Понятие социально-психологическая (коммуникативная) компетентность




Текст семинара по социальной психологии.

Тема – «Эффективность личности в общении».

Подготовлена аспирантом 1го курса Ариной Павловой.

План:

1. Общее понятие о социально-психологических качествах и способностях личности.

2. Понятие социально-психологическая (коммуникативная) компетентность

3. Эмоциональный интеллект как составляющая социального интеллекта

4. Практикум по тренировке эмоционального интеллекта.

Цели:

· актуализация знаний о социально-психологических качествах и способностях личности

· осмысление соотношения понятий социальный и эмоциональный интеллект

· рассмотрение значения эмоционального интеллекта для жизненного пути личности и эффективности общения

· анализ эмоционального интеллекта как профессионально важного качества для профессий типа «человек-человек»

· тренировка эмоционального интеллекта через способность вербализовать чувства, демонстрировать и угадывать их.

Список литературы:

1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.

3. Социальная психология. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

4. Тест «социальный интеллект» Дж.Гилфорда рsylab.info

5. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. hpsy.ru

Текст семинара:

Общее понятие о социально-психологических качествах и способностях личности.

Перед социальными психологами при изучении природы общения и групповых процессов неоднократно вставал вопрос о эффективности личности в ходе этих процессов и тех качеств / способностей, от которых она зависит. Почему одни люди пользуются большей популярностью, чем другие, почему в ходе конфликта кому-то удается его урегулировать, а кто-то «застревает» в нем, почему при равном коэффициенте интеллекта одни добиваются высоких достижений, а другие – нет.

Для ответов на эти вопросы в ходе эмпирических исследований, психологического консультирования, социально-психологических тренингов были предложены следующие термины: социально психологические качества и способности личности, социально-психологическая компетентность и коммуникативная компетентность, социальный и эмоциональный интеллект.

Проанализируем содержание и взаимосвязи этих терминов.

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств.

Кроме социально-психологических качеств личности, выделяют также понятие социально-психологические способности личности, которые связываются с проявлениями личности в общении.

Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность» (В.В. Лабунская), «способность к эмоциональному отклику» (А.А. Бодалев), «общая способность к оценке другого» (Г. Олпорт); «наблюдательность» и «проницательность» (Ю.М. Жуков) и т.п. Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе.

Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга (Петровская, 1982).

Понятие социально-психологическая (коммуникативная) компетентность

Социально-психологическая компетентность — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения в условиях активного взаимодействия с социумом.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстраненной, и близкой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: