выполнения показателя нет специальных указаний, то в отчет по выполнению каждого показателя необходимо включать:
- его установленное значение;
- его фактическое значение, достигнутое в отчетном квартале;
- исходные данные, использованные для его расчета;
- выводы о его выполнении.
При невыполнении показателя в отчете следует указать перечень мер, принятых для достижения установленного значения показателя, причины невыполнения показателя. В отчет также следует включать сведения о предварительных оценках выполнения показателей эффективности деятельности подчиненных таможенных органов.
Таможенные органы имеют право включить в отчет:
1) вопросы, возникшие при выполнении показателей;
2) мотивированное ходатайство об изменении оценки выполнения показателей.
Расчет итоговой оценки деятельности таможенного органа осуществляется в следующем порядке:
1) определяется количество баллов, присуждаемое таможенному органу за выполнение показателя, в соответствии со степенью выполнения контрольных показателей и соответствующих им максимальных баллов, отражающих значимость конкретных показателей и указанных в методиках оценок их выполнения:
«хорошо» – максимальные баллы;
«удовлетворительно» – максимальные баллы, уменьшенные в два раза;
«неудовлетворительно» – нулевые значения;
2) итоговая оценка деятельности таможенного органа по выполнению показателей Р (в процентах) рассчитывается по формуле:
P =
где: Бфакт. – сумма набранных баллов за выполнение всех показателей; Бмакс. – сумма баллов за выполнение всех показателей на оценку «хорошо».