Трансактный анализ Э.Берна.




Одна из наиболее популярных психотерапевтических концепций, анализ взаимодействий (трансактный анализ) Э.Берна вобрала в себя идеи и понятия психодинамического и поведенческого (бихевиорального) направлений психотерапии, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют (реализуют сценарий) взаимодействия личности с собой и другими. Концепция Э.Берна исходит из способности человека осознать своё поведение и отделить неадекватные его структуры («паттерны») от себя. Поскольку у человека есть право выбора, он может стать независимым от своего прошлого, от навязанных ему стереотипов поведения, и тем самым изменить свой «жизненный сценарий». В центре концепции – понятие «эго-состояние». «Эго-состояние» – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Э.Берн выделяет три состояния: «Родитель», «Ребёнок» («Дитя») и «Взрослый».

«Родитель» – это эго-состояние с интериоризированными (усвоенными и теперь уже ставшими «своими» J) рационализированными нормами «долженствований», требований и запретов. Родитель в нас представлен в виде сложного сочетания всех «сообщений », записанных в нас в течение первых лет жизни. Мы действуем в соответствии с этим состоянием нашего «Я», когда наше поведение определяется этими «сообщениями », которые зафиксированы, неизменны, догматичны. По большей части они критичны, ставят определенные границы, запрещают и контролируют что-либо. Некоторые из них могут быть поддерживающими и ободряющими.

«Ребёнок» – эго-состояние импульсивного эмоционального реагирования со спонтанным поведением, которое может варьировать от беспомощного до протестующего. Ребёнок в нас – это живость, творчество, эмоциональная мотивация. Все эмоциональные реакции, начиная с экстаза и кончая отчаянием, коренятся именно здесь. Психологические травмы, полученные нами в предшествующих отношениях с людьми, также записаны здесь. Ребёнок в нас склонен к первобытной простоте и самоуничижению. В то же время, именно он способен к восторгу, удивлению и энтузиазму. Ребёнок в структуре нашей личности может принести с собой такое же счастье, какое живой, жизнерадостный ребёнок в состоянии принести в семейную жизнь.

«Взрослый» – эго-состояние, которое воплощает в себе зрелость, решительность и гибкость. В то время как состояния Родителя и Ребёнка являются фиксированными, в которых после периода детства не может происходить каких-либо модификаций, состояние Взрослого является таким, в котором мы оказываемся открытыми к изменениям и росту. Вся надежда на иное и значительно лучшее существование находится именно здесь. Взрослый в нас вслушивается, пересматривает и оценивает фиксированные в нас родительские «сообщения », решая, чему следует содействовать, а чему следует противостоять. В возрасте от года до пяти мы не в состоянии оценивать то, что нам говорят, и что с нами делают. Все в нас записывается как «истинное ». Функция Взрослого по отношению к Родителю состоит в переоценке этого опыта. Взрослый также прислушивается к эмоциональным ранам и проявлениям энтузиазма Ребёнка, и в соответствии со зрелыми оценками и разумными размышлениями позволяет или не позволяет проявляться детским прихотям и капризам. Именно состояние нашего «Я», которое мы называем Взрослым, должно доминировать, господствовать в структуре личности или, говоря языком трансактного анализа, «быть включенным ». Таким образом, Взрослый в нас должен позволить Ребёнку выражать чувства радости и энтузиазма.

«Соционический уклон» в трансактном анализе.

Согласно Э.Берну, осознание клиентом своего актуального эго-состояния – первый шаг к изменению поведения в сторону его оптимизации. Сущность психологической помощи заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям. Главная цель – помочь клиенту осознать свои игры, жизненный сценарий, эго-состояния и – при необходимости – принять новые решения, относящиеся к поведению и построению жизни. Основная задача психолога-консультанта – обеспечить клиенту необходимый инсайт.

Такое обеспечение с применением соционических знаний достигается за счет того, что клиенту объясняют функционирование его информационного типа по модели «А», рассказывая о неосознаваемых (врожденных) схемах переживаний и поведения (инстинкты нашей души), детерминированных наличием ТИМа.

«Родитель» представляет собой авторитарные тенденции (соответствует блоку СУПЕРЭГО в модели «А») с ориентацией на общепринятые нормы, особенно при акцентуации на «ролевой» функции (3-я соционическая функция в модели «А»). «Ребёнок» представляет собой подчинённую позицию (соответствует блоку СУПЕРИД в модели «А», который ещё называют «блок антисовести» J). «Взрослый» представляет собой умение отстаивать собственное мнение и организовывать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнёрства (соответствует блоку ЭГО в модели «А»).

Для использования соционики в качестве психологической помощи в рамках трансактного анализа следует различать структурный и функциональный анализ. Функциональная модель классифицирует наблюдаемые способы поведения, которые распознаваемы при взаимодействии людей. Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния человека.

Также для обеспечения позитивного внутреннего состояния клиента нужно обучить самостоятельно и целенаправленно находить информационное обеспечение по аспектам блока СУПЕРИД; уверенно выражать свои мысли по аспектам блока ЭГО; познакомить с концепцией мерности соционических функций, ориентируя на то, что несомненность «общепринятых норм» соответствует аспектам и состоянию блока СУПЕРЭГО.

 

Ещё одно направление психотерапии, весьма эффективное при воздействии на личность, это – когнитивное направление. Когнитивная парадигма в консультировании и психотерапии – чисто американское направление в практической психологии. Когнитивная психотерапия основное внимание уделяет познавательным структурам психики и упор делает на личность, личностные конструкты и, в целом, на логические способности. Когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) А.Эллиса, когнитивную терапию А.Бека и реальностную терапию У.Глассера.

Основное положение рационально-эмотивной психотерапии: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда – основной предмет исследования: способы рассуждений и действий. А.Эллис значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию «Я-высказываний» и анализу безусловно принятых норм и «долженствований» (того, что человек, благодаря воспитанию и социализации, усвоил и сделал «своим»). Основываясь на подчёркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания (начиная с «личностных конструктов» Дж.Келли и до новейших исследований по психосемантике), рационально-эмотивная психотерапия стремится освободить клиента от уз клише и стереотипов, от зашоренности сознания, обеспечить более свободный и непредубеждённый взгляд на мир.

В концепции А.Эллиса предполагается, что источник психологических нарушений (при всём своём многообразии) – система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых (у которых, по всей вероятности, были другие ТИМы – не тождественные или дуальные ТИМу клиента, и, например, ценностные ориентиры, провозглашаемые и утверждаемые значимыми взрослыми, не совпадали с ценностями ТИМа ребёнка, впоследствии ставшего клиентом в РЭТ – В.Ш.).

Невроз, в частности, трактуется А.Эллисом как «иррациональное мышление и поведение» (т.е. не свойственное ТИМу данного человека – В.Ш.). Сердцевиной же эмоциональных нарушений является, как правило, самообвинение (т.е. чувство вины за несоответствие своим ожиданиям – от самого себя и/или от тех значимых взрослых, чьё расположение было так важно в детстве для клиента). Человек продолжает использовать усвоенные шаблоны мышления, побуждаемый потребностью в одобрении, потребностью в принадлежности, потребностью следовать «общепринятым» нормам, чтобы «быть принятым» в данном обществе. Важным понятием в РЭТ является понятие «ловушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п.

Главная цель психологической помощи в рационально-эмотивной психотерапии – помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель – освобождение от привычки обвинять себя. Подход А.Эллиса имеет выраженную функциональность и нашёл широкое применение в школе, в семейном консультировании, среди социальных работников и на промышленных предприятиях, т.е. в тех областях практической психологии, где требуется решение текущих задач, связанных с коррекцией отношений, состояний или социально-психологическом на учении.

Близкой к рационально-эмотивной психотерапии А.Эллиса является когнитивная психотерапия А.Бека, основное внимание в которой уделяется эмоциональным нарушениям, в частности, депрессиям. Рассматривая структуру депрессивного мышления в монографии «Когнитивная терапия депрессии» [1], А.Бек и его соавторы объясняют, что депрессивный пациент вопреки очевидному присутствию в его жизни позитивных факторов держится за свои негативные, болезненные, разрушительные идеи из-за наличия когнитивной схемы. «Любая ситуация складывается из великого множества разнообразных стимулов. Индивид избирательно реагирует на отдельные стимулы и, комбинируя их в паттерн, определенным образом концептуализирует ситуацию. Притом что разные люди могут по-разному истолковывать одну и ту же ситуацию, отдельный человек обычно бывает последователен в своих реакциях на однотипные события. Сравнительная устойчивость когнитивных паттернов, которые мы называем "схемами", служит причиной того, что человек одинаково истолковывает однотипные ситуации.

Когда человек сталкивается с каким-то событием, у него активируется схема, связанная с этим событием. Схема – это своего рода форма для отливки информации в когнитивное образование (вербальное или образное представление). В соответствии с активированной схемой индивид отсеивает, дифференцирует и кодирует информацию. Он категоризирует и оценивает происходящее, руководствуясь имеющейся у него матрицей схем.

Субъективная структура различных событий и ситуаций зависит от того, какие схемы использует индивид. Схема может долгое время оставаться в дезактивированном состоянии, но она легко приводится в движение специфичным средовым стимулом (например, стрессовой ситуацией). Реакция индивида на конкретную ситуация детерминируется активированной схемой. В психопатологических состояниях, подобных депрессии, у человека нарушается восприятие стимулов; он искажает факты или воспринимает только те из них, которые вписываются в доминирующие в его сознании дисфункциональные схемы ». [1].

Реальностная терапия У.Глассера (созданная в 60-е годы ХХ столетия) исходит из обусловливания поведения человека собственными решениями, т.е. личность сама выбирает свою позицию – жертвы или деятеля; сама выбирает желаемый мир и желаемое поведение, осуществляя постоянный контроль над ними с помощью своих мысленных представлений. Человек – безусловно, субъект собственной жизни, субъект мира, который он создает для самого себя (т.е. своей субъективной реальности).

Стереотипное мышление людей – даже самых умных, неординарных и образованных – приводит к неверной оценке ситуации, неправильному восприятию действий окружающих, преувеличению важности отдельных событий. Речь идёт только о специфических ошибках мышления, которые создают для нас новые проблемы, усугубляют существующие и усложняют поиски их решений. Такие ошибки мышления приводят к неправильной интерпретации жизненного опыта, к ложным суждениям о других людях, к неправильной самооценке. Это вызывает болезненные эмоции, что, в свою очередь, подтолкнёт к поступкам, о которых мы будем сожалеть, или помешает совершать действия, способные повысить наш жизненный потенциал. «Ложные» схемы мышления не позволяют адекватно подойти к оценке ситуации, вследствие чего развиваются и углубляются чувства вины, гнева, страха, происходят стрессы.

«Соционический уклон» в когнитивной психотерапии – это восстановление естественного познания Мира через обращение внимания прежде всего к аспектам блока ЭГО ТИМа клиента. Таким образом, воссоздаются, восстанавливаются естественные (природные, ТИМные) схемы мышления, наличествующие в нас благодаря врождённому алгоритму обработки информации.

Ценный информационный ресурс в этом плане – монография «Семантика информационных аспектов» [7] (авторы Л.А.Кочубеева, В.В.Миронов, М.Л.Стоялова). В этой уникальной книге дано определение понятия «информационный аспект »; в виде словаря аспектов представлено содержание и семантическое поле каждого из 8-ми аспектов информационного потока, что позволяет в психотерапевтических целях расширить объём осознаваемой информации по данному аспекту, а также увеличить объём осознанных средств, которые человек может использовать для выражения каждого аспекта в речевой и практической деятельности.

Применение соционических знаний в когнитивном направлении психотерапии позволит клиенту освободиться от чуждых данному ТИМу когнитивных образований – мыслительных схем, т.е. той координатной сетке, которую человек «набрасывает» на происходящие события, воспринимая и фильтруя их этими шорами. А также от самообвинений из-за своего несоответствия ожиданиям (своим собственным и значимых других). Человек сможет осуществить переход от усвоенных стереотипов к личностному смыслу, к осмыслению явлений Мира и событий своей жизни на основе ТИМа, своих принципиальных ценностей и своих индивидуальных предпочтений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: