ЧТО ИМЕННО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?




Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В этом возрасте в ре­зультате специальной тренировки дети могут овла­деть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных пред­метов, строить наглядные модели (типа схем), ото­бражающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на раз­витие следующих способностей:

1. Осуществлять мысленное преобразование об­раза.

С этой целью предлагаем игру «Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.

Еще одна игра, помогающая развивать образное мышление игра «Геометрическая мозаика»

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.

Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.

2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее со­здавать.

Одной из важных функций образного мышле­ния, а точнее его разновидности — пространствен­ного мышления — является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способ­ность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное зна­чение для ребенка, пронизывая все виды его дея­тельности. В своем развитии она проходит два ос­новных этапа: первый — это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй — опосредованная, опи­рающаяся на пространственные представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуаль­ным становится формирование у него пространст­венных представлений. Формирование таких пред­ставлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы простран­ства и применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он яв­ляется наглядным, но обобщенным и схематизиро­ванным отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения реше­ния той или иной познавательной или практичес­кой задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных об­разов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления стар­ших дошкольников может и должна включать уп­ражнения для развития таких действий. Так, напри­мер, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ори­ентироваться в схематическом изображении пред­мета, позы человека, небольшого литературного про­изведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

4. Планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — это способность планировать свои действия в уме. Она дает челове­ку возможность заранее представить то, что полу­чится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще ре­ально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, эта способность даст возможность планиро­вать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предме­тами в мысленном плане, представляя разные ва­рианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выпол­нении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ог­раничены.

Для развития этих способностей вашему вниманию игра «Головоломки со спичками»

Возьмите несколько палочек или спичек и сло­жите из них схематическое изображение какого-ни­будь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.

Также предлагаю вашему вниманию игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг».

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития дет­ского мышления. Достижение этой стадии — дли­тельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5—7 лет ребенок уже в состоянии овла­деть на элементарном уровне такими приемами ло­гического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соот­несение. На первых этапах формирование этих при­емов должно осуществляться с опорой на нагляд­ный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов

Сравнение — это прием, направленный на уста­новление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Тут вам поможет игра «Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны ку­сочки. Необходимо найти эти ку­сочки среди тех, что предложены ребенку.

Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответст­вуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.

Игры данного типа усложняются за счет увели­чения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: