Сущность парадокса Гиффена




Выводы

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.

7. К неценовым факторам относятся:

• потребительские вкусы;

• число покупателей;

• доход покупателей;

• цены на сопряженные товары;

• ожидания.

Влияние на спрос товаров-субститутов

Рост цен на то­вар, яв­ляю­щий­ся суб­сти­ту­том дан­но­го то­ва­ра, по­вы­ша­ет на не­го спрос. Напр., рост цен на крас­ные гвоз­ди­ки мо­жет пе­ре­клю­чить часть спро­са на ро­зо­вые (или бе­лые) гвоз­ди­ки, вслед­ст­вие че­го це­на их так­же нач­нёт рас­ти. Это по­зво­ля­ет сде­лать вы­вод о том, что ес­ли два то­ва­ра взаи­мо­за­ме­няе­мы (яв­ля­ют­ся то­ва­ра­ми-суб­сти­ту­та­ми), то ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Рост цен на крас­ные гвоз­ди­ки при­вёл к рос­ту спро­са на ро­зо­вые гвоз­ди­ки.

Рис. 4. Индивидуальный и совокупный спрос: а – кривые индивидуального спроса; б – совокупный спрос.

Влияние на спрос товаров-комплиментов

На­обо­рот, по­вы­ше­ние цен на взаи­мо­до­пол­няе­мое (ком­пле­мен­тар­ное) бла­го со­кра­ща­ет спрос на не­го. Напр., рост цен на лы­жи при­ве­дёт к умень­ше­нию объ­ё­ма их про­даж, след­ст­ви­ем че­го бу­дет па­де­ние спро­са на лыж­ные кре­п­ле­ния и это за­ста­вит про­дав­цов сни­зить на них це­ны. Т. о., ес­ли два то­ва­ра взаи­мо­до­пол­няе­мы, то ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь.

Сущность эффекта Веблена

Эффект Веблена (парадокс Веблена, эффект показательного потребления) – это увеличение спроса на товары при увеличении их стоимости. Данный парадокс связан с демонстративным потреблением некоторых товаров, подчеркивающих статусность и социальную значимость владельца. Эффект Веблена показывает, что потребительский спрос может быть необоснованным в связи с тем, что люди слишком сильно подвержены влиянию общественного мнения.

С развитием общества потребления, а также широким распространением потребительского кредитования парадокс Веблена стал основой для маркетинговых компаний многих крупных производителей. За счет рекламы в СМИ людям навязываются стереотипы, которые прежде всего выгодны производителям, а не клиентам. Самыми яркими примерами служат ежесезонные обновления коллекций одежды, потребительские свойства не меняются год от года при этом цена на новые коллекции завышена в разы. Так же всем известны завышения цены на новые гаджеты, на старте продаж новый смартфон стоит в разы выше чем спустя пару лет. При этом потребительские свойства не отличаются от предыдущих версий, а производители получают сверх прибыли за счет фантастической наценки на товар.

Сущность парадокса Гиффена

Эффект Гиффена (парадокс Гиффена) — это прямо пропорциональная зависимость между изменением стоимости и спроса на определенные товары. То есть, при увеличении цены растет спрос на продукцию, и наоборот — снижение себестоимости приводит к уменьшению потребления.

Кризисные явления, вызывающие эффект Гиффена:

  • ухудшение экономики;
  • кризисная угроза;
  • нестабильные доходы;
  • институциональные изменения;
  • военное положение;
  • нетипичное поведение одного члена или группы общества;
  • природные катаклизмы;
  • плохой урожай и пр.

Опасаясь дальнейшего подорожания, люди начинают массово скупать товары, экономя на более дорогой продукции. К примеру, покупая хлеб и макароны, люди воздерживаются от приобретения мяса и фруктов. Таким образом, наблюдается эффект замещения дорогих продуктов и услуг более дешевыми, без которых по мнению человека он не сможет прожить. Эффект Гиффена может быть кратковременным или постоянным.

 

Рассмотрим их влияние на спрос.

Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

 

Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:

«нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);

товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);

предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);

товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).

Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля (рис. 7.2).

а) товары первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары «низшего качества»

Рис. 7.2. Кривые Энгеля

4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.

Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

Вывод. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).

В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.

Вывод. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

КРИВА́Я СПРО́СА, по­ка­зы­вает, ка­кое ко­ли­че­ст­во эко­но­мич. благ го­то­вы при­об­ре­сти по­ку­па­те­ли по раз­ным це­нам в дан­ный мо­мент вре­ме­ни. Ме­ж­ду це­ной то­ва­ра (P) и ко­ли­че­ст­вом про­дан­но­го (реа­ли­зо­ван­но­го) то­ва­ра (Q) су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­ная связь. Чем ни­же це­на то­ва­ра, тем боль­шее его ко­ли­че­ст­во (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) го­то­вы ку­пить по­ку­па­те­ли, тем вы­ше на не­го спрос. Напр., при це­не в 60 долл. по­ку­па­те­ли го­то­вы ку­пить од­ну еди­ни­цу бла­га Х, при це­не в 30 долл. – три еди­ни­цы, при це­не в 20 долл. – че­ты­ре еди­ни­цы и т. д. Об­рат­ная за­ви­си­мость ме­ж­ду це­ной и ве­ли­чи­ной спро­са на­зы­ва­ет­ся за­ко­ном спро­са и мо­жет быть изо­бра­же­на гра­фи­че­ски. Не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная (це­на) от­кла­ды­ва­ет­ся по вер­ти­каль­ной оси, а за­ви­си­мая (спрос) – по го­ри­зон­таль­ной оси (рис. 1). Изо­бра­жён­ная кри­вая ха­рак­те­ри­зу­ет со­стоя­ние цен и объ­ё­ма по­ку­пок про­дук­ции Х в оп­ре­де­лён­ный мо­мент вре­ме­ни. Она име­ет от­ри­ца­тель­ный на­клон, что сви­де­тель­ст­ву­ет о же­ла­нии по­тре­би­те­лей ку­пить боль­шее ко­ли­че­ст­во благ при мень­шей це­не. В об­щем ви­де:

QD=f(P)QD=f(P)

где QDQD – ве­ли­чи­на спро­са, PP – це­на.

Чем ни­же це­на, тем вы­ше спрос, и на­обо­рот. Из­ме­не­ние цен оз­на­ча­ет дви­же­ние по К. с. (рис. 2).

На спрос влия­ют не толь­ко це­ны, но и иные фак­то­ры: 1) уве­ли­че­ние (или со­кра­ще­ние) до­хо­дов по­тре­би­те­ля, 2) из­ме­не­ние вку­сов и пред­поч­те­ний, 3) це­но­вые и де­фи­цит­ные ожи­да­ния, 4) ко­ле­ба­ние рас­хо­дов на рек­ла­му, 5) из­ме­не­ние цен то­ва­ров-суб­сти­ту­тов и ком­пле­мен­тар­ных то­ва­ров, 6) рост (или умень­ше­ние) ко­ли­че­ст­ва по­ку­па­те­лей и др.

Спрос яв­ля­ет­ся функ­ци­ей всех этих фак­то­ров:

QD=f(Р,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B),QD=f(Р,I,Z,W,Psub,Pcom,N,B),

где QDQD – спрос; PP – це­на; II – до­ход; ZZ – вку­сы; WW – ожи­да­ния; PsubPsub – це­на на то­ва­ры-суб­сти­ту­ты; PcomPcom – це­на на ком­пле­мен­тар­ные то­ва­ры; NN – ко­ли­че­ст­во по­ку­па­те­лей; BB – про­чие фак­то­ры.

Рис. 3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса).

Эти фак­то­ры спо­соб­ст­ву­ют сдви­гу К. с. впра­во или вле­во (рис. 3).

Напр., уве­ли­че­ние де­неж­ных до­хо­дов по­тре­би­те­лей (при от­сут­ст­вии ин­фля­ции) оз­на­ча­ет по­вы­ше­ние спро­са, т. е. сдвиг кри­вой DD в по­ло­же­ние D2D2. При этом спрос мо­жет воз­рас­тать бы­ст­рее или мед­лен­нее рос­та до­хо­да в за­ви­си­мо­сти от ка­че­ст­ва то­ва­ра, его мес­та в бюд­же­те по­тре­би­те­ля и ря­да др. свойств. Та­кая си­туа­ция ти­пич­на для боль­шин­ст­ва то­ва­ров за ис­клю­че­ни­ем низ­ко­ка­че­ст­вен­ных. Рост до­хо­дов пе­ре­клю­ча­ет спрос по­тре­би­те­лей на то­ва­ры луч­ше­го ка­че­ст­ва, спрос же на низ­ко­ка­че­ст­вен­ные то­ва­ры сни­жа­ет­ся, т. е. кри­вая пе­ре­ме­ща­ет­ся из по­ло­же­ния DD в по­ло­же­ние D1D1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: