АРХЕОЛОГИЯ ТЕКСТА-6: неизведанные тропы




ВЕСЕННЯЯ школа - 2018

(18 – 24 марта 2018 года, г. Сочи)

Организаторы школы:

· Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)

· Центр междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) Южного федерального университета (ЮФУ)

· Центр международных программ и проектов (ЦМПП) Департамента сопровождения образовательных и научно-инновационных программ и проектов ЮФУ

при финансовой поддержке фонда «Oxford – Russia» (Великобритания).

Концепция школы:

Ключевой концепт, заложенный в названии школы«Археология текста-6», имеет двойственный смысл. С одной стороны, он может пониматься в качестве метафоры исследования текста как «тропы́ первопроходца». Это одновременно и увлекательное «путешествие в неизведанное» – захватывающее приключение, интригующее, порой похожее на запутанный детектив, и в то же время – кропотливый труд, упорное, а зачастую утомительное преодоление многочисленных помех на пути к пониманию текста (антитеза тропа – шоссе). С другой стороны, тропы – это образы, стилистические или риторические обороты речи (греч.τρόπος — оборот), т.е. слова и выражения, используемые в переносном, иносказательном значении с целью усиления выразительности повествования, внесения в него эмоциональных и смысловых оттенков, обертонов, подтекстов. Являясь своего рода гиперссылкой, троп оказывается одновременно и одним из самых информативных элементов текста (поскольку данным словом или словосочетанием осуществляется переадресация к другому информационному массиву), и самых трудных для его понимания. Наличие тропов осложняет восприятие информации, если между адресантом и адресатом имеется ментальный барьер, либо они включены в разные временны́е, социокультурные (цивилизационные) или этнолингвистические контексты. В этом случае троп может стать «битой» гиперссылкой, указывающей на отсутствующий (удаленный, перемещенный) или недоступный ресурс, либо может возникнуть «ложная переадресация», иллюзия коммуникации (эффект Quiproquo). Обращение к концепту тропа и основным его разновидностям (синекдоха, метонимия, перифраз, метафора, ирония, оксюморон) позволяет комплексно рассмотреть ключевые проблемы текстологии и продемонстрировать слушателям школы основные приемы анализа, дешифровки и интерпретации текста. Соответственно, сохраняя традиционный для школ «Археология текста» тематический принцип построения программы, мы фокусируем проблематику каждого учебного дня на конкретном виде риторических фигур, и через призму данного тропа решаем научно-образовательные задачи школы.

Формат школы:

Как и в прежние годы, программа школы будет реализована на следующих уровнях:

  • академическом (в ходе школы будут читаться лекции, поддерживающие разные дисциплинарные и междисциплинарные перспективы изучения текста);
  • аналитическом (каждый день будут работать мастер-классы и аналитические мастерские, позволяющие участникам школы познакомиться с мастерством и техниками аналитики);
  • практическом (в ходе школы будут организованы «фабрики текста», где можно принять участие в производстве текстов разных жанров и назначения);
  • проектном (у каждого участника школы будет возможность включиться в создание и реализацию междисциплинарного студенческого проекта, работа в котором может быть продолжена и за пределами школы).

Принцип построения учебного процесса – тот же, что и в предыдущих школах «Археология текста»: все дни, за исключением дня заезда участников и последнего (итогового), являются тематическими. Первый тематический день является пропедевтическим: его программа состоит из лекций вводного характера и мероприятий, направленных на включение слушателей в работу школы, их знакомство друг с другом, преподавателями, целями и задачами школы, принципами и правилами организации учебного процесса. Каждый из последующих тематических дней будет посвящен одному из тропов.

Тематика дней школы:

18 марта (воскресенье). Заезд, открытие школы, тренинг-знакомство, «текст-квест»

19 марта (понедельник). «Синекдоха: начнем с со-понимания!»

20 марта (вторник). «Метонимия: у истоков мышления и коммуникации»

21 марта (среда). «Перифраз: ни слова в простоте»

22 марта (четверг). «Метафора и миф: метаязык или метатекст?»

23 марта (пятница). «Ирония: не делайте умное лицо!»

24 марта (суббота). «Оксюморон: завершение начал и начало прошлого»(обсуждение и подведение итогов школы, вручение сертификатов участникам, прощание). Отъезд.

По сложившейся традиции школы «Археология текста» важным элементом ее программы являются такие интерактивные формы работы, как тренинг, квест, «кино для умных» (просмотр и обсуждение фильма, соответствующего тематике дня).

Результаты участия в мероприятиях школы (конкурс проектов, «фабрики текста») будут учитываться при проведении конкурса портфолио для поступления в магистратуру ЮФУ по направлениям «История», «Филология», «Журналистика», «Философия», «Культурология».

Условия участия:

К участию в Школе приглашаются стипендиаты всех уровней обучения и всех специальностей ОРФ вузов РФ, участвующих в реализации стипендиальной программы Оксфордского Российского Фонда.

Для участия в Школе необходимо заполнить Заявку (см. Приложение 1).

Отбор слушателей Школы осуществляется на основании конкурса эссе, тема которого приведена в тексте Заявки.

Первичный отбор претендентов на участие в Школе осуществляется координаторами стипендиальной программы ОРФ в вузах. Право окончательного отбора предоставлено организаторам Школы. При отборе кандидатов предпочтение при прочих равных условиях будет отдаваться участникам прошедших Зимних школ «Археология текста», тем не менее, это условие не является обязательным.

Количество слушателей школы – 50 человек.

Координаторы ОРФ в вузах и соискатели информируются о результатах конкурса по электронной почте, заявки не рецензируются.

Заявки на участие в Школе принимаются только от координаторов ОРФ вузов (не более 5 от вуза) до 1 февраля 2018 г.

Результаты конкурса будут объявлены не позднее 8 февраля 2018 г.

Участие слушателей в работе Школы бесплатное. Направляющие вузы оплачивают расходы по проезду слушателей к месту проведения Школы (и обратно).

Школа «Археология текста-6: неизведанные тропы» будет проходить в санатории имени М.В. Фрунзе (г. Сочи) с 18 по 24 марта 2018 года.

Лекторы школы:

  • Семен Экштут – доктор философских наук, профессор, руководитель Центра истории искусств Института всеобщей истории РАН, заместитель главного редактора журнала «Родина» (Москва).

· Хероним Граля – профессор Варшавского университета, почетный профессор Московской академии экономики и права, член Российско-Польскойисторической комиссии РАН и ПАН,в 2000 - 2005 гг. – консул Республики Польша в Санкт-Петербурге, в 2005 – 2009 гг. - Первый советник Посольства РП и директор Польского Института в Москве (Варшава).

· Константин Богданов – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург).

· Михаэль Гальбас - лектор Германской службыакадемических обменов(DAAD) в Ростове-на-Дону, старший преподаватель кафедры теорииипрактикинемецкого языкаИнститута филологии, журналистики и межкультурной коммуникацииЮФУ.

· Андрей Кореневский – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории средних веков и нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ, руководитель Центра МИГО ЮФУ, автор концепции и научный руководитель школы «Археология текста».

· Наталья Архипенко – кандидат филологических наук, директор Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, доцент кафедры общего и сравнительного языкознания, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН.

· Ольга Джумайло – доктор филологических наук, зав. кафедрой теории и истории мировой литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.

· Анастасия Никитаева – доктор экономических наук, профессор кафедры информационной экономики экономического факультета ЮФУ.

· Константин Скрипник – доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Института философии и социально-политических наукЮФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ.

· Мария Братолюбова – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории XX-XXI веков Института истории и международных отношений ЮФУ, координатор Центра МИГО по Институту истории и международных отношений ЮФУ.

Гости школы:

· Алла Сергиевская – глава Представительства Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ (Москва).

· Алистер Таллок - секретарь и попечитель Оксфордского Российского Фонда (Великобритания).

· Тамара Сабгайда – доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Москва).

· Татьяна Лисицына –помощник главы Представительства Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ (Москва).

Организаторы школы:

· Владимир Жуков – координатор Оксфордского Российского Фонда в ЮФУ.

· Елена Рябенькая – главный специалист ЦМПП Департамента сопровождения образовательных и научно-инновационных программ и проектов ЮФУ.

· Лина Дудникова – преподаватель кафедры романской филологии Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: