Концептуальная схема эмпирического исследования эстетических ориентаций студенчества




Изучив теоретические аспекты данной проблемы, можно перейти к эмпирическому исследованию эстетических ориентаций и уровня эстетической культуры современного студенчества.

Социологическое исследование было проведено с использованием двух методов: неформализованное интервью и анкетный опрос, с помощью специально разработанной анкеты. Проводилось среди студентов выпускных курсов технического и гуманитарного направлений Тюменского государственного нефтегазового университета, количеством 60 человек. Исследование проходило в 2 этапа.

I этап - март-апрель 2013 года – исследование эстетической культуры с использованием анкеты. Было опрошено в общей сложности 60 человек с соблюдением принципа гендерного равновесия, а также распределения по профилям обучения. В анкете было несколько блоков вопросов направленных на выявление определенных характеристик респондента: способ проведения досуга; предпочтения в сфере TV (телеканалы и телепередачи), жанров фильмов, направлений музыки, чтения; отношение к искусству; частота посещения культурных учреждений и мотивы (театр, музеи, выставки, экскурсии); удовлетворенность уровнем культурных событий в нашем городе; знания респондентов в сфере искусства и различных его направлений; отношение к жизненным ценностям; социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, семейное положение, профиль обучения, уровень достатка семьи) (см. Приложение 1).

II этап - апрель – май 2013 года - исследование среди выпускных курсов технического и гуманитарного профилей обучения методом неформализованного интервью. Было опрошено 6 студентов (равное распределение по направлениям обучения). Данные студенты были отобраны случайным образом по алфавитным спискам групп. Гайд неформализованного интервью состояла также из нескольких блоков вопросов, которые были направлены на выявление у респондентов: мнения об эстетической культуре личности и эстетическом вкусе, а также социальных институтах, которые их должны формировать; отношения к искусству в целом; предпочтений по каждому виду искусства (художники, композиторы, архитекторы, писатели, артисты, режиссеры) и причин, которые повлияли на этот выбор; мнения респондентов о проблеме спада интереса молодежи к искусству (см. Приложение 2).

Объектом исследования были студенты выпускных курсов технического и гуманитарного профилей обучения Тюменского государственного нефтегазового университета.

Предметом исследования стали уровень эстетической культуры и эстетические ориентации современного студенчества.

Цель исследования - состоит в выявлении на основе социологических данных уровня эстетической культуры и отношения к искусству студентов ТюмГНГУ.

Задачи:

Ø определить интересы и предпочтения респондентов;

Ø выявить количество времени, уделяемого приобщению к искусству;

Ø проанализировать полученные данные и разработать типологию студентов по уровню эстетической культуры.

Гипотезы исследования:

Ø в настоящее время наблюдается невысокий интерес студенчества к искусству, на первый план выходят развлечения и интернет;

Ø большинство студентов посещают культурные учреждения (музеи, концертные залы, театры) крайне редко, основными причинами происходящего является отсутствие интереса;

Ø уровень знаний студентов в сфере искусства можно оценить как средний и ниже среднего.

Интерпретация основных понятий исследования предполагает определение базовых терминов:

Культура - (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [21, С. 313].

Культура личности – социально-обусловленный уровень творческой, сознательной деятельности человека как зрелой, опредмеченной в ценностях, традициях, нормах и т.д. передающих от поколения к поколению, как исторический опыт человечества, так и настоящей [1, С. 58].

Эстетическая культура – состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений [32;c.56].

Эстетическая культура студенчества – совокупность качеств, характеризующих данную социальную группу в целом, с точки зрения меры освоения студентами эстетической культуры общества, и в первую очередь ее ядра – художественной культуры [38, С. 48].

Молодежь - это социально-демографическая группа, особый элемент социальной структуры общества, обладающий следующими признаками: социальное положение обучающегося или начинающего трудовую деятельность, незаконченность обретения социального статуса. В нормативных документах, касающихся государственной молодёжной политики, к молодёжи отнесена группа в возрасте 14-25 лет [21, С. 315].

Студенчество - учащиеся высших учебных заведений, социально-демографическая группа, определяющая общественное положение, роль и статус; особую фазу социализации [8, С. 126].

Операционализация понятий. Рассмотренный в теоретической интерпретации термин «культура» включает в себя такие понятия как образование, воспитание и ценности.

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества [55].

Образование – процесс развития, самосовершенствования самореализации личности на протяжении всей жизни, обеспечения каждому человеку возможности получения, углубления и пополнения знаний [55].

Ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость [55].

Понятие «эстетическая культура студенчества» включает в себя ряд таких терминов как:

Эстетические ориентации - ориентации личности в окружающем мире на основе ценностей, способность человека понимать прекрасное и стремление к восприятию искусства [55].

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности [55].

Исследование эстетической культуры современного студенчества осуществлялось на таких общеметодологических принципах, как объективность, конкретность, всесторонность, системность.

Методы исследования. Учитывая специфику изучаемой проблемы, в исследовании был использован целый комплекс методов социологического исследования, как количественного, так и качественного характера.

Особенностью количественных методов является их направленность на получение информации количественного типа. Как правило, это массовые опросы с большим количеством объектов исследования. Главной задачей этой группы методов является получение численной оценки реакции респондентов на некое событие или явление. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные данные.

Качественные исследования - сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей, нацелены дать ответ на вопрос «Почему?». Преимущество качественных методов социологического исследования заключается в том, что они позволяют не только констатировать наличие явления, но и выявить возможные причины возможные последствия его возникновения. Качественные исследования помогают раскрыть мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности респондентов относительно предмета исследования.

При проведении социологического исследования методом анкетного опроса был выбран серийный или кластерный вид выборки, при котором единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком. В данном случае единицами отбора выступили студенческие группы различных направлений обучения, объектами стали студенты выбранных групп. По расчетам отклонение результатов, полученных с помощью кластерной выборки от истинных данных генеральной совокупности составляет ± 6,06 (см. Приложение 3). Для проведения второго этапа (неформализованного интервью) были взяты списки студентов в алфавитном порядке различных профилей обучения и с помощью механической (систематической) выборки, т.е. выборки, упорядоченной по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.) был случайно выбран первый элемент, затем, с шагом «100» отобран каждый «k»-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – составил – 100*6 = 600 студентов. Для данного вида выборки с доверительной вероятностью 95%, т.е. вероятностью того, что доверительный интервал накроет неизвестное истинное значение параметра, оцениваемого по выборочным данным ошибка выборки составляет ± 4.

Полученные данные анкетного опроса обрабатываются с помощью программы SPSS Statistics (Version 19), далее в исследования будут представлены и подвержены анализу таблицы и диаграммы SPSS Statistics (Version 19), а также транскрипты аудиозаписей неформализованного интервью.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении качественно новых данных, которые могут быть использованы для дальнейших социологических исследований.

Исследование осуществлялось в соответствии с программой и инструментарием исследования, представленных в приложениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: