Суд и судебный процесс по нормам Саксонского зерцала.




Первый вопрос. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что с конца XI — начала XII века и в течение XIII века на территории Германии шел процесс усиления местных властителей — курфюрстов (князей) или герцогов, сопровождавшийся ослаблением центральной государ­ственной власти. Формально Германия продолжала оставаться единым государством — "Священной Римской империей" — во главе с императором, выступавшим в качестве верховного су­дьи и носителя высшей законодательной власти. Однако фак­тически Германия уже в XIII веке превратилась в конгломерат самостоятельных государственных образований (курфюршеств, герцогств), в рамках каждого из которых складывались незави­симая от имперской системы управления администрация и соб­ственное право.

С другой стороны, самостоятельными политическими обра­зованиями являлись на территории Германии многие города. И, наконец, настоящее "государство в государстве" представляла собой местная организация римско-католической церкви.

Право Германии неизбежно дробилось в этих условиях на множество самостоятельных систем. Наряду с системой импер­ского права здесь существовали многочисленные местные пра­вовые системы, действовавшие в рамках отдельных курфюр­шеств или герцогств. В городах также формировалось свое право. Городское право германского города Магдебурга имело автори­тет в Средние века не только в Германии, но и в других евро­пейских странах. Его нормы признавали в качестве действую­щих, например, в городе Минске (Менске, как он тогда назы­вался), входившем в состав Великого княжества Литовского. Самостоятельной правовой системой являлось в Германии, как и в других западноевропейских странах, каноническое право. Нормы канонического права имели прямое действие на терри­тории Германии. Вместе с тем отдельные положения канони­ческого права включались в ряде случаев в законодательные акты, издаваемые светскими властями.

Начиная с XV века немаловажную роль в решении тех или иных юридических проблем стало играть в средневековой Гер­мании так называемое "римское право". Это "римское право" не было тем правом, которое действовало когда-то в рамках Древнего Рима, — оно представляло собой совокупность доктрин, принципов и норм, выработанных в итальянских универ­ситетах на основе сохранившихся римских правовых текстов (главным образом, Кодекса Юстиниана и Дигест Юстиниана).

Самым распространенным регулятором общественных от­ношений в средневековой Германии было, как и повсюду в тог­дашней Европе, обычное право. Действие его усиливало раздроб­ленность германского права.

Различия между сословиями средневекового германского общества вызывали к жизни системы права, действующие в рам­ках отдельных социальных групп. В качестве примера здесь можно назвать ленное право (lehnrecht), нормы и концепции ко­торого вошли в состав Саксонского зерцала в качестве самосто­ятельной части, обособленной от земского права (landrecht).

Таким образом, право Германии являло собой совокупность многочисленных и разнообразных правовых систем. В рамках каждой из них складывалась своя иерархия источников права.

При рассмотрении источников имперского права следует осо­бое внимание обратить на так называемые "конституции мира"1, издававшиеся императорами "Священной Римской империи" в XII-XIII веках.

Что означает термин "мир (pax)", присутствующий в на­звании данного источника имперского права? В чем заключает­ся особенность императорских "конституций мира" как источ­ников права? Для ответа на эти вопросы необходимо обратить­ся к текстам конкретных императорских "конституций мира". В частности, особый интерес представляет "Конституция мира (Constitutio pacis)", изданная в 1235 году императором "Священ­ной Римской империи" Фридрихом II.

Документы, подобные императорским "конституциям мира", появлялись в указанный период и в отдельных германских зем­лях. С какой целью они создавались?

Одним из важнейших источников имперского права в Гер­мании был договор. Какие юридические акты можно привести в качестве примера указанного источника права?

Обращаясь к Саксонскому зерцалу, следует в первую оче­редь определить жанр этого юридического произведения. Для этого необходимо рассмотреть структуру его содержания, его состав. Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зер­цало? Каким целям призван был служить этот трактат?

Из каких частей состоит рассматриваемый правовой памят­ник? Что представляют собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними?

Какова система изложения материала в первой части Сак­сонского зерцала, посвященной земскому праву? По какой сис­теме излагается в данном трактате ленное право?

Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и лен­ным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Сак­сонского зерцала? Если да, то в чем она выражается?

При решении заданных выше вопросов следует обратить внимание на статью 14 книги 1 первой части Саксонского зер­цала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием дан­ных отношений в сфере ленного права.

Саксонское зерцало зафиксировало в своем тексте целый ряд норм имперского государственного права. В некоторых ста­тьях данного произведения воспроизводятся положения "консти­туций мира" императоров "Священной Римской империи". На­пример, статья 66 книги 2 первой части содержит нормы "кон­ституции мира", принятой 1 сентября 1221 года. В тексте Сак­сонского зерцала говорится помимо прочего и о выборах короля и императора, его полномочиях, статусе и полномочиях кур­фюрстов. Какие различия проводятся в анализируемом трак­тате между королевской и императорской властью?

Рассматриваемый правовой памятник отражает определен­ную степень единства Германии. Статья 1 книги 2 первой части Саксонского зерцала гласит: "Если сеньоры объединяются клят­вой и при этом игнорируют империю, то они действуют тем са­мым против империи". Что понимается в тексте рассматривае­мого произведения под словом "империя"?

Саксонское зерцало является одновременно и памятником политической и правовой мысли. В его содержании нашли от­ражение многие характерные для средневекового западноевро­пейского общества политические и правовые концепции. В чем заключается суть этих концепций? В чем проявляется влияние христианской религии на содержание Саксонского зерцала?

Второй вопрос. Саксонское зерцало довольно подробно опи­сывает сложившуюся к началу XIII века в

германском обществе сословную структуру. Это не случайно. Для средневекового права характерна тесная связь тех или иных прав и обязанностей индивида с его сословным статусом. При­надлежность индивида к тому или иному сословию определяет в средневековом обществе характер и объем его правомочий по владению и распоряжению земельными угодьями, способы за­щиты его прав, степень его правовой защищенности и т. п.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить вни­мание прежде всего на статью 16 книги 1 первой части Саксон­ского зерцала. В § 1 указанной статьи говорится: "Никто не мо­жет приобрести иного права, кроме того, которое ему свойствен­но по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права". В чем смысл процитирован­ного параграфа?

Описанию сословной иерархии посвящен § 2 статьи 3 кни­ги 1 первой части Саксонского зерцала. Вместе с тем различ­ные аспекты правового статуса тех или иных групп населения затрагиваются и в других статьях данного трактата. В книге 1 первой части — это, например, статья 2, § 3 статьи 5, § 1 и 8 статьи 20, статьи 25, 54 и др. В книге 2 той же части рекомен­дуется обратить внимание на § 2 статьи 27. В книге 3 следует специально рассмотреть статьи 3, 19, 42, § 1 статьи 45, § 1 ста­тьи 58, статьи 59, 64, 65 и др.

Статья 2 книги 1 первой части Саксонского зерцала делит свободных людей на три рода в соответствии с тем, в каком суде они участвуют. Однако, с другой стороны, здесь отмечает­ся, что участие свободных людей в том или ином суде связано с их землевладением.

Нормы земского права, изложенные в первой части Саксон­ского зерцала, закрепляли правовой статус тех групп населе­ния, которые являлись лично свободными, но не отличались знатностью. В отличие от них нормы ленного права, которым целиком посвящена вторая часть Саксонского зерцала, фикси­ровали правовой статус высших групп средневекового германс­кого общества — господ, знати. При анализе текста этой части следует обратить внимание на статью 2 главы 1, в которой воз­можность индивида стать ленником увязывается с его принад­лежностью к одному из высших сословий.

Различия в правовом статусе индивидов определяются в Саксонском зерцале не только принадлежностью их к тому или иному сословию, но в определенной степени также этническим и религиозным факторами. Так, согласно норме, изложенной в статье 29 книги 1 первой части данного трактата, сакс утрачи­вает свои права относительно земельного участка, "если не за­являет о них в течение тридцати лет и одного года и одного дня. Государство и шваб никогда не утрачивают права собственно­сти, поскольку они могут его доказать свидетелями". В каких еще случаях этнический фактор обусловливает различия в право­вом статусе индивидов согласно нормам Саксонского зерцала? В качестве примера влияния религиозного фактора на пра­вовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 пер­вой части рассматриваемого правового памятника. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства.

Любопытно, что сам автор Саксонского зерцала, излагая нормы, закреплявшие неравенство различных групп населения, заявлял при этом в статье 42 книги 3 первой части: "Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый". И далее: "По правде говоря, мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого".

Третий вопрос Правовые нормы, регулирующие имущест­венные отношения, составляют основное со­держание Саксонского зерцала. Наиболее значимыми среди них являются нормы, закрепляющие те или иные права на земель­ные угодья.

При анализе этих норм следует особо выделить такие вещно-правовые институты, как "наследственная земельная соб­ственность"1 и лен, с одной стороны, и различные формы дер­жания земельных наделов, с другой. К последним относились: чиншевое держание, разнообразные виды чиншевого держания и аренды, служебное землевладение министериала и т. п.

Согласно статье 43 книги 2 первой части Саксонского зерцала индивид, объявляющий имение своей наследственной собствен­ностью, обладает более веским правом на него по сравнению с тем индивидом, который объявляет данное имение леном. В со­ответствии с § 3 статьи 44 лен при определенных условиях мог стать аллодом, то есть наследственной земельной собственностью. Различия между институтом наследственной земельной соб­ственности и леном наиболее ясно очерчиваются в § 2 статьи 38 книги 1 первой части Саксонского зерцала. Некоторые выводы о различиях между наследственной земельной собственностью и леном можно сделать, сопоставив нормы статей 8 и 34 книги 1 первой части рассматриваемого памятника, с одной стороны, с нормой, изложенной в § 2 статьи 9 той же книги.

При более детальном анализе института лена следует оп­ределить круг субъектов ленного права, раскрыть содержание правомочий и обязанностей, вытекающих из обладания леном, выявить способы приобретения лена, выделить разновидности данного института. Саксонское зерцало проводит различия между духовными и светскими ленами. Согласно § 1 статьи 60 книги 3 первой ча­сти "император передает в лен все духовные княжеские лены при помощи скипетра, все светские знаменные лены он пере­дает при помощи знамени. Ни один знаменный лен он не может оставлять вакантным более года и дня". В чем заключается смысл указанных различий между двумя видами ленов?

Важнейшие нормы, закрепляющие правомочия и обязанно­сти чиншевика, изложены в статье 54 книги 1 первой части, в статьях 21, 48, 53, 58 книги 2 той же части Саксонского зерца­ла. В чем состоят указанные правомочия и обязанности? В чем заключаются различия между правомочиями и обязанностями чиншевика, с одной стороны, и арендатора, с другой?

Саксонское зерцало упоминает целый ряд договоров, харак­терных для права любого общества. Это такие договоры, как купля-продажа, заем, аренда, найм, хранение и т. д. Вместе с тем в тексте данного правового памятника нашли свое отраже­ние некоторые специфические разновидности договоров, харак­терные только для средневекового общества. Одним из таких до­говоров является так называемый "договор чести (Treugelubde)", предусмотренный в статье 7 книги 1 и в § 1—3 статьи 11 кни­ги 2 первой части Саксонского зерцала. В чем заключается сущ­ность указанного договора? В каких случаях он применяется? Какие способы обеспечения исполнения обязательств по договорам предусматривает Саксонское зерцало?

Четвертый вопрос. Нормы, посвященные преступлениям и наказаниям, изложены в статьях 13—17, 26—28, 34—40 кни­ги 2 первой части Саксонского зерцала и др. В них идет речь о правонарушениях трех типов: 1) право­нарушения, влекущие за собой в качестве наказания смертную казнь или какое-либо телесное наказание, 2) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания возмещение (вергельд) материального ущерба, 3) правонарушения, за которые наряду с вергельдом может быть установлено одновременно уголовное наказание в виде штрафа. Так, согласно § 10 статьи 32 книги 3 первой части Саксонского зерцала судья имеет право получить штраф с того правонарушителя, который платит потерпевше­му вергельд или возмещение в суде.

Правонарушения первого типа являются по своей юриди­ческой природе уголовными преступлениями. Правонарушения второго типа можно отнести к категории деликта. Правонару­шения третьего типа имеют смешанную природу — это деликт и преступление одновременно. Знает ли Саксонское зерцало такую категорию преступ­ных деяний, как государственные преступления? О каких кате­гориях преступлений идет речь в данном трактате?

При анализе норм Саксонского зерцала о преступлениях следует определить, выделяются ли здесь стадии совершения преступления, формы соучастия в преступлении, формы вины и т. п.

Статья 14 книги 2 и § 3 статьи 84 книги 3 первой части Саксонского зерцала говорят об убийстве в условиях необходи­мой обороны. При каких обстоятельствах такое убийство не наказывается смертной казнью? Какое наказание взамен смер­тной казни полагается тому, кто совершил убийство в условиях необходимой обороны?

Наказания, предписываемые Саксонским зерцалом за пра­вонарушения первого типа, то есть злодеяния, носят особо жес­токий характер. Какова цель таких наказаний?

Феодальный характер уголовного права, изложенного в рас­сматриваемом правовом памятнике, ясно выражается, напри­мер, в § 2 статьи 84 книги 3 первой части. Согласно ему убий­ство ленником своего господина влечет за собой в качестве на­казания за это деяние лишение жизни, чести и того имения, которое ленник-убийца имел от убитого. Такому же наказанию подвергался, согласно указанному параграфу, и господин в слу­чае, если он убивал своего ленника. Очевидно, что столь жесто­кое наказание назначено потому, что убийство человека соче­тается в данных случаях с посягательством на отношения вас­салитета-сюзеренитета. Какие еще можно привести примеры, показывающие феодальный характер уголовного права, описан­ного в Саксонском зерцале?

Какие обстоятельства учитываются в данном произведении при назначении наказаний? Принимается ли при этом во внима­ние сословная принадлежность преступника или потерпевшего?

Пятый вопрос. Тема судоустройства и судопроизводства -одна из главнейших тем Саксонского зерца­ла. В этом смысле данный правовой памятник можно смело на­звать судебником. Нормы, определяющие организацию суда и ход судебного процесса, составляют большинство норм первой части рассматриваемого произведения, то есть земского права. Однако и во второй его части, посвященной ленному праву, судо­производству отведена особая глава — вторая по счету. Она так и называется -"О порядке судопроизводства". Очевидно, что здесь имеется в виду судопроизводство в рамках ленного суда.

В статье 1 книги 1 первой части Саксонского зерцала гово­рится о двух основных видах суда — церковном суде и светском суде, которые действуют в тесной связке, взаимно допол­няя друг друга.

Юридическая природа светской судебной власти, представ­ленной в Саксонском зерцале, в полной мере соответствует фео­дальному типу общества. Судебная функция мыслится здесь в качестве одной из обязанностей, проистекающей из сословного статуса и владения земельным наделом. Именно поэтому ука­занная функция называется в тексте рассматриваемого право­вого памятника "судебной повинностью" (см., например, § 2 ста­тьи 2 книги 1 первой части) или "судебным леном" (см., напри­мер, § 3 статьи 53 и § 1 статьи 54 книги 3 первой части). Именно в силу своей феодальной природы судебная функция переда­ется, согласно Саксонскому зерцалу, по наследству (см., напри­мер, § 3 статьи 26 книги 3 первой части).

В § 1 статьи 55 книги 1 первой части Саксонского зерцала отмеченная особенность светской судебной власти выражается предельно ясно: "Всякий светский суд имеет своим началом избрание. Поэтому судьей не может быть назначенный судья и никто иной, если он не был судьей по рождению или по своему лену". В соответствии с установленным здесь принципом, если на должность судьи избирался на длительный срок человек, не имевший лена, граф или маркграф должен был наделить его леном. Об этом прямо говорится в § 1 статьи 58 книги 1 первой части рассматриваемого произведения.

Юридическая природа светского суда раскрывается и в ста­тье 2 книги 1 первой части Саксонского зерцала. Какие выводы о сущности судебной власти, представленной в данном тракта­те, можно сделать из содержания указанной статьи?

Содержание рассматриваемого правового памятника пока­зывает, что суды в Германии делились на категории, соответ­ствовавшие сословной структуре общества. Иначе говоря, иерар­хия судов во многом базировалась на сословной иерархии. Это в полной мере соответствовало феодальной природе средневе­ковых германских судов.

Какие категории судов описываются в Саксонском зерца­ле? В Саксонском зерцале достаточно четко разграничиваются сферы юрисдикции церковного и светского судов (см., напри­мер, § 1 статьи 87 книги 3 первой части и др.). При этом в неко­торых случаях допускается повторное рассмотрение дела, уже рассмотренного в светском суде, в суде церковном или наобо­рот. Согласно правилу, установленному в данном трактате, никто не платит штраф дважды за одно и то же правонарушение. Од­нако в случае, если правонарушитель нарушил мир и подле­жит за свое преступление отлучению от церкви, он платит штраф и по решению светского суда, и по постановлению суда церковного (см. об этом § 4 статьи 53 книги 1 первой части).

При анализе норм Саксонского зерцала, посвященных ко­ролевскому суду, особое внимание следует уделить § 1 статьи 26, статье 33, § 2 статьи 52 книги 3 первой части. В чем заклю­чаются зафиксированные в тексте Саксонского зерцала отли­чия королевского суда от других категорий судов?

Как образуется и действует, согласно нормам Саксонского зерцала, суд графа? Каковы рамки его юрисдикции?

Как образуется и действует суд гографа? Какова сфера его юрисдикции?

Что представляет собой ленный суд, согласно нормам Сак­сонского зерцала? Какова его организация? Каков порядок рас­смотрения дел в ленном суде, согласно нормам, изложенным в главе 2 второй части Саксонского зерцала?

КАРОЛИНА - УГОЛОВНОЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: