ХАРАКТ-КА КОМ-ОТВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению ее структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаим-вие всех сторон лич-сти как целостногообр-ния.
Рубинштейн в структуре личности выделяет: 1 направленность, 2 ЗУН, 3 инд-типологические особенности.
Платонов: 1 подструктура направленности, 2 соц опыта, 3 форм отражения, 4 биологически обусловленная подструктура.
Ковалев: 1 направленность, 2 возможности, 3 характер, 4 система упражнений.
В качестве компонентов структуры личности выделяют направленность и мотивация. Направленность -совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Мотивация – побуждение, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотив - пси-ое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам.
Источником активности личности являются различные потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т.е приобщения к миру человеческой культуры. Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Потребности человека имеют обществено-личностный характер. Бывают естественные (для сохранения и поддержания жизни) и культурные (зависимость деятельностити человека от продуктов человеческой культуры).
По характеру: 1 органические (потребность в воде), 2 социальные (соц отношения), 3 материальные (потребность в жилищах), 4 духовные.
Направленности - обобщенная хар-ка, указывающая на совокупность различных побуждений, вызывающих активность и направление.
Формы направленности: 1 интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая более полному познанию действительности. По содержанию: 1 положительные (сочетание общ и личных мотивов), 2 отрицательные (удовлетворение своих потребностей). Бывают широкие и узкие интересы. Устойчивые-длительное сохранение интересов. 2 Убеждение -система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений-знания об окружающем мире природы и общества, их определенное сочетание. 3 Стремление -мотив поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые могут быть созданы человеком. Намеренья, мечты, идеалы и др стремления личности хар-ся психологически и оцениваются практически в соот-ии с содержанием.
ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА. УМЕНИЯ
Деятельность – высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой, в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также познает свое место в этом мире.
Компоненты: субъект (человек, ее осуществляющий), объект (фрагмент реальности, на которую направлена деятельность), предмет (то, чего деятельность непосредственно касается, пр: в учебной дея-ти ЗУН).
Виды: 1 Игра- направлена на решение задачи в искусственно создаваемой ситуации. Различают: инд-ые и групповые, предметные и сюжетные (в основе предмет либо сюжет), ролевые, игры с правилами.
2 Учение -направленно на систематическое приобретение: З (инф-ия о окружающих предметах и явлениях), Н (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности), У (овладение способами использования З и Н в соответствии с целями деятельности).
3 Труд -направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека. Трудовая дея-ть возможна только в сотрудничестве с др людьми.
Обязательными хар-ками деятельности являются: соц обусловленность (дея-ть-это продукт общ-исторического развития), целенаправленность, плановость, предметность (направленность на предметы матер-ной и дух-ной культуры), субъективность (обусловленность личные характеристики).
Ведущий вид деятельности-это вид деятельности, который определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к его познавательным процессам, состояниям и свойствам личности.
После многократного выполнения действий наблюдается явление автоматизация, ее результат навыки, умения, привычки.
Навык -элемент деятельности, сформированный путем многократного повторения и реализуемый с минимальной сознательной регуляцией. Бывают: моторны е (движения по управлению предметами), сенсорные (сбор инф-ии различного рода), умственные (организация логики детей), коммуникативные. Этапы фор-ия навыков: 1 двигательный состав движения, внутренняя картина движения, или управляющий блок, приемы сравнения сигналов. 2 увязка работы в систему, автоматизация движений, 3 стабилизация исполнения движений относительно возможных помех, завершение фор-ия навыков.
Умение -сложное психическое образование, чем навык. Это превращение навыков и знаний в предметные действия. Включают: отбор З, связанных с задачей в целом, корректировку действий, выделение особенностей задачи, контроль результатов по цепи обратной связи. Умение предполагает наличие двигательных и умственных действий.
Привычка -часть дея-ти человека, которая выполняется им механичски, не преследует цели и не предполагает получение какого-л результата. Если умения-автоматизированное действие, то привычка-внутреннее побуждение.