Требования к оформлению работ




Общие положения

 

При подготовке и оформлении работ их авторы должны руководствоваться правовой, нормативной и технической документацией, использовать научные разработки в соответствующей области знаний по теме работы.

Главное в любой самостоятельной работе – это достоверные факты, их объяснение, интерпретация, сопоставление, демонстрация способности автора применять освоенные научные методы работы. И в первую очередь, способность к анализу и синтезу.

Структура документа

 

Структуры документа и его основной части представлены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1 - Структура документа

 

Структурный элемент документа Вид документа
Отчёт КР/ ДЗ Реферат Эссе ВКР
Лабор. работа Курсовая / расч. граф. работа Практика НИР Дипл. работа Дипл. проект Диссертация
Титул                    
Наименование                    
Задание                    
Введение                    
Содержание             +      
Термины, определения, обозначения и сокращения + +     + + +      
Основная часть                    
Заключение                    
Список использованных источников                    
Приложения + + + + + +   + + +

 

Оформление документа

Требования к оформлению документа приведены ниже в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 и ГОСТ Р 6.30, а также СТО СМК 7.5.01.

Лист. В работах используются листы (горизонтальные и вертикальные) белой бумаги формата А4. Для больших массивов информации (таблицы, рисунки, графики, схемы) допускается использовать формат А3. Идентификация всех листов любого документа (кроме дипломных работ и диссертаций) осуществляется с помощью колонтитула.

Поля. Размеры полей, ограничивающие текст: левое, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм при вертикальном и горизонтальном расположении текста.


 

Таблица 2 – Структура основной части документа

Вид документа Возможные структурные элементы основной части работы
1 Аналитический обзор 2 Объект и методика выполнения работы 3 Теоретическая часть 4 Экспериментальная (проектная) часть 5 Экономическая часть 6 Экология 7 БЖД
Реферат         +    
Эссе              
Отчёт по лабор. работе           + +
КР/ ДЗ              
Отчёт по курсовой/ расч. - граф. работе         + + +
Отчёт по практике         + + +
Отчёт по НИР         + + +
ДР/ ДП              
Диссертация           + + +

Примечание – Заштрихованные ячейки обозначают, что соответствующий элемент должен быть в документе; ячейка со знаком «+ » обозначает, что соответствующий элемент может быть добавлен при необходимости.

 

Текст документа набирается на компьютере и печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4. Высота букв и цифр должна быть не менее размера 12 шрифта. Заголовки разделов и подразделов набирают 12 полужирным шрифтом. В таблицах допускается использование 10 шрифта. Используемый шрифт во всём создаваемом документе Arial.

Абзацный отступ должен быть не менее пяти знаков (12,7 мм). При выделении абзацев следует стремиться к тому, чтобы они содержали законченную мысль. Принято считать, что в среднем абзац состоит из 4 - 6 предложений.

При переходе текста на следующую страницу не следует:

-начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице (лучше начинать новый абзац на другой странице);

-начинать в конце страницы слово с переносом (лучше перенести это слово на новую страницу);

-отрывать одну строку текста или слово от предыдущего абзаца.

Подчёркивания в тексте не допускаются. При компьютерном наборе текста повреждения листов, помарки и исправления в тексте не допускаются.

Текст может быть написан чёрными чернилами. Высота шрифта в этом случае – не менее 2,5 мм. Опечатки, ошибки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять закрашиванием штрихом и написанием исправленного текста на том же месте.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество текста, таблиц и иллюстраций должно обеспечивать их чёткое воспроизведение.

Деление текста на фрагменты. Это разделы, подразделы, пункты и подпункты содержащие законченную информацию. Разделы (1, 2 и т.д.), подразделы (1.1; 1.2 и т.д.), пункты (1.1.1; 1.1.2; 1.1.3 и т.д.), подпункты (1.1.1.1 и т.д.), следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа без точек в конце. Пункты и подпункты, как правило, заголовков не имеют. Каждый раздел работы начинается с нового листа. Если после заголовка подраздела на странице помещается менее трёх строк текста, то подраздел следует начать с новой станицы.

Страницы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают, как одну страницу.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать, начиная с номера, с абзацного отступа без точки в конце с заглавной (прописной) буквы, не подчёркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки должны соответствовать их содержанию. Заголовки разделов и подразделов следует выделять шрифтом. Не допускается делать переносы внутри слов в заголовках (в т. ч. в заголовках таблиц и рисунков). Вторая (и третья строка) заголовка начинаются с абзацного отступа. Заголовки таблиц выполняются без абзацного отступа и без выделения.

Интервалы. Текст документа печатают через полтора интервала. Перед заголовком раздела/ подраздела и после него пропускается одна строка. Расстояние между строками заголовка принимают таким, как в тексте.

Таблицы. На все таблицы в тексте должны быть ссылки. При ссылке слово «таблица» пишется полностью с указанием её номера. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, или вынесена в приложение с соответствующей ссылкой в тексте. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например, «Таблица А.2»). Слово «Таблица» пишется полностью.

Наименование таблицы выделяется шрифтом, помещается над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку. Например, «Таблица 2 – Распределение земельного фонда района по угодьям». Точка в конце наименования не ставится. Перед наименованием и после него пропускается одна строка. Примерами могут также служить таблицы в настоящем документе.

При переносе таблицы на следующую страницу её наименование помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (пример: «Продолжение таблицы 1»). При этом, для облегчения восприятия данных таблицы необходимо повторить её заголовок.

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

Размещать отдельные графы «Номер по порядку (№ п/п)» и «Единицы измерения» в таблице не допускается.

Числовые значения однородных величин располагаются в графах так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками и т. д., а неоднородные величины — посередине. Округления числовых значений величин должно быть одинаковыми для всех граф.

Иллюстрации (рисунки). На все рисунки в тексте должны быть ссылки. Графики, диаграммы, схемы, блок – схемы, карты, картограммы, фотоснимки, зарисовки в качестве иллюстраций приводятся сразу после упоминания на том же листе или на следующем, или в приложении с соответствующей ссылкой в тексте.

Наименование рисунка выделяется шрифтом, пишется посередине под рисунком с пропуском одной строки, после обозначений и пояснений. Точка в конце наименования не ставится. Например, «Рисунок 1 – Схема триангуляционной сети ». Обозначения и пояснения допускается оформлять в поле рисунка.

Рисунки (чёрно-белые и/ или цветные) могут быть выполнены как от руки, так и на компьютере. Рисунки имеют сквозную нумерацию по всей работе. Заимствованные иллюстрации должны иметь ссылку на источник. Рисунки приложений обозначаются с указанием приложения. Например, «Рисунок П.1 – Вертикальная планировка фрагмента улицы методом проектных горизонталей ».

Выполненная работа сшивается или переплетается.

Формулы. Уравнения и формулы выделяются из текста в отдельную строку. Перед ними и после них делается пропуск один интервал. Длинные уравнения можно переносить после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причём знак повторяется в начале следующей строки.

Обозначения физических величин и их единиц выполнять в соответствии с ГОСТ 8.417 и другими нормативными и техническими документами.

Примеры типичных ошибок при написании физических величин и их единиц приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Примеры типичных ошибок

 

Правильно Неправильно
135 кВт 135кВт. (без пробела, точка в конце)
27 % 27% (без пробела)
18 оС 18оС; 18о С (без пробела, пробел не там)
(38,00 ± 0,15) км 38,00 ± 0,15 км (без скобок)
38,00 км ± 0,15 км 38,00±0,1 км (только одно обозначение физической величины, разное количество разрядов)
минус 5 0С - 5 0С (знак «-» не допустим в тексте)
Диаметр 10,25 мм Ǿ 10,25 мм (знак «Ǿ» не допустим в тексте)

 

Пояснения значений символов и коэффициентов приводят под формулой в последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы и уравнения нумеруют порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Ссылки на формулы и уравнения в тексте также дают в круглых скобках.

 

Пример из работы [4]:

Диаметр визирного цилиндра пирамид рассчитать по формуле (1)

 

d = 0,9 S min (1)

 

где – ширина биссектора сетки нитей теодолита в угловой мере;

S min – минимальное расстояние между смежными пунктами триангуляции;

= 206265.

Изложение документа

 

Изложение самостоятельных работ следует выполнять в стиле письменной научной речи, основанной на нормах русского литературного языка и академических традициях [5]. Письменная научная речь характеризуется формально-логическим изложением текста в форме рассуждений, предположений, доказательств и соответствующих выводов.

В самостоятельных работах нежелательна эмоциональная окраска (кроме эссе, где личное отношение подчёркивается). И поэтому не принято использовать личные и притяжательные местоимения в именительном и косвенном падежах («я», «мы», «мой», «мне», «я сделал», «я считаю», «я измерила», «мы провели», «мои расчёты», «мною были испытаны», «, по моему мнению,» и т.п.). Следует использовать безличное изложение текста: «были получены», «наблюдения показали», «были рассчитаны», «было установлено», «был использован метод …», «на основании проведённого исследования можно утверждать» и т. п.

Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и национальными стандартами сокращений слов (ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.12). Следует избегать использования канцеляризмов, техницизмов, персонификации, длиннот.

Также желательно придерживаться правильного порядка слов в предложении [7]. В общем случае это:

1) вводные слова, при необходимости;

2) обстоятельство (времени, места, образа действия), при необходимости;

3) подлежащее;

4) сказуемое;

5) дополнение;

6) обстоятельство, при необходимости.

В соответствии с ГОСТ 2.105 в тексте не допускается:

· применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слови терминов в русском языке;

· сокращать обозначения физических величин, если они употребляются без чисел, за исключением физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

· употреблять математические знаки и знаки «№» (номер), «%» (процент) без числовых значений. Также вместо знаков «», « », « », «», «№», «%» следует писать «меньше», «не менее», «не равно», «приблизительно», «номер», «процент»;

· применять аббревиатуры «ГОСТ, ТУ, СТО и другие» без регистрационного номера документа.

Аббревиатуры типа «РФ», «ГОСТ», «ФГОС», «ГУЗ» и т.п. пишутся заглавными буквами и не склоняются. Напротив, аббревиатуры типа «вуз», «загс», «завлаб» и т.п. пишутся строчными буквами и склоняются [7].

Ссылка на нормативный документ в тексте работы оформляется без указания года и наименования (например, «… наименование, обозначение, определение и правила применения единиц физических величин в соответствии с ГОСТ 8.417.»). Проверку нормативных документов на актуальность можно сделать по сайтам: www.gost.ru [8], www.vniiki.ru [9].

Имена собственные приводят в тексте на языке оригинала. Допускается их транслировать в переводе на русский язык. При этом в списке сокращений и обозначений необходимо привести их оригинальное написание.

 

Содержание структурных элементов документа

 

«Титульный лист». Титульный лист является первой страницей документа и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Формы титульных листов приведены в приложении А.

При подписях на титульном листе указывается дата подписания. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30 и ГОСТ 7.32 дата оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца (двумя цифрами), месяц (двумя цифрами), год (четырьмя цифрами). Например, 07.12.2011. Допускается словесно-цифровой способ: 7 декабря 2011 г.

«Задание». Задание на выполнение работ (курсовой, реферата, эссе, по практике, дипломной) подписывается руководителем и студентом. Один экземпляр выдаётся студенту, другой остаётся на кафедре. В задании указываются:

v тема работы;

v краткая аннотация задания (для курсовой и дипломной работ, дипломного проекта);

v дополнительные требования по выполнению, оформлению работы;

v сроки сдачи и защиты работы.

Задание на дипломную работу/ проекта подписывается научным руководителем и дипломником, утверждается на заседании кафедры

Образцы заданий приведены в Приложении Б.

«Наименование». Наименование должно кратко и точно отражать описываемую деятельность. Наименование записывается в именительном падеже. Пример – наименование настоящего документа.

В наименовании не допускается использование нерасшифрованных сокращений слов (аббревиатур) или словосочетаний, (кроме общепринятых стандартизованных обозначений видов, типов, марок), а также римские цифры, математические знаки, греческие буквы.

«Реферат». Реферат в соответствии с ГОСТ 7.32, в качестве элемента отчёта о НИР выполняет следующие функции:

· даёт возможность установить основное содержание документа, определить его смысловое соответствие теме и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

· представляет информацию о документе для использования в информационных поисковых системах.

Реферат содержит следующую информацию:

· объём документа (количество страниц, таблиц, иллюстраций, источников, приложений);

· ключевые слова по теме работы;

· объекты работы;

· цель работы;

· используемые методы;

· полученные основные результаты;

· область применения;

· дополнительная информация при необходимости (место выполнения работы, ссылки на ранее опубликованные работы).

Реферат как самостоятельная работа, так же, как и Эссе оформляются аналогично Курсовой работе в виде отчёта.

«Введение». Если типом работы предусмотрено введение, то в нём раскрывается актуальность избранной темы, сфера деятельности, определяется цель и задачи работы. Также кратко описываются использованные методы и средства, содержание каждой главы. Для дипломной работы объём введения 1 - 2 листа формата А4.

«Содержание». Содержание включает порядковые номера и наименования разделов (при необходимости - подразделов), приложения с указанием их обозначений и заголовков. Обычно этот элемент включают в состав документа, если число листов его превышает 10.

Содержание к работе размещают, начиная, с новой страницы. Слово «Содержание » записывают посередине строки с прописной буквы.

Содержание включает «Введение», «Термины и определения, обозначения и сокращения», наименование всех разделов, подразделов и пунктов (при, необходимости, если они имеют наименование), а также «Заключение», «Список используемых источников» и «Приложение». В оглавлении против каждого названия отдельной части работы в правой стороне листа в одну колонку проставляются номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Текст работы располагается в точном соответствии с оглавлением. Содержание удобнее всего оформлять в виде таблицы с линиями белого цвета. Примером оформления содержания работы является структурный элемент «Содержание» этого документа.

«Термины, определения, обозначения и сокращения». В этом разделе приводят термины и определения, используемые в работе. Стандартизованные термины и определения приводятся с обязательной ссылкой на соответствующий нормативный документ. При отсутствии в нормативных документах внешнего происхождения допускается приведение терминов, разработанных и используемых в университете. Термины, а также перечень обозначений и сокращений, используемых в документе, приводят в алфавитном порядке. Перечень должен располагаться столбцом. Слева приводят сокращения, обозначения, единицы физических величин, справа – их расшифровку.

«Основная часть». В основной части раскрывается содержание темы самостоятельной работы. Эту часть рекомендуется разделить на главы, раскрывающих различные аспекты анализируемой проблемы (см. таблицу 2). Объем каждой главы варьируется в пределах 10-15 страниц, в зависимости от объёма материала. Объём основной части для дипломных работ 50 – 60 страниц, для диссертаций 70 – 90 страниц. По гуманитарным и общественным наукам объём работы может быть увеличен на 1/5 – 1/3. Неоправданное увеличение числа глав приведёт к ненужной детализации и значительному увеличению объёма работы.

«Заключение». В Заключении работы:

· необходимо кратко описать проделанную работу по основным позициям;

· должны быть сделаны выводы по результатам работы;

· даны рекомендации в развитие работы (при необходимости).

Объём заключения должен составлять 1 - 3 страницы.

«Список использованных источников». В нём в соответствии с ГОСТ 7.1 приводят перечень документов, на которые сделаны ссылки при изложении документа. Номера ссылок на документы оформляют арабскими цифрами в квадратных скобках в порядке упоминания в тексте. Список должен содержать перечень источников по изучаемым в работе проблемам, официальных нормативных актов, специальных, периодических, методических, статистических и других материалов. Список позволяет подтвердить достоверность приводимой в работе информации по её источникам, показать глубину и охват изучения проблемы, продемонстрировать эрудицию и уровень компетентности автора.

Список по печатным изданиям и электронным ресурсам оформляется с соблюдением требований ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.11, ГОСТ Р 7.0.12, ГОСТ 7.82.

Объём библиографического списка должен зависит от вида работы. Так, для КНИРС список должен содержать около 15 наименований, в дипломной работе – около 40.

Примеры оформления ссылок приведены в приложении В.

«Приложения». В них приводятся, при необходимости, все необходимые материалы, дополняющие, поясняющие работу. Часто в приложения помещают методические и иллюстративные материалы (большие таблицы, рисунки, схемы, графики, расчёты. протоколы испытаний, описания средств измерения и испытаний).

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. Если в стандарте одно приложение, то оно обозначается "Приложение А".

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине строки слова "Приложение" и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово "обязательное", а для информационного - "рекомендуемое" или "справочное". Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. Заголовок выделяют шрифтом и делают пропуск по одному интервалу до него и после.

Если приложение состоит из нескольких разделов, то их необходимо обозначать «Приложение А.1, Приложение А.2» и так далее, каждое со своим подзаголовком.

Приложения должны иметь общую с остальной частью стандарта сквозную нумерацию страниц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: