Нравственное воспитание и мировоззрение школьников




Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации — все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни.

Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.

Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности». Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство Долга, стремление к добру и справедливости.

В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контроля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автономный уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека. Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под (с. 107)/страхом наказания — внешний контроль. На конвенциональном уровне соблюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы сохранить себя, успешно жить в мире с другими — это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный. На третьем, автономном уровне морального развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, — это внутренний контроль нравственного поведения.

Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.

Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Какие же моральные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе? В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гуманизм, приоритет личности. Это имеет противоречивое значение. Да, человек — высшая ценность, и общество должно обеспечить его полноценное существование и развитие природных задатков. С другой стороны, этот приоритет трактуется как абсолютный и ведет к полному освобождению личности от всяких моральных обязательств, что и доказывается историей и современной жизнью: сексуальная революция, рок-культура, преступность, наркомания, терроризм, разгул насилия на бытовом и государственном уровнях, война цивилизаций.

Тем не менее, современный мир нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующие:

· гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;

· вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;

· воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;

· ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;

· уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;

· честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;

· сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.

Это не моральный кодекс гражданина России, но это основные нравственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе, семье, обществе.

Кроме либерально-гуманистической морали, в современном обществе продолжает иметь влияние религиозная, в частности христианская, нравственность. Философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на религию в деле воспитания, связывают с церковью возможность в рамках традиционной морали удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия, наркотиков. Христианские философы-моралисты и педагоги считают, что подлинная Мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освящены высшей могучей, сакральной силой. Это предполагает не просто нравственное воспитание, но духовную жизнь, опыт, т.е. познание Бога через молитву, смирение, доброделание, и как результат — спасение души.

Какими средствами решения задач нравственного воспитания располагает система образования, средняя школа России? Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: