Имплицитные функции психики




Функции психики

Мозг и нервная система – органы психической деятельности, выполняющие имплицитные функции координации взаимодействия организма со средой. К имплицитным (заданным изнутри) функциям относятся гностические, аффективные и реактивные формы психической деятельности.

Психика и органы чувств – инструменты психологической деятельности, выполняющие эксплицитные (заданные извне) функции координации взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. К эксплицитным функциям относится коммуникативное, информационное, когнитивное, эмотивное, конативное, креативное содержание предметно-преобразовательной деятельности человека.

Имплицитные функции психики

Координирующая деятельность психики совершается посредством следующих импли­цитных функций: гностических, аффективных, регуляторных.

Они вытекают из нервно-пси­хической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств принима­ет воздействия внешнего мира и ассимилирует их в сведениях о предметах взаимодействия, тем самым, осуществляя гностические функции. В то же время мозг соотносит сведения о свойствах предмета с их полезностью или вредностью для организма и вырабатывает аф­фективное отношение к предмету в целом; тем самым он определяет соответствие данного предмета потребностям организма. Одновременно мозг по проводящим путям нервной си­стемы посылает ответные импульсы (команды) в мышечно-двигательную систему, вызывая соответствующие мышечные сокращения, которые, в свою очередь, проявляются в телес­ных движениях и в предметных действиях, направленных либо на овладение предметом, либо на отталкивание его (избегание), тем самым осуществляет регуляторные функции.

Таблица

Имплицитные функции психики

Гностические   Аффективные   Реактивные
Познание   Переживание   Действие
Знание   Оценка   Поступок
Ум   Чувства   Воля

Гностические функции психики

Гностические функции психики выполняют осведомительную роль в процессах естествен­ного контакта человека с внешним миром. Они доставляют информацию конкретно-чувствен­ного свойства об объектах взаимодействия, которая оформляется в психических образах.

Гностические функции под влиянием сознательной регуляции трансформируются в по­знавательную деятельность, где задача получения знаний становится главным (доминирую­щим) мотивом психической активности человека. Знания являются продуктом гностических функций психической деятельности человека и составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума — важнейший компонент структуры личности.

Посредством гностических функций человек ассимилирует потоки психофизических воз­действий внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущения, восприятие, память), перерабатывает эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов, оперирует с ними в своем сознании, совершая тем самым процессы мышления и воображения. В результате человек получает ситуативные и перспективные сведения об объектах и среде своего обитания, предвидит возможные последствия своего взаимодействия, планирует свои действия, поступки и деятельность, вырабатывает представление о мире.

Аффективные функции психики

Аффективные функции психики проистекают из нашего отношения к объектам вза­имодействия. Любой психический акт представляет собой единство гностических и аф­фективных процессов, знания и отношения. Источником нашего отношения к объектам взаимодействия являются психофизиологические состояния нашего организма. В знаниях отражаются сведения о свойствах объекта, а в отношении — актуальная потребность на­шего организма в этом объекте. Если объект отвечает нашим актуальным потребностям, то у нас возникает стремление овладеть им, если нет, то мы безразличны к нему.

Гностические функции позволяют нам определить полезность—бесполезность объекта вообще, а аффективные — нужность—ненужность в конкретной ситуации. Кроме того, аф­фективные функции предупреждают нас об опасности объекта для нашего организма; пред­упреждение приходит в виде отрицательных эмоций, которые этот объект вызывает. Поло­жительные эмоции притягивают нас к объекту, а отрицательные — отталкивают. Например, холодный объект в одном случае может оказаться приятным, если мы разгорячены напряжен­ной работой. В другом случае этот же объект вызовет отрицательную эмоцию, если у нас по­вышенная температура тела в результате сильной простуды. В первом случае мы постараемся удержать объект в своих руках, во втором постараемся избежать соприкосновения с ним.

Непроизвольные эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями в процессах переживания и подвергаются субъективной оценке, которая переносится на объект взаимодействия. Эта оценка производится по шкале «плохой—хороший», которая связана со шкалой отношения «нравится — не нравится». При этом сначала возникает от­ношение и лишь потом оценка.

Оценка в результате переживания своей эмоции может перестроить наше отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов необходимого взаимодействия с ним. В этом случае происходит переосмысление значимости объекта для перспективных (отсроченных) потребно­стей субъекта. Оценка снимает напряжение между эмоциональной привлекательностью—не­привлекательностью объекта и его практической значимостью. Она результирует процесс пере­живания наших отношений к объекту. В качестве примера можно напомнить сюжет басни «Лиса и виноград». Вы помните, что виноград сначала нравится (отношение) лисе, но поскольку его ей не достать, привлекательность винограда подвергается переоценке (зелен). Лиса таким спо­собом вытесняет свою актуальную потребность через оценочное искажение образа винограда (объекта), перестраивая первичное эмоционально-психическое отношение к нему на оценоч­но-чувственное с противоположным знаком, чтобы сохранить свое личностное достоинство.

Переживания эмоций через оценку (аксиологическую деятельность) трансформируются в чувствах, которые являются важнейшим компонентом структурной организации личности. В чувствах ассимилируются аффективные процессы и состояния в результате интеллекту­альной рефлексии. В них отражается устойчивое отношение человека к объектной реаль­ности внешнего мира. Они предопределяют субъектные установки и позиции человека, буду­чи источником индивидуализации личности и субъективности в поведении и деятельности.

Аффективные функции выступают психофизиологическим источником субъективности в психической деятельности человека. Аффективная субъективность лежит в основе непро­извольных (подсознательных) отношений человека к объективной реальности, а вместе с гностическими функциями — в основе произвольных (сознательных) отношений. Эти от­ношения трансформируются в структуре личности в конкретные черты характера.

Регуляторные функции психики

Регуляторные функции психики направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми.

Координация внутренних психических процессов осуществляется на основе безуслов­ных рефлексов, механизм которых врожден и, следовательно, обусловлен биогенетически. Он проявляется в паттернах инстинктивных реакций. Например, моргание, сужение или расширение зрачков, непроизвольное отдергивание руки и т. п.

Управление взаимодействием с предметами внешнего мира происходит по закономер­ностям динамики условных рефлексов и ориентировочно-исследовательской деятельности в пространстве своего бытия. Например, по запаху пищи вы определяете ее полезность или вредность для употребления, по сигналу светофора останавливаетесь или переходите улицу.

Налаживание отношений с окружающими людьми происходит по законам психологи­ческой, социально-психологической и социальной деятельности, Например, мы выбираем партнера для совместной деятельности, который подходит нам по конкретным качествам своей личности.

Во всех случаях регуляторные функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки и поведение человека.

Регуляторные функции психики в человеческих отношениях проявляются через поступ­ки человека, которые всегда содержат нравственный компонент социального поведения.

Механизмы такого поведения заключены в особых правилах и символике общественной жизни (ритуалах, обычаях, традициях, законах).

Регуляция предметных действий и поступков требует от человека значительного волевого напряжения. Поэтому воля становится базисным процессом регуляторных функций психики. В волевых качествах происходит ассимиляция регуляторных функций психики. Воля — это стержневой компонент структурной организации личности. Например, с ее ослаблением (абули­ей) связан распад личности, что отмечается в клинической практике психических расстройств.

Имлицитные функции психики производны от нервной деятельности мозга. Поэтому они внутренне присущи организму человека и проистекают из морфологических особенно­стей мозга и закономерностей высшей нервной деятельности, которую мозг осуществляет. Эта зависимость психической деятельности от деятельности мозга выражена формулой «Психика есть функция мозга».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: