В. П. Вахтеров: «Новая школа должна поставить во главу угла природу детей»




Он родил- ся в Арзамасе 13 (25) января 1853 г. в семье Пестров- ских, выходцев из сельских дьячков. Вахтеровыми их прозвали по должности отца – вахтера (сторожа) зда- ния Духовного правления. Самые светлые страницы детства Василия свя- заны с исцеляющей красотой арзамасской приро- ды: «Среди полей, оврагов, лесочков пережито мно- го хорошего». Здесь могла отдохнуть скорбящая ду- ша впечатлительного мальчика. Здесь укреплялось его несмирение с убожеством домашней жизни, вдох- новлялась вера в спасительную силу образованно- сти и книги. Книги были для него великой отрадой. С детства Василий Порфирьевич обладал блестящей памятью, наблюдательностью, любознательностью и практическим подходом к приобретенным знаниям. И даже при отупляющей атмосфере обучения в духов- ном училище живой ум мальчика дал хорошие рост- ки. Он самостоятельно, за короткий промежуток вре- мени, не дожидаясь, когда закончится изучение грам- матики в училище, «одолел» ее по учебнику. Приоб- ретенные им знания по грамматике подросток приме- нял, составляя сочинения об окружающей жизни, о своих товарищах и соседях, которые специально со- бирались по вечерам у дома Вахтеровых, чтобы по- слушать Васины сочинения. В 1867 г. непреодолимая тяга к самообразованию заставила 13-летнего подростка пешком отправиться в Нижний Новгород, чтобы поступить там в Духовную семинарию. В 1874 г. Вахтеров окончил одногодичные курсы при Московском учительском институте. А с 1875 г. он – учитель и одновременно заведующий Духовщинским городским училищем Смоленской губернии. Увлечен- ный своей работой, В.П. Вахтеров стремился овла- деть педагогическим мастерством и многое изменил в школе. В своей учительской деятельности он опи- рался на демократические и гуманистические принци- пы организации учебного процесса, пытался исполь- зовать новые методы и формы обучения. Яркой страницей в жизни В.П. Вахтерова являлась его инспекторская деятельность. С 1881 по 1890 г. он был инспектором народных училищ Смоленской гу- бернии, а с 1890 по 1896 г. – Москвы. Его обществен- ная, педагогическая деятельность была направлена на распространение образования, на улучшение ма- териального, общественного, юридического положе- ния учителей, повышение их профессионального ма- стерства. Для учителей В.П. Вахтеров всегда являлся не на- чальником, осуществляющим строгий надзор за дея- тельностью школ в соответствии с циркулярами Ми- нистерства народного просвещения, а мудрым на- ставником, другом, помощником. Он всегда находил удачные приемы в работе учителя, помогал в ре- шении методических вопросов, давал показательные уроки, где демонстрировал пример новой методики занятий. Педагог стремился изменить взгляды учите- лей на ребенка и ориентировал их на гуманистиче- ские и демократические идеалы в образовании. Глубокий ретроспективный анализ историко-педагогического опыта разных стран и народов, современных ему научных концепций (теорий свободного и индивидуалистического воспитания, экспериментальной педагогики и т.д.), основанных на антропологическом подходе к воспитанию, позволил выдающемуся педагогу создать собственную уникальную концепцию эволюционной педагогики, в основу которой была положена идея развития. Раскрывая ее замысел, он отмечал, что «главный недостаток современной педагогики – отсутствие руководящей общей точки зрения… В современной педагогике нет основы, которая выражала бы общую идею и дух времени». По мнению ученого, «необходимо связать все отдельные вопросы педагогики в единое целое – объединенные центральной идеей – идеей развития» [1, с. 327]. Вахтеров В.П. очень широко понимал эту идею: и как развитие индивидуума и как исторический процесс. Основу его педагогической концепции составляют две главные идеи, тесно связанные друг с другом: идея целостного развития личности ребенка в единстве его внутренних и внешних факторов, и идея о том, что образование является важнейшим фактором развития общества, что созвучно с современными подходами. Глубочайшая тайна воспитания, по его мнению, заключается в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех заложенных в нем сил и способностей, которые часто заглушаются условиями окружающей его среды и воспитания. Ошибкой родителей как отмечал В.П. Вахтеров, так и современные исследователи проблем Детства является непонимание детской природы. Следовательно, главная задача педагога, состоит в осмыслении именно современной среды, в которой находится ребенок, понимания в каком мире он живет, в создании таких условий, при которых естественное стремление ребенка к развитию встречало бы меньше внешних препятствий, а окружающая его среда оказывала бы в этом плане оптимальное влияние.

Н. В. Чехов: «Стремление немедленно найти работу на пользу народ а...

5 (27) июня 1865, Санкт-Петербург — 8 ноября 1947, Москва

Российский и советский педагог, деятель образования, методист, историк педагогики

Родился в семье врача-психиатра В. Н. Чехова. После домашней подготовки в 1877 поступил во второй класс 6-й Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил в 1884. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1884—1888). В 1888 поступил в Археологический институт, который не окончил.

Педагогическую деятельность начал в 1890 заведующим училищами Богородицкого земства Тульской губернии. Вёл большую методическую работу с учителями. Выступал за введение всеобщего обучения, участвовал в подготовке и работе Всероссийского съезда деятелей по профессионально-техническому образованию (1895—1896), в создании учительского общества взаимопомощи (1896). В 1897—1902 заведовал училищем и школами Екатерининской железной дороги, участвовал в создании Общества содействия физическому развитию детей, читал лекции по истории русской литературы в Екатеринославском народном университете.При жизни Н.В. Чехова встречались отдельные публикации о нем. Однако они были посвящены либо знаменательным датам его педагогической деятельности (К. Бендриков [7], М.А. Торгашова [129]), либо его личным юбилеям (А. Волковский [18], Е.Н. Медынский [72], О.Н. Смирнов [122]).Только в 1958 году была защищена кандидатская диссертация М.В. Седельниковой [113], в которой автор, опираясь на архивные материалы, описала жизненный путь и общественно-педагогическую деятельность Н.В. Чехова в дореволюционный и в советский период. Особое внимание в ее работе уделено анализу трудов Н.В. Чехова по вопросам истории русской школы и образования, освещению взглядов педагога на детскую литературу и детское чтение.В 1960 году вышла монография М.В. Седельниковой под названием «Н.В. Чехов - видный деятель народного просвещения». Следует отметить, что автор рассматривала наследие Н.В. Чехова с позиций классовой идеологии. Характеризуя в целом Н.В. Чехова как передового и прогрессивного педагога, автор указала на некоторую непоследовательность, ограниченность в его политических взглядах, в отдельных случаях свела общественно-педагогическую деятельность Н.В. Чехова к «культурничеству».Этим же, на наш взгляд, можно объяснить и тот факт, что изучению педагогических взглядов Н.В. Чехова уделялось недостаточно внимания. Можно назвать лишь нескольких авторов публикаций, в которых отмечен вклад Н.В. Чехова в развитие народного образования: В. Дутову [34], А. Петухова [99], Н.А. Потапову [101], А.И. Фотееву [139], А.Ф. Эфирова [187].

Воронежский период деятельности Н.В. Чехова (1916-1919) коротко освещен в брошюре СВ. Винокурова и Т.С. Пчельникова [17].

Из числа последних публикаций о Н.В. Чехове следует отметить статьи Н.В. Шишониной [183, 184], в которых автор осветила жизненный путь и общепедагогические идеи Николая Владимировича до 1917 года и в советское время и работу Ю.В. Пыльнева [105], где коротко освещена, раскрыта деятельность Н.В. Чехова по организации педагогических курсов Воронежского губернского отдела народного образования.

Что же касается современных учебников по истории педагогики и образования, то Н.В. Чехову в них посвящено либо несколько строк, либо его имя не упоминается вообще.

С. Т. Шацкий: «Вернуть детям детство!»

Станислав Теофилович Шацкий - 01(13).06.1878 г., с. Воронино, ныне в Смоленской области, – 30.10.1934 г., Москва, педагог. Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета (1903 г.). Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 г. организовал общество «Сетлемент» (совместно с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и др.), которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. вместе с супругой – В. Н. Шацкой организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В 1919-1932 гг. руководил работой Первой опытной станции по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР, имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла колония «Бодрая жизнь», и городское отделение в Москве. Член учебно-педагогической секции Государственного ученого совета (с 1921 г.) и коллегии НКП РСФСР (с 1929 г.). В 1932-1934 гг. директор Московской консерватории и руководитель Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР.Советская педагогика в своем развитии критически переработала наследие передовой русской и зарубежной педагогической мысли и рациональное в ней включила в свой арсенал педагогических средств.

Шацкий — родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду, существенно отличавшаяся от той, что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого—М. Монтессори. После Октября, когда дошкольное воспитание впервые в мире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие. Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях, как города, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход к постановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русского детского сада» (1921) он писал: «...воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания — ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267).Рассматривая содержание воспитательной работы в опытном детском саду, в той же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие элементы детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд (см.: там же).

В дополнение к ранее установленным С. Т. Шацким элементам детской жизни добавляется физическое развитие, в других случаях Шацкий употребляет термин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержание воспитания в детском саду.

Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал Шацкий,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (там же, т. 2, с. 15). В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста. Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема глубоко интересовала передовых представителей общественной мысли в России и за рубежом. Но эта идея оставалась светлой мечтой, невозможной для реализации в условиях эксплуататорского общества. Только марксизм-ленинизм поставил ее на реальную основу. Уже в первых документах, определявших развитие новой школы,— второй Программе партии и Декларации о единой трудовой школе — эти направления были ясно выражены. Для нас программное требование партии о всестороннем развитии личности, закрепленное теперь в Конституции СССР, в педагогическом аспекте означает воспитание высокообразованных, всесторонне развитых строителей коммунистического общества, советских патриотов и интернационалистов, готовых активно участвовать в общественно полезном труде, беззаветно защищать социалистическую Родину. Как важнейшая практическая задача она сформулирована и в декабрьском (1977 г.) Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе.В деятельности С. Т. Шацкого вопросы всестороннего развития ребенка всегда занимали видное место. Пример тому — его экспериментальная работа, описанная в книге «Бодрая жизнь».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: