Мораль (от лат. moral's -- нравственный, mores -- нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.
Мораль -- это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.
И. Кант отмечает: -"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с космическими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.
С этой точки зрения структура морали, нравственности многоярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, нормативный, личностный, философский подходы.
Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность -- это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны -- поступки, практические действия.
Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношение.
Иначе в структуре нравственности выделяются:
* нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
* нравственная практика;
* нравственные отношения.
Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания -- в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности -- важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества).
Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.
Общественное сознание является элементом социальной жизни.
В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность.
В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический.
Первый уровень представляет собой так называемую "житейскую мудрость" и "здравый смысл", повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.
Второй уровень -- теоретический -- характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются "смысложизненные" воросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.
При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов:
* рационального, в котором выражаются мировоззрение личности,
нравственные представления. Базовым элементом этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;
* эмоционального, выражающего совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь).
* волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.
Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики -- поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих:
* замысел (намерение или постановка цели);
* мотивация, обоснование замысла;
* выбор цели, средств;
* принятие решений;
* действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.
Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Нравственные отношения можно классифицировать:
* по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;
* по характеру требовательности к себе и другим;
* по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта общения.
Таким образом, структура "нравственное сознание -- нравственное действие -- нравственное отношение" образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.
Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет.
Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия межчеловеческих связей и отношений.
Регулятивная функция -- одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Именно мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам личности, достоинству других.
Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.
Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и содержательность духовной жизни человека.