Церковь в советское время: «Можно убить человека, но веру его – никогда»




Церковно-приходские школы – Церковь помогает государству

Отец Виктор начинает беседу с обширного экскурса в историю, рассказывая о взаимоотношениях Церкви и государства. Отношение государства к Церкви всегда было больше потребительским, чем благоговейным, говорит отец настоятель: «В дореволюционное время Церковь, как ни странно, использовали намного больше, чем сейчас у нас в предвыборной кампании. Тогда она вообще часто стояла на позиции защиты властиимущих». В то же время должного внимания к образованию, к детям, по словам отца Виктора, не было: «Не только у нас, к сожалению. У всех людей на Земле нет надлежащего отношения к подрастающему поколению. Дети – не что иное, как наше будущее. Через какое-то время они будем жить так, как их воспитывали».

И вот, как результат взаимодействия Церкви и государства, в девятнадцатом веке в Российской империи появляются церковно-приходские школы, дающие начальное образование. «Особенно в сельской местности за недостатком средств для образования народа обратились к Церкви, чтобы она, проповедуя о Христе, спасении и благодати Божьей, учила людей и общеобразовательным наукам, – говорит отец Виктор. – Иногда они входили в конфликт – например, в вопросе о теории происхождения видов (кстати, Библию, первые главы Бытия, тоже проходили)… Но в любом случае в то время для большинства пять классов церковно-приходской школы были единственной возможностью получить хоть какое-то образование. Как таковых школ, как у нас сейчас, тогда не было».

К слову, в июне текущего года по благословению Владыки Агафангела и по инициативе народного депутата Украины Сергея Кивалова в Одессе началось строительство первой в Украине церковно-приходской школы. «Дай Боже, чтобы эта школа действительно была церковного характера, – рассуждает отец Виктор. – Мы выражаем Сергею Васильевичу благодарность, но школа должна быть церковной. Храм святой мученицы Татианы на пятой станции Фонтана изначально задумывался как храм при академии. И тогда наш Владыка очень мудро сказал, что храм не может быть «при», храм может быть только церковным. Таким образом, он стал и приходским и студенческим».

А воскресные школы в современном понимании – не ставящие задачи учить своих воспитанников светским дисциплинам, возникли на западе. «Они появились в протестантизме в XVI веке, когда Лютер поднял знамя революции, – продолжает рассказ протоиерей Виктор Петлюченко. – Тогда нужно было в противовес католикам учить людей Слову Божьему. Протестанты изучали Библию, но был один изъян: они делали это без священного предания, без толкования святых отцов и учителей Церкви, то есть понимали от уровня своего воспитания, образования и культуры. Затем эти воскресные школы стали распространяться и на католическую часть Западной Европы. Мы же с ними познакомились через баптистов, которые первыми стали открывать воскресные школы в нашем государстве».

 

Церковь в советское время: «Можно убить человека, но веру его – никогда»

С наступлением советского периода, отсчет которому отец настоятель ведет от Февральской революции 1917 года, называя ее «началом конца Российской империи, наследницы империи Византийской», отношение государства к Церкви меняется. Советский период взаимоотношений Церкви и государства – очень важный, деликатный вопрос, требующий отдельного рассмотрения, считает отец Виктор. Но, несмотря на все испытания и сложности, Церковь учила детей, когда и насколько это было возможно в тех условиях. Со своей стороны, «комсомол и коммунистическая партия делали все, чтобы оградить детей от вредного, как они говорили, влияния Церкви. Но от такого «влияния» никто не оградит, потому что вера живет внутри человека, – поясняет отец Виктор. – Вера является его составной частью. Можно убить человека, но веру его – никогда».

Затем – переломное время, конец восьмидесятых, когда политика политбюро повернула на 180 градусов… Отец настоятель упоминает интересный факт: оказывается, последняя подпись Леонида Брежнева стояла под распоряжением о передаче Церкви Даниловского монастыря в Москве. Вопреки Суслову и остальным членам политбюро – только Горбачев его поддержал, – Брежнев начал процесс передачи Церкви отдельных зданий. Потом был 1988 год – празднование тысячелетия Крещения Руси. Вначале власть хотела сделать праздник государственным, исторически-фольклорным, но в итоге это не удалось: Церковь привлекли к празднованию и, как говорит отец Виктор, «будто открылись шлюзы – и народная толпа полилась в храмы рекой». «Еще никакой мысли о воскресных школах, религиозном воспитании не было, – наша беседа приближается к истории приходской воскресной школы Свято-Троицкого собора. – И тогда впервые Господь вразумил нескольких священников, меня в частности, и в 1989 году мы решили попробовать».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: