Строение нервной системы
Строение и функции головного мозга:
- Головной мозг – главный регулятор всех физиологических функций организма и основа сознания
- Включает: ствол мозга, промежуточный мозг, передний мозг (два полушария коры, долей)
- В коре выделяют зоны: проективные (сенсорные, моторные), ассоциативные (неспецифические)
Строение мозга
Высшие психические функции – это функциональные системы, каждая из которых имеет несколько звеньев, которые не имеют постоянной цепи реакций и обладают высокой замещаемостью и формируются прижизненно. Структуры мозга функционально многозначны и могут включаться в разные функциональные системы. (А.Р. Лурия)
Психическая деятельность – множество мыслительных процессов и действий как множество сознательных и бессознательных опытов организма индивида.
05.03. Деятельность.
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.
Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определённых результатов.
Мотивы – осознанные потребности в чём-либо. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление его деятельности.
Цели, действия.
Действие:
1) включает акт сознания в виде постановки и удержания цели;
2) действие – это одновременно и акт поведения;
3) действие – это движение;
4) действие выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.
Основные виды деятельности:
Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо типа материального или идеального продукта. Типы игры: индивидуальная, групповая, предметная, сюжетная, ролевая, с правилами.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основные характеристики учебной деятельности:
- Направленность на освоение учебного материала и решение учебных задач
- Усвоение общих способов действий и научных понятий
- Общие способы действия предваряют решение задач
- Учебная деятельность ведёт к изменениям в самом человеке – ученике
В.В. Давыдов
Человек должен овладевать также средствами и способами учебной деятельности.
Учебные ситуации бывают конфликтными и сотрудническими, проблемными и нейтральными.
Труд – связан с созданием и совершенствованием орудий труда.
Специфика управленческой деятельности.
Управление – «настраивание других людей на труд» (Ли Якокка).
В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определённой структуры организованных систем.
ü Главные компоненты – люди
ü Ключевые категории: «организация», «субъект», «объект»
ü Субъект и объект – как один, так и несколько человек
ü Непрерывный процесс воздействия субъекта на объект по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов
ü Система управления складывается из управления и подчинения
Предмет науки управления – управленческие отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации.
Психологические особенности:
- Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии
- Неалгоритмический, творческий характер деятельности
- Прогностическая природа решаемых управленческих задач
- Значительная роль коммуникативной функции
- Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения
Мотив => задача => цель => действие => результат => рефлексия
12.03. Общение.
Общение – форма социальной связи людей, процесс непосредственного и опосредованного контакта людей с целью воздействия на поведение и установки другого человека.
Общение – процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности.
Общение – атрибутивное свойство человека.
Общение – специфический вид коммуникативной деятельности.
Общение – составляющая (сторона) деятельности.
Общение – средство деятельности.
Структура:
Коммуникативная сторона – обмен информацией
Интерактивная сторона – реализация мотивации стратегий взаимодействия
Перцептивная сторона – процесс восприятия, взаимного познания, взаимопонимания
Модель акта коммуникации:
Кто (коммуникатор)
Зачем (мотив и цель)
Что (содержание сообщения)
По какому каналу связи
На каком языке (код коммуникации)
Кому (реципиент)
С каким эффектом (результат)
Функции общения:
· Управленческие, их функции:
- интегральные
- локальные
· Информативные
· Эмотивные
· Фатические (ритуальные формы общения) – установление или поддержание контакта
Виды общения:
v Вербальное, невербальное, комбинированное
v Свободное общение, деловое, игровое, ритуальное, бытовое
v Профессиональное, научное, политическое, педагогическое
v Соотнесённое и соподчинённое
v Личностно-ориентированное и социально-ориентированное
v Необходимое, желательное, нейтральное, нежелательное
v Приказ, беседа, совещание, отчёт, переговоры
v Опосредованное техническими средствами, документальное общение, передача письменного текста
Невербальное общение (оптико-кинестическая система): мимика, жесты и т.п.
Факторы, влияющие на мимическое общение: брови, глаза, рот.
Факторы эффективности речевого сообщения:
Ø Контекст сообщения
Ø Неречевые факторы
Ø Односторонность сообщения
Ø Взаимность (коммуникативные сети – веер, круг, цепь, звезда)
Ø Стиль (влиятельный, беспомощный) зависит от формы обращения к партнёру, уровня контроля за очерёдностью высказываний, особенностей невербального поведения
Тембр голоса, громкость, произнесение звуков – паравербальная система речи.
Смех, паузы – экстралингвистическая система речи.
Коммуникативные барьеры:
ü Недостаточное понимание важности общения
ü Неправильные установки сознания
ü Плохое построение самого сообщения
ü Слабая память
ü Неудачная обратная связь
Типы коммуникативных барьеров:
o Эстетические
o Интеллектуальные
o Социально-культурные
o Мотивационные
o Моральные
o Эмоциональные
o Барьеры слушания
Причины невнимательного слушания:
§ Отрицательное эмоциональное состояние
§ Отсутствие интереса к сообщению
§ Неумение слушать
§ Наличие определённого мнения по обсуждаемому вопросу
§ Склонность к поспешным оценкам
§ Поглощённость своими чувствами
§ Качества характера
Направления совершенствования умения слушать:
-Овладение приёмами эффективного слушания
-Самовоспитание
-Исключение физических препятствий
Психологический такт:
v Чувство меры
v Речевая адаптация
v Индивидуальное общение
v Чувство ситуации
v Чуткость отношений
v Простое и естественное общение
v Чувство справедливости
v Объективность подхода к людям
Коммуникативные способности:
· Общительность
· Социабельность
· Эмпатичность
· Рефлексивность
· Экспрессивность
Умение провести деловую беседу
Умение провести совещания
Умение говорить публично
Умение вести переговоры
Потеряхин
Ø Приёмы установления контактов
Ø Приёмы поддержания контактов
Ø Устранение коммуникативных барьеров
Ø Правила эффективного слушания
Ø Приёмы составления и постановления вопросов
и т.д.
Формы беседы:
- Опрос
- Зондирование
- Экзамен
- Инструктаж
- Информирование
- Приём
- Дисциплинарная
и проч.
Восприятие (перцепция) – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Внутренние факторы восприятия:
Установка восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту
Потребности и мотивация – человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
Опыт – человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
Я-концепция
и др.
Принципы: резонанса, защиты, настороженности.
Внешние факторы: размер, интенсивность, контрастность, движение, повторяемость, новизна и узнаваемость.
Интерактивная сторона общения:
ü Теория обмена Хоманса
ü Теория социальной драматургии Гофмана
и др.
19.03. Личность.
Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки.
Личность – уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой неповторимый жизненный путь в определённом социокультурном пространстве.
Уровни функционирования личности:
Ядро (совокупность мотивационных структур)
Периферия (реализация мотивационного ядра – личностные смыслы, черты, система конструктов, социальные роли, личная история)
Уровень индивидных предпосылок существования личности (пол, возраст, строение, свойства нервной системы)
Сущностные черты личности:
- Содержание мировоззрения человека, его психологическая сущность
- Степень целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества
- Степень осознанности человеком своего места в обществе
и проч.
Факторы, обусловливающие развитие личности:
- Внешние факторы и их характеристики (социальная природа, целостность, стадиальность)
- Внутренние факторы и их характеристики (интеграция, неравномерность, компенсация)
Движущие силы психологического развития личности:
- Факторы психического развития (внешние – среда, внутренние – биогенетика);
- Предпосылки (внешние – обучение и воспитание, внутренние – активность, мотивы)
- Уровни психического развития (уровень актуального развития и ближайшего развития)
Основные направления и тенденции психического развития:
v Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер
v Развитие направленности, характера и способностей
v Развитие психологической структуры деятельности (способность к целеполаганию, навыки самоконтроля, выработка операций и способов деятельности, умение соотносить цели и мотивы, тенденции психического развития)
Структура личности:
· Индивидуально-психологическая сторона
· Мировоззренческая сторона
· Социально-психологическая сторона
L-данные – данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.
Q-данные – данные, полученные методом использования опросников и других методик.
T-данные – данные, полученные в результате тестирования.
Мотивы личности – внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают её к определённой деятельности. Мотивационный процесс: потребность – мотив – достижение.
Темперамент – психическое свойство, характеризующее динамику (сила, уравновешенность, подвижность) протекания психических процессов.
Характер – психическое свойство личности, определяющее поведение человека и выражающее его отношение к миру, труду, другим людям, самому себе.
Социализация – процесс усвоения личностью требований общества.
Инкультурация – процесс усвоения общечеловеческой культуры.
Теории личности:
ü Социогенетические теории
ü Психогенетические теории
ü Интеракционистские (связь с генетическими факторами и с факторами окружающей среды)
ü Биогенетические - конституционные
26.03. Группы.
Группа – совокупность людей, объединённых общими признаками и осознающих своё единство и принадлежность к группе.
Признаки социальных групп:
- Внутренняя организация
- Групповые ценности
- Собственные принципы обособления
- Общие цели и задачи деятельности
- Закрепление традиций, символики
- Стремление к устойчивости
- Воздействие на поведение членов группы
Особенности групп:
1) группа неизбежно будет структурироваться
2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят)
3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно
Каждая группа имеет социальную структуру, включающую:
а) статусно-ролевые отношения
б) профессионально квалификационные характеристики
в) социально-демографические характеристики, половозрастной состав, конфессиональный, этнический
Характеристики группы (по Курту Левин у):
Ø Композиция
Ø Структура
Ø Групповые процессы
Ø Позиция индивида в группе
Ø Статус члена группы
Ø Роль
Ø Система групповых ожиданий
Ø Групповые нормы и ценности
Ø Система санкций
Деление групп осуществляется по различным критериям:
v УСЛОВНЫЕ (не являются реальными элементами общества)
v РЕАЛЬНЫЕ (результат развития социума)
v Лабораторные (созданные для научных целей на время)
v Естественные (функционируют в реальном мире)
v Большие (этнические, профессиональные, возрастные…)
v Организованные
v Стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)
v Малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными)
v Формальные (их структура задана извне)
v Неформальные (результат активности извне)
Типы стихийных групп:
Толпа – образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости
Масса – стабильное образование с довольно нечёткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа. Но все ещё достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.
Публика – кратковременное образование для просмотра зрелища. Она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.
Способы взаимодействия в стихийных группах:
ü Заражение
ü Внушение
ü Подражание
Малые группы, исследования: социометрическое (Морено), социологическое направления (Э. Мэйо), а также групповая динамика К. Левина.
Малые группы:
- Первичные (непосредственные контакты) и вторичные (контакты опосредованы средствами связи)
- Формальные и неформальные
- Группы членства и референтные группы (группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают)
Эффекты групповых отношений:
Конформность – подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет, и внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы. Возможны:
самостоятельность;
конформность – принимается решение вместе с группой;
негативизм – решение принимается вопреки группе.
02.04. Познавательные процессы.
Психическая деятельность – множество мыслительных процессов и действий, как множество сознательных и бессознательных опытов организма индивида.
Психические свойства:
- Направленность
- Темперамент
Психические процессы:
- Ощущение
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Воображение
Психические процессы:
Познавательные – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание
Эмоционально-волевые – эмоции, чувства, воля
Познавательные процессы позволяют человеку осуществлять поиск сведений об объектах и событиях окружающего мира; хранить и перерабатывать поступающую информацию; обслуживают любую деятельность или сами таковой являются.
Познание начинается не с поступления информации, а с её предвосхищения.
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это исходный источник познания.
Классификация (по Шеррингтону):
v Интероцептивные (внутренние органы, сосуды, стенки желудка)
v Проприоцептивные (мышцы, связки, сухожилия)
v Экстероцептивные – контактные и дистантные (рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и открыто для внешних воздействий)
Свойства:
Ø Модальность (характеристики; зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения)
Ø Локализация
Ø Интенсивность
Ø Длительность
Ø Пороги ощущений (виды – нижний и верхний абсолютные, разностный (дифференцированный), относительный и физиологический)
Свойства восприятия:
· Предметность
· целостность
· Структурность
· Константность
· Активность
· Осмысленность (селекция, организация, категоризация и приписывание)
Законы восприятия:
§ Фигура – фон
§ Константность
§ Группировка (принципы – близость, подобие, замкнутость, целостность, смежность, общая зона)
Социальное восприятие – восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Атрибуция – приписывание характеристик себе или другому человеку (этапы – наблюдение, логические выводы, приписывание мотивов поведения). Атрибуция бывает внутренняя (связанная с характеристиками человека) и внешняя (связанная с ситуацией).
Темы для обсуждения на семинарах:
Особенности слуховых ощущений, интероцептивных ощущений, осязательных ощущений и примеры значимости этих ощущений в жизни человека.
Память – психологический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания прошлого опыта.
Многоуровневая, иерархическая, динамическая, развивающаяся, открытая к образованию новых связей система организации индивидуального мира.
Мнемотехника – тренировка памяти; мнемотехнологии.
Основные виды мнемических процессов:
Запоминание (запечатление) – организация (кодирование, удержание, присвоение) вновь поступающей информации.
Сохранение – активное или пассивное (произвольное или непроизвольное преобразование, трансформация) запомненной информации.
Воспроизведение (припоминание и воспоминание) – восстановление, реконструкция (произвольная – припоминание или непроизвольная – воспоминание) ранее запомненного материала.
Механизмы мнестических способностей:
Функциональные механизмы – (кодирование и декодирование информации, генотипическая и врождённая обусловленность, мономодальность, пластичность, связь с процессами анализа информации).
Операциональные механизмы – мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмысливать) материал.
Регулирующие механизмы – внешние (мотивы, цели деятельности)…
Классификация памяти:
По ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
По предмету деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.
По продолжительности протекания процессов: кратковременная, долговременная, оперативная.
По форме психической активности: непроизвольная, произвольная.
По уровню опосредованности: непосредственная (механическая) и опосредованная (с использованием речи, мнемотехник).
Мнестические действия, улучшающие запоминание:
- Группировка
- Выделение опорных пунктов
- План
- Классификация
- Структурирование
- Схематизация
- Аналогия
- Мнемотехника
- Перекодирование
- Ассоциации
- Повторение
Индивидуально-типологические особенности памяти человека:
v Ведущий вид памяти
v Быстрота запоминания
v Прочность сохранения
v Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению
v Объём и точность запоминания
v Уверенность воспроизведения (суггестивность)
v Профессиональная направленность
Факторы продуктивности памяти:
субъективные
- Тип запоминания
- Предшествующий опыт
- Установки
- Интересы
- Состояние организма
объективные
- Характер материала:
- Осмысленность
- Связность
- Наглядность
- Понятливость
- Количество материала
- Обстановка
Связь памяти с осознанием проблемы:
Проблема
Гипотеза
Уточнение гипотезы
Определение понятия
Пример
Вывод из примера
Новая формулировка гипотезы
Подтверждение гипотезы
Вывод
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах и одновременное отвлечение от всего остального.
Функции внимания:
Активация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
Целенаправленный отбор поступающей информации в соответствии с актуальными проблемами личности
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности
Классификация видов внимания:
По предмету – сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное
По направленности – внешненаправленное, внутренненаправленное
По характеру отражённых связей – эмпирическое, теоретическое
По ведущему анализатору – зрительное, слуховое
По уровню произвольности – произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
Свойства внимания:
-Устойчивость
-Переключаемость
-Избирательность
-Распределение
-Объём
-Концентрация
Теории внимания:
Ø Внимание как результат двигательного приспособления
Ø Внимание как результат ограниченности объёма сознания
Ø Внимание как результат эмоции
Ø Внимание как результат апперцепции
Ø Внимание как особая активная способность духа
Ø Внимание как усиление нервной раздражительности
Ø Внимание как функция контроля сознания
Мышление – это процесс обобщённого и опосредованного познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании.
Этапы выражения мысли:
Формирование мотива (движущей силы)
Внутренняя речь
Внешнеречевое выражение мысли
Процесс мышления включает в себя следующие мыслительные операции:
· Сравнение
· Анализ
· Синтез
· Абстракция
· Обобщение
Основная функция – переход от незнания к новому знанию, пониманию себя и окружающего мира
-Наглядно-действенное мышление
-Наглядно-образное мышление
-Абстрактно-логическое мышление
- Теоретическое мышление
Понятийное
Образное
- Практическое мышление
Наглядно-образное
Наглядно-действенное
Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.
Суждение – способность постичь смысл и значение чего-либо; это результат понимания.
Умозаключение
Воображение – образование нового знания на основе представления.
Анализ, синтез, обобщение, схематизация, систематизация – формы мышления.