Уголовно-процессуальный кодекс 1808




Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.

Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

61. Германское гражданское уложение 1900 г. Общая характеристика основных правовых институтов.

Крупнейшей кодификацией буржуазного гражданского права является Германское Гражданское Уложение (ГГУ), введено в действие в 1900 году.

Уложение состояло из 2385 статей. Оно состоит не из трех частей, как Кодекс Наполеона, а из пяти (общая часть и четыре специальных):

1. Общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, давности и т.д.);

2. Обязательственное право;

3. Вещное право (собственность, владение);

4. Семейное право;

5. Наследственное право.

ГГУ значительно превосходит французский кодекс по своему общему объему. Оно написано тяжелым слогом, доступным только специалистам, обилие ссылок одних статей на другие; характерна неопределенность формулировок.

Существенные черты ГГУ:

  • Германская буржуазия должна принять как должное сохранение феодального землевладения и многих связанных с ним пережитков прошлой эпохи;
  • Законодательно признаны права юридических лиц: подразделялись на общества (устав, наличие правления, полномочия) и учреждения (для создания акт учреждения и утверждение его тем союзным государством, в пределах которого учреждение должно иметь свое место жительства);

Структура ГГУ:

  1. Общая часть, 7 разделов: лица; вещи и животные; сделки; сроки; исковая давность; осуществление прав, самозащита (самопомощь); обеспечение интересов
  2. Обязательственное право, 7 разделов: содержание обязательств; обязательства, вытекающие из договора; прекращение обязательств; уступка требования; перевод долга; множественность на сторонах должника и кредитора; отдельные виды обязательств
  3. Вещное право, 9 разделов: владение; общие предписания о правах на земельные участки; собственность; наследственное право застройки; сервитуты преимущественное право покупки; вещное обременение; ипотека, поземельный и рентный долги; залоговое право на движимые вещи и права.
  4. Семейное право, 3 раздела: гражданский брак, опека, родство
  5. Наследственное право, 9 разделов: порядок наследования, правовое положение наследника, завещание, договор о наследовании, обязательная доля, недостойный наследник, отказ от права наследования, свидетельство о праве на наследство, покупка наследства.

62. Основные тенденции государственно-правового развития США в 20 веке.

К началу XX в. США превратились в крупнейшую мировую державу, благодаря природным, демографическим, внешнеполитическим условиям. Мировые войны фактически не затронули ее территории. Из этих войн страна вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х гг. научно-технической революции позволила правящим кругам существенно расширить социально-экономические и политические права американских граждан.

Развитие государственности США носило главным образом фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. Результатом этого развития стало либерально-демократическое правовое государство.

Начиная с 1920-х гг. стала развиваться прогрессивная тенденция, которая проявилась прежде всего в дальнейшей демократизации избирательной системы:

  • В 1920 г. женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (поправка XIX).
  • В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента США (поправка XXIII).
  • В 1962 г. признается необходимость изменения избирательных округов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно одинаковое число избирателей. Такое изменение было тем более обоснованным, что по действующей в США мажоритарной системе выборов избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в округе.
  • В 1964 г. запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (поправка XXIV).
  • В 1971 г. избирательные права предоставляются всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста (поправка XXVI).

На основе общефедерального законодательства соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее избирательное право стало в основном равным и всеобщим. Также на федеральном и местном уровне принимались законы, защищавшие права человека и направленные против расовой, религиозной и другой дискриминации.

63. «Новый курс» Рузвельта и его развитие.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда зако­нодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в це­лом они сформировали новую систему регулирования социально-хо­зяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Первым и самым внеочередным направлением стало установле­ние государственного контроля за финансовой сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в ре­зультате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Чрез­вычайная сессия 73-го Конгресса США (9 марта — 16 июня 1933 г.) наделила президента чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики и приняла серию основополагающих законов «нового курса». По распоряжению президента все финансо­вые учреждения были на неделю закрыты, и в течение этого време­ни были внедрены главные финансовые новшества.

Чрезвычайным банковским законом (9 марта 1933г.) президент получил право контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. Пре­кращался размен банковских билетов на золото, устанавливался го­сударственный контроль над золотым запасом банков. В итоге пра­вительство перешло к декретированию золотого со­держания доллара. На основании принятого в мае 1933 г. зако­на о помощи сельскому хозяйству государственное казначейство получило право выпускать в определенных пределах не обеспечен­ные золотом банкноты. Следом правительство осуществило деваль­вацию доллара (в январе 1934 г. на 14%). Количество банков было принудительно сокращено на 1/5.

Правительство установило жесткие ограничения банковской де­ятельности. Законом Глосса-Стигалла (1933) банкам было запреще­но совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотв­ращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Было проведено реформирование Федеральной Резервной си­стемы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности. По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управля­ющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы госрезерва, т. е. в конечном счете ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затруд­няя доступ корпораций к кредиту.

64. Государство и право Англии после Первой мировой войны. Изменения в государственном строе. Британская колониальная империя.

Великобритания принадлежала к числу держав -- победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилась его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

В военные и послевоенные годы активизировался процесс капиталистической монополизации. В 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов -- Федерация британской промышленности. К 1920 г. в нее входили фирмы, на которых работала треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капитал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.

В результате мировой войны Великобритания получила новые колониальные владения. В старых колониях увеличилось промышленное производство, численно вырос пролетариат, окрепла местная буржуазия. Широкие народные массы Индии, Египта и других стран поднялись на борьбу за свободу и национальную независимость. Усиление национально-освободительного движения вызвало кризис Британской империи.

---Изменения в гос. строе В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топливом, электроэнергией). В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание предписаний, которые правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

---Британская колон. Империя --- В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно усилилась экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи.

В период после первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919--1920 гг.), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, но 6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

65. Государственно-правовое развитие Франции после Первой мировой войны.

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом — сине-бело-красный флаг, гимном — «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля — День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы — избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата — Палата депутатов — избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя — Сенат — специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе — совместном заседании обеих палат — избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

66. Ноябрьская революция 1918 года в Германии. Веймарская конституция 1919 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: