Специфика управленческой деятельности.




Строение нервной системы

 

Строение и функции головного мозга:

  • Головной мозг – главный регулятор всех физиологических функций организма и основа сознания
  • Включает: ствол мозга, промежуточный мозг, передний мозг (два полушария коры, долей)
  • В коре выделяют зоны: проективные (сенсорные, моторные), ассоциативные (неспецифические)

Строение мозга

 

Высшие психические функции – это функциональные системы, каждая из которых имеет несколько звеньев, которые не имеют постоянной цепи реакций и обладают высокой замещаемостью и формируются прижизненно. Структуры мозга функционально многозначны и могут включаться в разные функциональные системы. (А.Р. Лурия)

 

Психическая деятельность – множество мыслительных процессов и действий как множество сознательных и бессознательных опытов организма индивида.

05.03. Деятельность.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определённых результатов.

 

Мотивы – осознанные потребности в чём-либо. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление его деятельности.

 

Цели, действия.

Действие:

1) включает акт сознания в виде постановки и удержания цели;

2) действие – это одновременно и акт поведения;

3) действие – это движение;

4) действие выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.

 

Основные виды деятельности:

Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо типа материального или идеального продукта. Типы игры: индивидуальная, групповая, предметная, сюжетная, ролевая, с правилами.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основные характеристики учебной деятельности:

  • Направленность на освоение учебного материала и решение учебных задач
  • Усвоение общих способов действий и научных понятий
  • Общие способы действия предваряют решение задач
  • Учебная деятельность ведёт к изменениям в самом человеке – ученике

В.В. Давыдов

Человек должен овладевать также средствами и способами учебной деятельности.

Учебные ситуации бывают конфликтными и сотрудническими, проблемными и нейтральными.

Труд – связан с созданием и совершенствованием орудий труда.

 

Специфика управленческой деятельности.

Управление – «настраивание других людей на труд» (Ли Якокка).

В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определённой структуры организованных систем.

ü Главные компоненты – люди

ü Ключевые категории: «организация», «субъект», «объект»

ü Субъект и объект – как один, так и несколько человек

ü Непрерывный процесс воздействия субъекта на объект по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов

ü Система управления складывается из управления и подчинения

Предмет науки управления – управленческие отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации.

Психологические особенности:

  • Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии
  • Неалгоритмический, творческий характер деятельности
  • Прогностическая природа решаемых управленческих задач
  • Значительная роль коммуникативной функции
  • Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения

 

Мотив => задача => цель => действие => результат => рефлексия

12.03. Общение.

Общение – форма социальной связи людей, процесс непосредственного и опосредованного контакта людей с целью воздействия на поведение и установки другого человека.

Общение – процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности.

Общение – атрибутивное свойство человека.

Общение – специфический вид коммуникативной деятельности.

Общение – составляющая (сторона) деятельности.

Общение – средство деятельности.

 

Структура:

Коммуникативная сторона – обмен информацией

Интерактивная сторона – реализация мотивации стратегий взаимодействия

Перцептивная сторона – процесс восприятия, взаимного познания, взаимопонимания

 

Модель акта коммуникации:

Кто (коммуникатор)

Зачем (мотив и цель)

Что (содержание сообщения)

По какому каналу связи

На каком языке (код коммуникации)

Кому (реципиент)

С каким эффектом (результат)

 

Функции общения:

· Управленческие, их функции:

- интегральные

- локальные

· Информативные

· Эмотивные

· Фатические (ритуальные формы общения) – установление или поддержание контакта

 

Виды общения:

v Вербальное, невербальное, комбинированное

v Свободное общение, деловое, игровое, ритуальное, бытовое

v Профессиональное, научное, политическое, педагогическое

v Соотнесённое и соподчинённое

v Личностно-ориентированное и социально-ориентированное

v Необходимое, желательное, нейтральное, нежелательное

v Приказ, беседа, совещание, отчёт, переговоры

v Опосредованное техническими средствами, документальное общение, передача письменного текста

 

Невербальное общение (оптико-кинестическая система): мимика, жесты и т.п.

Факторы, влияющие на мимическое общение: брови, глаза, рот.

 

Факторы эффективности речевого сообщения:

Ø Контекст сообщения

Ø Неречевые факторы

Ø Односторонность сообщения

Ø Взаимность (коммуникативные сети – веер, круг, цепь, звезда)

Ø Стиль (влиятельный, беспомощный) зависит от формы обращения к партнёру, уровня контроля за очерёдностью высказываний, особенностей невербального поведения

Тембр голоса, громкость, произнесение звуков – паравербальная система речи.

Смех, паузы – экстралингвистическая система речи.

 

Коммуникативные барьеры:

ü Недостаточное понимание важности общения

ü Неправильные установки сознания

ü Плохое построение самого сообщения

ü Слабая память

ü Неудачная обратная связь

 

Типы коммуникативных барьеров:

o Эстетические

o Интеллектуальные

o Социально-культурные

o Мотивационные

o Моральные

o Эмоциональные

o Барьеры слушания

 

Причины невнимательного слушания:

§ Отрицательное эмоциональное состояние

§ Отсутствие интереса к сообщению

§ Неумение слушать

§ Наличие определённого мнения по обсуждаемому вопросу

§ Склонность к поспешным оценкам

§ Поглощённость своими чувствами

§ Качества характера

 

Направления совершенствования умения слушать:

-Овладение приёмами эффективного слушания

-Самовоспитание

-Исключение физических препятствий

 

Психологический такт:

v Чувство меры

v Речевая адаптация

v Индивидуальное общение

v Чувство ситуации

v Чуткость отношений

v Простое и естественное общение

v Чувство справедливости

v Объективность подхода к людям

 

Коммуникативные способности:

· Общительность

· Социабельность

· Эмпатичность

· Рефлексивность

· Экспрессивность

 

Умение провести деловую беседу

Умение провести совещания

Умение говорить публично

Умение вести переговоры

 

Потеряхин

Ø Приёмы установления контактов

Ø Приёмы поддержания контактов

Ø Устранение коммуникативных барьеров

Ø Правила эффективного слушания

Ø Приёмы составления и постановления вопросов

и т.д.

 

Формы беседы:

  • Опрос
  • Зондирование
  • Экзамен
  • Инструктаж
  • Информирование
  • Приём
  • Дисциплинарная

и проч.

 

Восприятие (перцепция) – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Внутренние факторы восприятия:

Установка восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту

Потребности и мотивация – человек видит то, в чём нуждается или что считает важным

Опыт – человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом

Я-концепция

и др.

Принципы: резонанса, защиты, настороженности.

 

Внешние факторы: размер, интенсивность, контрастность, движение, повторяемость, новизна и узнаваемость.

 

Интерактивная сторона общения:

ü Теория обмена Хоманса

ü Теория социальной драматургии Гофмана

и др.

 

 

19.03. Личность.

Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки.

Личность – уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой неповторимый жизненный путь в определённом социокультурном пространстве.

 

Уровни функционирования личности:

Ядро (совокупность мотивационных структур)

Периферия (реализация мотивационного ядра – личностные смыслы, черты, система конструктов, социальные роли, личная история)

Уровень индивидных предпосылок существования личности (пол, возраст, строение, свойства нервной системы)

 

Сущностные черты личности:

  • Содержание мировоззрения человека, его психологическая сущность
  • Степень целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества
  • Степень осознанности человеком своего места в обществе

и проч.

 

Факторы, обусловливающие развитие личности:

  • Внешние факторы и их характеристики (социальная природа, целостность, стадиальность)
  • Внутренние факторы и их характеристики (интеграция, неравномерность, компенсация)

 

Движущие силы психологического развития личности:

  • Факторы психического развития (внешние – среда, внутренние – биогенетика);
  • Предпосылки (внешние – обучение и воспитание, внутренние – активность, мотивы)
  • Уровни психического развития (уровень актуального развития и ближайшего развития)

 

Основные направления и тенденции психического развития:

v Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер

v Развитие направленности, характера и способностей

v Развитие психологической структуры деятельности (способность к целеполаганию, навыки самоконтроля, выработка операций и способов деятельности, умение соотносить цели и мотивы, тенденции психического развития)

 

Структура личности:

· Индивидуально-психологическая сторона

· Мировоззренческая сторона

· Социально-психологическая сторона

 

L-данные – данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.

Q-данные – данные, полученные методом использования опросников и других методик.

T-данные – данные, полученные в результате тестирования.

 

Мотивы личности – внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают её к определённой деятельности. Мотивационный процесс: потребность – мотив – достижение.

 

Темперамент – психическое свойство, характеризующее динамику (сила, уравновешенность, подвижность) протекания психических процессов.

 

Характер – психическое свойство личности, определяющее поведение человека и выражающее его отношение к миру, труду, другим людям, самому себе.

 

Социализация – процесс усвоения личностью требований общества.

Инкультурация – процесс усвоения общечеловеческой культуры.

 

Теории личности:

ü Социогенетические теории

ü Психогенетические теории

ü Интеракционистские (связь с генетическими факторами и с факторами окружающей среды)

ü Биогенетические - конституционные

26.03. Группы.

Группа – совокупность людей, объединённых общими признаками и осознающих своё единство и принадлежность к группе.

 

Признаки социальных групп:

  • Внутренняя организация
  • Групповые ценности
  • Собственные принципы обособления
  • Общие цели и задачи деятельности
  • Закрепление традиций, символики
  • Стремление к устойчивости
  • Воздействие на поведение членов группы

 

Особенности групп:

1) группа неизбежно будет структурироваться

2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят)

3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно

 

Каждая группа имеет социальную структуру, включающую:

а) статусно-ролевые отношения

б) профессионально квалификационные характеристики

в) социально-демографические характеристики, половозрастной состав, конфессиональный, этнический

 

Характеристики группы (по Курту Левин у):

Ø Композиция

Ø Структура

Ø Групповые процессы

Ø Позиция индивида в группе

Ø Статус члена группы

Ø Роль

Ø Система групповых ожиданий

Ø Групповые нормы и ценности

Ø Система санкций

 

Деление групп осуществляется по различным критериям:

v УСЛОВНЫЕ (не являются реальными элементами общества)

v РЕАЛЬНЫЕ (результат развития социума)

v Лабораторные (созданные для научных целей на время)

v Естественные (функционируют в реальном мире)

v Большие (этнические, профессиональные, возрастные…)

v Организованные

v Стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)

v Малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными)

v Формальные (их структура задана извне)

v Неформальные (результат активности извне)

 

Типы стихийных групп:

Толпа – образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости

Масса – стабильное образование с довольно нечёткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа. Но все ещё достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.

Публика – кратковременное образование для просмотра зрелища. Она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.

 

Способы взаимодействия в стихийных группах:

ü Заражение

ü Внушение

ü Подражание

 

Малые группы, исследования: социометрическое (Морено), социологическое направления (Э. Мэйо), а также групповая динамика К. Левина.

 

Малые группы:

  • Первичные (непосредственные контакты) и вторичные (контакты опосредованы средствами связи)
  • Формальные и неформальные
  • Группы членства и референтные группы (группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают)

 

Эффекты групповых отношений:

Конформность – подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет, и внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы. Возможны:

самостоятельность;

конформность – принимается решение вместе с группой;

негативизм – решение принимается вопреки группе.

 

02.04. Познавательные процессы.

Психическая деятельность – множество мыслительных процессов и действий, как множество сознательных и бессознательных опытов организма индивида.

 

Психические свойства:

  • Направленность
  • Темперамент

 

Психические процессы:

    • Ощущение
    • Восприятие
    • Память
    • Мышление
    • Воображение

 

Психические процессы:

Познавательные – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание

Эмоционально-волевые – эмоции, чувства, воля

 

Познавательные процессы позволяют человеку осуществлять поиск сведений об объектах и событиях окружающего мира; хранить и перерабатывать поступающую информацию; обслуживают любую деятельность или сами таковой являются.

Познание начинается не с поступления информации, а с её предвосхищения.

 

Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это исходный источник познания.

Классификация (по Шеррингтону):

v Интероцептивные (внутренние органы, сосуды, стенки желудка)

v Проприоцептивные (мышцы, связки, сухожилия)

v Экстероцептивные – контактные и дистантные (рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и открыто для внешних воздействий)

Свойства:

Ø Модальность (характеристики; зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения)

Ø Локализация

Ø Интенсивность

Ø Длительность

Ø Пороги ощущений (виды – нижний и верхний абсолютные, разностный (дифференцированный), относительный и физиологический)

 

Свойства восприятия:

· Предметность

· целостность

· Структурность

· Константность

· Активность

· Осмысленность (селекция, организация, категоризация и приписывание)

Законы восприятия:

§ Фигура – фон

§ Константность

§ Группировка (принципы – близость, подобие, замкнутость, целостность, смежность, общая зона)

Социальное восприятие – восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Атрибуция – приписывание характеристик себе или другому человеку (этапы – наблюдение, логические выводы, приписывание мотивов поведения). Атрибуция бывает внутренняя (связанная с характеристиками человека) и внешняя (связанная с ситуацией).

 

Темы для обсуждения на семинарах:

Особенности слуховых ощущений, интероцептивных ощущений, осязательных ощущений и примеры значимости этих ощущений в жизни человека.

 

Память – психологический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания прошлого опыта.

Многоуровневая, иерархическая, динамическая, развивающаяся, открытая к образованию новых связей система организации индивидуального мира.

 

Мнемотехника – тренировка памяти; мнемотехнологии.

 

Основные виды мнемических процессов:

Запоминание (запечатление) – организация (кодирование, удержание, присвоение) вновь поступающей информации.

Сохранение – активное или пассивное (произвольное или непроизвольное преобразование, трансформация) запомненной информации.

Воспроизведение (припоминание и воспоминание) – восстановление, реконструкция (произвольная – припоминание или непроизвольная – воспоминание) ранее запомненного материала.

 

Механизмы мнестических способностей:

Функциональные механизмы – (кодирование и декодирование информации, генотипическая и врождённая обусловленность, мономодальность, пластичность, связь с процессами анализа информации).

Операциональные механизмы – мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмысливать) материал.

Регулирующие механизмы – внешние (мотивы, цели деятельности)…

 

Классификация памяти:

По ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

По предмету деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.

По продолжительности протекания процессов: кратковременная, долговременная, оперативная.

По форме психической активности: непроизвольная, произвольная.

По уровню опосредованности: непосредственная (механическая) и опосредованная (с использованием речи, мнемотехник).

 

Мнестические действия, улучшающие запоминание:

  • Группировка
  • Выделение опорных пунктов
  • План
  • Классификация
  • Структурирование
  • Схематизация
  • Аналогия
  • Мнемотехника
  • Перекодирование
  • Ассоциации
  • Повторение

 

Индивидуально-типологические особенности памяти человека:

v Ведущий вид памяти

v Быстрота запоминания

v Прочность сохранения

v Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению

v Объём и точность запоминания

v Уверенность воспроизведения (суггестивность)

v Профессиональная направленность

 

Факторы продуктивности памяти:

субъективные

  • Тип запоминания
  • Предшествующий опыт
  • Установки
  • Интересы
  • Состояние организма

объективные

  • Характер материала:
  • Осмысленность
  • Связность
  • Наглядность
  • Понятливость
  • Количество материала
  • Обстановка

 

Связь памяти с осознанием проблемы:

Проблема

Гипотеза

Уточнение гипотезы

Определение понятия

Пример

Вывод из примера

Новая формулировка гипотезы

Подтверждение гипотезы

Вывод

 

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах и одновременное отвлечение от всего остального.

 

Функции внимания:

Активация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Целенаправленный отбор поступающей информации в соответствии с актуальными проблемами личности

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

 

Классификация видов внимания:

По предмету – сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное

По направленности – внешненаправленное, внутренненаправленное

По характеру отражённых связей – эмпирическое, теоретическое

По ведущему анализатору – зрительное, слуховое

По уровню произвольности – произвольное, непроизвольное, послепроизвольное

 

Свойства внимания:

-Устойчивость

-Переключаемость

-Избирательность

-Распределение

-Объём

-Концентрация

 

Теории внимания:

Ø Внимание как результат двигательного приспособления

Ø Внимание как результат ограниченности объёма сознания

Ø Внимание как результат эмоции

Ø Внимание как результат апперцепции

Ø Внимание как особая активная способность духа

Ø Внимание как усиление нервной раздражительности

Ø Внимание как функция контроля сознания

 

Мышление – это процесс обобщённого и опосредованного познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании.

 

Этапы выражения мысли:

Формирование мотива (движущей силы)

Внутренняя речь

Внешнеречевое выражение мысли

 

Процесс мышления включает в себя следующие мыслительные операции:

· Сравнение

· Анализ

· Синтез

· Абстракция

· Обобщение

 

Основная функция – переход от незнания к новому знанию, пониманию себя и окружающего мира

 

-Наглядно-действенное мышление

-Наглядно-образное мышление

-Абстрактно-логическое мышление

 

  • Теоретическое мышление

Понятийное

Образное

  • Практическое мышление

Наглядно-образное

Наглядно-действенное

 

Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.

 

Суждение – способность постичь смысл и значение чего-либо; это результат понимания.

 

Умозаключение

 

Воображение – образование нового знания на основе представления.

 

Анализ, синтез, обобщение, схематизация, систематизация – формы мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: