Проектно-исследовательская деятельность, как способ формирования УУД




Николаева Е.В.
МКОУ «Гирьянская СОШ» Беловского района Курской области.

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально- экономическим условиям страны и основным направлениям его развития. Фундаментальные изменения в экономике и общественной жизни предъявляют новые требования к личности, развитие которой - смысл и суть системы образования. Главные среди этих требований - инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, критическое мышление, способность и готовность к обоснованному выбору профессии. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий»- универсальных способов деятельности, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для решения поставленных задач уже много лет с успехом применяется метод проектов. Основная идея метода проектов - обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели и выполненную «от всего сердца». Проектно-исследовательская компетентность связана с личностно-ориентированным подходом в обучении. Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим, позволяют учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности,раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Это одна из важнейших составляющих в структуре обучения, где закладывается способность к профессиональной деятельности, направленной на формирование логического мышления.

В своей педагогической практике метод проектов применяю на уроках в 8-11 классах и в работе кружка «Юный эколог».

Работа над проектом включает следующие этапы:

  1. Погружение в проект - постановка цели (выдвижение гипотезы, выявление проблемы, формулировка задач);
  2. Планирование (обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, продумывание хода деятельности, распределение обязанностей при работе в группе);
  3. Исследование, решение конкретных задач;
  4. Обобщение результатов, выводы;
  5. Защита (реализация проекта с последующей презентацией);
  6. Рефлексия (анализ успехов и ошибок).

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Функции учителя при работе учащихся над проектом: помогает ученикам в поиске нужной информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь. Учащиеся выступают активными участниками процесса, так как каждый из них, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учётом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков.

Результаты, к которым стремится любой учитель при формировании проектно-исследовательской компетентности:

  • повышение познавательной активности учащихся и качества знаний;
  • интеграция между предметами различных образовательных областей;
  • профессиональное самоопределение учащихся.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности я стараюсь привязать к решению вопросов экологии и сохранения здоровья, ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем.

Разрабатывая и реализуя экологические проекты, значимые для нашего села, района, ребята осознают свою ответственность за то, что совершается рядом.

Социальная направленность проектной деятельности учащихся отражается в их умении строить отношения в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Они учатся принимать решения. Нередко в проекте участвуют и родители учащихся, которые таким образом активно подключаются к их школьной жизни, и посторонние люди (жители села, сельская администрация), мнение которых учитывается в процессе работы, т.е. учащиеся находятся в реальном контакте с жизненными проблемами, понимая, что их деятельность важна для окружающих. Это повышает, с одной стороны, их социальную активность, а с другой - осмысленность учения.

Проекты экологической направленности призваны всем своим содержанием, воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительные качества личности. Ребята учатся основам научного эксперимента, постановке задач, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования, пропагандируют среди своих товарищей и жителей села экологические знания.

Работы, которые проводят ребята, имеют интегрированный характер и требуют знаний в различных областях: химии, биологии, экологии, медицины. Часто методика проведения исследовательских работ на кружке выходит за рамки школьной программы и требует изучения литературы, предназначенной для ВУЗов, например аналитической химии.

Помимо этого, учащиеся устанавливают новые контакты. Например, что бы получить данные медицинской статистики или консультацию специалиста обращаются к медицинским работникам, таким образом, развиваются коммуникативные способности. С публичной защитой своих проектно-исследовательских работ ребята выступают на школьных, районных и региональных конференциях, что способствует приобретению опыта выступления перед публикой, умений чётко излагать свои мысли, анализировать, обобщать и делать выводы. Например, мы являемся активными участниками в областном массовом мероприятии «Областная политехническая олимпиада среди обучающихся образовательных организаций Курской области» на базе Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, где мои ученики занимают призовые места.

Ежегодно школьники принимают участие в конкурсе юных исследователей окружающей среды, экологических акциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки в областных массовых мероприятиях: «Экологический марафон-2015» - диплом 2-ой степени; 2015 г. - диплом участника II областной конференции по итогам областных массовых мероприятий; «Экологический детский фестиваль «Экодетство»» 2016 г. - почётная грамота оргкомитета за активное участие в Фестивале.

Предлагаю краткое содержание механизма интеграции проектной деятельности в учебный процесс. Программа курса для VIII- IX классов позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Электролитическая диссоциация», «Неметаллические элементы», «Металлические элементы». В качестве логического завершения курса ввожу тему «Бытовые и промышленные отходы», по которой ребята приступают к выполнению проекта (предлагаются варианты вторичного их использования, а также исследование отработанных реактивов в кабинете химии и путей их обезвреживания).

Учащимся IX класса предлагаю следующие проекты:

  1. «Оценка экологического состояния реки Псёл». Исследуется химический состав воды, гидрофизические показатели реки, состояние берегов, береговой и водяной флоры и фауны, рекреационная нагрузка на береговую зону.
  2. «Нитраты в продуктах питания» Исследуются наличие нитратов в овощах, фруктах, соках, и даются рекомендации по предотвращению отравлений нитратами.
  3. «Загрязнители атмосферы и их влияние на организм человека» Исследуются наличие вредных выбросов в атмосферу местным заводом ДПМК с помощью биоиндикации, осаждение пыли из воздуха и кислотность осадков (дождя, снега). Исследования проводятся около автомагистрали и в окрестностях асфальтного завода.
  4. «Исследование загрязнения почвы, воды, растений ионами тяжёлых металлов. Результаты химических анализов дополняем исследованиями методом биоиндикации.
  5. «Сельская свалка» Исследуются местонахождение свалки, её состояние и влияние на окружающие жилые постройки, а также состав отходов и возможности их обезвреживания, перспективы сокращения площади свалки.

Все результаты, обобщённые и оформленные, выносятся на обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, где выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы. На конференции могут возникнуть вопросы, требующие дополнительных и более детальных исследовании. В этом случае их можно продолжить во внеурочное время. Понятно, что данный метод проектов не может охватить весь курс химии в полном объёме и является дополнением к основным методам обучения.

Учащиеся 10-11 классов, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, как правило, уже определились с выбором профессии, и темы их работ связаны с будущей специальностью. Но самое важное то, что навыки исследовательской деятельности, полученные детьми в школе, оказываются очень полезными для них в дальнейшем. Став студентами, они также занимаются исследованиями, пишут статьи, активно участвуют в различных конференциях студенческих научных обществ. Так, выпускница школы 2009 года Николаева Татьяна, обучаясь на третьем курсе естественно-географического факультета по специальности химик Курского государственного университета, была отмечена Дипломом третьей степени в конкурсе научно-инновационных проектов международного инновационного форума «Молодой ученый» 2011, проходившем в г. Тольятти и стала победителем областного конкурса «Студенческая наука-2013». На сегодняшний день является соавтором нескольких научных статей.

Таким образом, любовь к исследовательской деятельности, которую я стараюсь привить со школьной скамьи, находит своё продолжение и в студенческие годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: