ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
философии и политологии
доктор филос. наук,
профессор
подполковник милиции
__________ Денисова Л.В.
«_5_»__сентября__ 2007 г.
Баширова Л.С.
Тема 10. ОСНОВЫПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.
Программа конкретного социологического исследования
Фондовая лекция по дисциплине «Социология»
Время – 2 часа
Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;
030505. 65 Правоохранительная деятельность
Омск 2007
Рецензенты:
Жихарев В.Д. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Омской государственной медицинской академии.
Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.
Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 3 сентября 2007 г., протокол № 1.
ОСНОВЫПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.
Программа конкретного социологического
Исследования
План
1. Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании. Структура и функции программы.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Цель и задачи социологического исследования.
4. Гипотеза социологического исследования.
Цель – выработать представление о программе конкретного социологического исследования и ее основных элементах.
Задачи:
Рассмотреть понятие программы, структуру и функцию программы.
Определить объект и предмет исследования.
Исследовать цель и задачи социологического исследования.
Проанализировать гипотезу социологического исследования и ее основные виды.
Понятие программы, ее роль и место в социологическом исследовании
Каждое научное исследование в том числе и социологическое, предполагает предварительную работу, целью которой является постановка проблемы, формулировка целевых установок, определение основных этапов, методов сбора, обработки и анализа необходимой информации.
Но поскольку социология имеет дело со сложными социальными объектами, то и возрастает значение предварительной теоретико-методологической, методической и организационной работы. Именно этим объясняется то большое внимание, которое уделяется разработке и составлению программы в практике прикладной социологии.
Надо сказать, что в определении понятия “программа КСИ” имеются весьма широкие расхождения. Наиболее современная трактовка понятия “программа социологического исследования” дана в ”Кратком словаре по социологии”, где говорится: “Программа социологического исследования - это изложение теоретико-методологических предпосылок, т. е. общей концепции в соответствии с основными целями работы и гипотезами исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для проверки гипотез”. Обязательные элементы программы:
— исходные представления об объекте, проблеме КСИ, как выражение конкретного противоречия в структуре изучаемого явления или процесса;
— задачи, возникающие в рамках данной проблемы и подлежащие решению.
— методологически и методически обоснованный перечень средств и процедур, необходимых для решения этих задач.
Целесообразно представить построение (разработку) программы как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, на каждом из которых реализуются специфические процедуры.
I этап - подготовительный, который включает получение социального заказа:
— предварительную характеристику проблемной ситуации с выделением проблемной ситуации, цели, объекта и предмета исследования;
— ознакомление со специальной литературой, осуществление интенсивных контактов с ведущими специалистами в данной отрасли;
— предварительное знакомство с объектом будущего исследования - с производством, людьми, документами.
— на этом этапе очень важно сформулировать ясную и четкую проблему исследования, что не всегда сразу удается и продолжается иногда на последующих этапах.
II этап - этап выработки концепции и отбора методов, который включает в себя:
— обоснование концепции, т.е. краткого содержания исходной проблемы, цели и задач исследования;
— а также на этом этапе определяются методы, объем и способы количественной обработки полученных данных;
— важно также выделить контингент обследуемых лиц, выступающих в качестве датчиков (носителей) первичной информации.
III этап - этап планирования и организации отбора данных.
— Здесь определяются отдельные виды работ, их сроки, ответственные за исполнение, конкретные меры по подготовке и проведению самой процедуры исследования.
Центральное место отводится рабочему плану, представляющему из себя организационно-методический документ, в котором зафиксированы виды обязательных конкретных работ во временной последовательности.
Процедуры организации сбора информации представлены в программе следующими видами мероприятий:
— разработка сетевого плана-графика;
— подготовка исследовательской группы;
— материально-техническая база исследования;
— проведение полевого исследования, т.е. сбора первичной социологической информация.
IY этап — заключительный этап — подготовка к статистической обработке данных - это создание функций по планированию и кодированию информации, и собственно программа обработки данных (ручная или ЭВМ).
После того, как результаты обработаны предстоит самое важное - дать их интерпретацию и получить достоверные выводы, но это лежит вне поля зрения программы КСИ.
Программа социологического исследования выполняет основные функции в деятельности социолога:
1. Методологическая, которая позволяет определить научные проблемы, для решения которой и проводится исследование.
2. Методическая, она задает требования к использованию методов регистрации, измерения и анализа полученных данных, упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с задачами исследованиями, обеспечивает возможность их сопоставления с результатами исследования по той же проблеме, но проведенными другими социологами.
3. Научно-организационная функция программы, которая позволяет объединить усилия членов исследовательской группы для решения проблемы; способствует четкому разделению труда между ними, облегчает контроль за ходом исследования и создает надежную основу для систематизирования и накопления банка социологической информации.
Проблемная ситуация - это выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному общественному регулированию.
Проблемные ситуации следует разделять на теоретические и практические, хотя это иногда и трудно сделать.
В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться, чтобы в ней нашла отражение и сама проблемная ситуация и объективное противоречие, питающее ее, избегать постановки мнимых или давно решенных проблем.
Вредна и другая крайность — формулировка проблем слишком широкого плана. Хотя программа и может быть ориентирована на многопроблемный социологический анализ, но стремиться к изучению новых проблем в пределах одного исследования нецелесообразно т.к. так это делает само исследование слишком громоздким, логически нестройным, снижается качество, повышается трудоемкость проведения исследования.
При рассмотрении социальной проблемы нужно учитывать три уровня ее обнаружения:
Первый — социально-психологический, обнаруживается в психологии отдельных людей или групп (например, неудовлетворенность граждан работой учреждений по месту жительства).
Второй — институционный, затрагивает интересы не только определенных лиц или групп, но и определенные учреждения и отношения между ними.
Третий — касается всего общества (например, борьба с наркоманией, неудовлетворенность состоянием образования и т.д.)
Социолог должен уметь различать эти уровни, иначе может возникать профессиональная ошибка. Рассмотренные уровни носят аналитический характер, в реальности они слиты, а человек участвует в каждом из них и их же объединяет, и задача социолога заключается в поиске путей разрешения практических проблемных ситуаций.