Масс-медиа как инструмент формирования стереотипов и мифов.




Структура общения и модель коммуникативного процесса. Три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключ. в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В усл. человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят соц. или психологический характер.

Средства коммуникации. Для передача любая информ. должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь явл. самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче инфор. посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2. Что? (передается) — Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) — Канал

4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5. С каким эффектом? — Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

1. открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

2. отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

3. закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

 

Масс-медиа как инструмент формирования стереотипов и мифов.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т. е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание, сказание) — в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

«Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности.» Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был «закреплен» миф об ограниченном введении советских войск в Афганистан.

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение.

 

11.Состовляющие имиджа телекоммуникатора. В наст. время проблемами имиджа человека на телеэкране занимаются многие исследователи, соответственно существует множество методик, с помощью которых определяется имидж. Воспользовавшись методичкой Т.С. Адамьянц (В поисках имиджа. Как стать телезвездой — М., 1995), позволяющей определять популярность и непопулярность, любовь и нелюбовь зрителей, мы провели исследование методом анкетирования в однородной социо_культурной группе: среди студентов Воронежского государственного университета. Ясно, что данная категория слишком узка для солидных обобщений, но, с другой стороны, мнение элиты завтрашнего общества наиболее слабо изучена, а иметь о нем представление важно. В рейтинге популярности первая десятка выстроилась следующим образом:

В. Познер — 72,7% опрошенных; А. Малахов — 59%;

Высокий рейтинг В. Познера и А. Малахова можно объяснить личным знакомством студентов с этими ведущими, поскольку в течение довольно длительного времени они являются участниками передач данных ведущих. Поездки студентов на передачу «Окна» несколько подняли имидж популярности Д. Нагиева. Частое упоминания имен ведущих информационных программ (вне первой десятки были названы имена Ж. Агалаковой, И. Выхухолева, Т. Митковой, О. Кокорекиной) свидетельствует о том, что студенты смотрят новостные программы. Поскольку анкетируемые не обошли вниманием таких ведущих, как О. Шелест, Т. Ларсен, Я. Чурикова, можно сделать вывод, что и молодежные передачи и каналы находятся в зоне их внимания. Рейтинг симпатий выстроился следующим образом: В. Познер — 34% опрошенных;

В качестве привлекательных качеств Познера и Сорокиной назывался внешний вид, форма подачи информации, профессионализм и компетентность. В. Гусев привлекает обаянием, энергией и увлеченным отношением к своей деятельности. У Парфенова нравится форма подачи информации, у Андреевой и Клейменова — профессионализм и собранность.Молодых ведущих телезрители ценят за современные взгляды, близкие их собственным.

В список ведущих, вызывающих антипатию, попали лидирующие в рейтингах популярности и любви Малахов, Нагиев и Познер. Среди причин негативного отношения назывались низкий уровень профессионализма наигранность, неестественность, навязывание собственного мнения, невнимание к собственному виду и даже неряшливость. В результате этого исследования у нас осталось много не понятных вопросов: из чего конкретно складывается образ ведущего, вызывающего симпатию (одежда, макияж, дикция, тенор голоса, прическа, эмоциональный компонент).

Важен ли возраст? Если да, то какой наиболее приемлем? Имеют ли значения национальные особенности во внешности? Параллельно мы решили определить отношения к определенным ведущим. Выбрали двух женщин, ведущих информационные выпуски — Андрееву («Время») и Кокорекину («Новости»), всех троих ведущих «Однако» (Леонтьева, Соколова, Привалова) и двух ведущих развлекательных программ — Т. Кизякова («Пока все дома»), О. Пушкину («Женские истории»). 63,6% опрошенных ответили, что для них возраст ведущих не имеет значения, остальные предпочли видеть ведущими людей от 20 до 55 лет. Для 43% анкетируемых не имеет значение национальность, 45% заявили, что хотят видеть на экране людей европейской внешности, 12% затруднились с ответом на этот вопрос. При определении имиджа отдельных ведущих выяснилось, что имидж Андреевой на 16 пунктов выше, чем у Кокорекиной. У зрителей нет претензий к внешности ведущих, но они отмечают у Андреевой хорошо поставленный голос, правильную акцентировку, сдержанность.

Среди ведущих светских программ, рассказывающих о личной жизни известных людей, положительную реакцию зрителей (54,5%) вызвал обладатель ТЕФИ_99 Тимур Кизяков. Его ценят за сдержанность эмоций, открытость, добродушие и искренность. Негативно относятся к Кизякову немногие, а 22,7% зрителей высказались, что для них в этой передачи важен не ведущий, а его собеседник, чего собственно и добивается Кизяков, оставаясь интервьюером на втором плане. Как раз этого, по мнению наших реципиентов, нет у Пушкиной. Она «слишком сильно тянет одеяло на себя», стремится показать себя со всех сторон, нередко затмевая собеседника, поэтому 54,5% оценили ее имидж негативно. 34% позитивно, остальные выразили равнодушное отношение к Пушкиной и ее передачи.

Леонтьев, Соколов, Привалов, казалось бы, тоже ведут информационную передачу, чисто политическую. Но события в программе «Однако» подаются в жесткой, ироничной форме. Все авторы — известные журналисты, множества журналистских наград. Но оказывается, что не все маститые газетчики могут пользоваться успехом на ТВ. Кандидата экономических наук А. Привалова 61,4% нашей аудитории просто не заметили на экране. Остальные не выразили к нему никакого отношения. 18,2% опрошенных не знают Максима Соколова. 77,2% относятся к нему отрицательно. Не устраивает его манера подавать информацию — неразборчивая дикция, слишком низкий тембр голоса, эмоциональная закрытость. Многие считают, что его одежда не соответствует ситуации — она скорее годится для досуга. Михаилу Леонтьеву дали отрицательную оценку 50% опрошенных, отметив его самонадеянность и стремление навязать свои взгляды аудитории. 26%, относящихся к Леонтьеву положительно, отмечают неброский стиль его одежды, приятные дикцию и тембр голоса. 24% аудитории относятся к Леонтьеву равнодушно.

Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод, что интересные темы передачи, удачно отснятый материал — это еще не все. Важен и имидж ведущего, включающий в себя множество самых различных компонентов.

 

12. Тактика общения в работе журналиста. Журналистская практика показывает, что в приемах межличностного общения огромное знач. имеют исходные позиции общения, дух. ценности, к-рыми руководствуется журналист и опрашиваемый, манера взаимоотношений д. с др. и, конечно, "эффект мелочей", придающий общению личностный шарм. Рассмотрим еще один аспект общения, о котором необходимо помнить журналисту для установления полного контакта между журналистом и информатором, - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - "боди лэнгвидж". Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов австралийский исследователь Аллан Пиз. Сегодня он признанный знаток психологии чел-кого общения и автор методики обучения основам этой коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60 -80% коммуникаций осущ. за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалки" для психологии общения, для установления психолог. контакта между журналистом и опрашиваемым. Журналист должен владеть искусством толкования этого особого языка, языка телодвижений, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого. Каковы же особенности языка телодвижений? Его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Более чем двадцатилетний опыт изучения и наблюдения над практикой использования этого языка во взаимоотношениях людей позволил А. Пизу описать основные жесты и телодвижения чел., дать систему толкований их значений. Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось еще от акта нападения на противника и до сих пор используется соврем. чел., когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня в совокупности с дружелюбными жестами она означает удовольствие или доброжелательность. Опред. материл для оценки личности может дать внешний вид вашего собеседника. Его одежда, аккуратность, опрятность, экстравагантность, небрежность и пр. могут очень ярко говорить о некоторых чертах характера, привычках, профессии. Даже офис, жилище, рабочее место опрашиваемого - тоже поставщики информации для журналиста. В процессе контакта журналист должен обращать внимание на речь опрашиваемого, ее интонации, ритм, тембр. В речи человек излагает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. Речь участника беседы безусловно, содержит информацию, интересующую журналиста. Но по манере говорить журналист может определить характер человека (жаргонизмы, канцляризмы, иностранные слова, термины и т.д.). Запомните: восприятию речи мешают штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, многословие, слова-паразиты, ошибки в произношении, ошибочное употребление слов, вычурность и манерность, "иностранщина". Убедительности вашей речи и речи вашего информатора способствуют сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, пословицы, поговорки и т.д.

1. Интимное пространство (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей: жена - муж, мать - ребенок. 2. Персональное пространство от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми. 3. Социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным в общении с чужими людьми или при официальном общении.

Очевидно, подойдет ситуация "социального расстояния". В этой ситуации опять же у журналиста должно срабатывать чутье. Правильное определение межличностного расстояния между журналистом и его героем способствует установлению доверительных отношений уже на первых этапах общения.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора. Опрашиваемый не должен почувствовать, что его "выводят" на заранее запланированную тему разговора. Журналист должен вызывать какие-то положительные эмоции у опрашиваемого (общий разговор о живописи, театре, увлечениях и т.д.).

Формируя контакт, журналист может использовать для беседы не одну тему, а две-три, чтобы увеличить число контактных точек соприкосновения. Например, вы выясняете, что ваш герой - любитель живописи, сам рисует. А это - ваше увлечение. Таким образом, в этих условиях журналист имеет полное право отвлечься и поговорить об увлечении.

Стиль поведения вашего героя формируется в зависимости от следующих факторов: объективных условий, субъективного состояния участника беседы и структуры его личности.

Структура личности - это достаточно широкое понятие. В нее входят жизненные установки - это центральное звено в поведении личности в социуме. Жизненные установки выражают весь нравственно-психологический контекст. Система увлечений, выступающих в качестве стимулов активности личности, характеризует ее динамический аспект.

Ситуативная установка - это "готовность, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и изменяющаяся под воздействием конкретных реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие".

Умение слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. В процессе слушания журналист может выразить свое эмоциональное отношение к говорящему, выразить сожаление, одобрение и т.д. Необходимо также следить и за речью вашего героя, это позволит понять его истинные чувства. Слушающий журналист - это активный партнер опрашиваемого. Но журналист в процессе восприятия рассказа героя должен подвергать анализу и содержание, и эмоциональную форму. При этом можно обнаружить, что более всего волнует вашего собеседника, вызывает позитивную или негативную реакцию.

Восприятие свободного рассказа собеседника должно сопровождаться накоплением материалов для вопросов после монолога. Всю полученную информацию в ходе свободного рассказа журналист должен проанализировать и объяснить для себя те или иные моменты. Свободный рассказ дает журналисту определенный (но еще не полный) объем информации. Собеседник при этом демонстрирует свое отношение к событию, выстраивает свою позицию. Кроме этого, журналист имеет возможность продолжить изучение личности опрашиваемого.

Существует ряд правил активного слушания. Запомните их: не прерывайте собеседника; дайте собеседнику время высказаться; проявляйте полное внимание к собеседнику; не стесняйтесь повторять высказывания говорящего; не торопитесь делать поспешные выводы; не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (медлительности, занудстве и т.д.); спокойно реагируйте на высказывания собеседника, даже если это откровенная чушь; не отвлекайтесь; не давите на собеседника.

 

 

13.Манипулятивные приемы в рекламе. Реклама – один из видов передачи инф. в торговле, один из элементов рыночных операций или компонентов маркетинга. Осн. целью рекламной деят-ти явл. привлечение покупателей к той или иной марке продукции, которое осущ. на основе психолог. воздействия на покупателя.

Виды рекламы: 1) по интенсивности: а) одноразовая; б) многоразовая; в) серийная;

2) по функциям: а) реклама-запоминание, цель кот. состоит в сосредоточении внимания покупателя на товаре и запоминание его;б) реклама– утверждение преследует цель привлечь внимание потребителя на своем товаре, как самом лучшем; в) реклама-напоминание заключ. в поддержании уже сформировавшейся у потребителя положительной установки, напоминание о существовании данного товара;

3) по уровню локализации: а) местная;б) региональная;в) национальная;

г) мировая;

4) по форме подачи материалов: а) устная – передаваемая из уст в уста, без использования технических средств; б) печатная (реклама в газетах и журналах); в) телевизионная; г) радиореклама; д) телефонная; е) наглядная (щиты, плакаты, листовки, значки и т. д.).

Наиболее эффективной считается телевизионная реклама.

Основные элементы рекламного текста: 1) заголовок – привлекает внимание к тексту, заинтересовывает покупателя; 2) подзаголовок – усиливает влияние рекламы; 3) основной текст; 4) подписи и комментарии; 5) рекламный лозунг.

Для психолога эффективность рекламы – это степень воздействия рекламы на потребителя, точность её восприятия, длительность сохранения в памяти, желание приобрести товар и степень удовлетворенности покупателя рекламой. Последний показатель включает как эстетические особенности рекламы, так и соответствие рекламной информации качеству и свойствам товара.

Психологические особенности рекламной продукции: 1) направлена на массовое сознание; 2) строится на действующих в обществе стереотипах;

3) воздействует в основном на эмоц. компоненты психики; 4) инф. сообщается в яркой, запоминающейся форме; 5) частое использование неожиданных, шокирующих сюжетов и т. д.

Этапы психол. воздействия рекламной инф.: 1) контакт – близость раздражителя к одному или более из пяти чувств человека, ощущение раздражителя. Счит., что действие раздражителя (рекламы) не обязательно должно достигать порога осознания для воздействия на потребителя, т. е. возможно подсознательное убеждение; 2) внимание – направление обрабатывающей способности на поступающий раздражитель.

Для привлечения внимания покупателя в рекламе используются:

а) чувство уверенности (домаш. холодильники, кондиционеры воздуха);

б) надежность (мыло, патентованные фармацевтические ср-ва); в) самоудовлетворение; г) творческие наклонности; д) объекты любви; е) сила (мощные автомоб. моторы); ж) семейные традиции (рождественские, винодельческие и др.); з) защита от неприятностей (страхование жизни, жилья и т. д.); и) сексуальные мотивы (так, авторучки представляются, как символ мужского тела, а автомашины, как символ красивой женщины); к) переживания детского возраста (в рекламе продуктов питания, сигарет и жевательной резины); л) тревожность (исп. для стимуляции покупки зубной пасты, страхования жилья, жизни и т. д.);

3) понимание – интерпретация раздражителя (в рекламе чаще испол. понятные, позитивные предложения, активные высказывания);

4) принятие – согласие с нужностью продукта (используют привлечение людей из референтных групп (известных актеров, спортсменов), экспертные образы («ученых», «врачей», «учителей» и т. д.);

5) запоминание – перенос интерпретации раздражителя и убеждения в долгосрочную память.

14.Механизмы защиты от манипулятивного воздействия масс-медиа. В самом общем виде информационно-психологическую безопасность личности целесообразно рассматривать как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе.

Следует сразу отметить, что традиционно определенный аспект защищенности психики человека рассматривался в рамках представлений, источником которых является психоаналитический подход в психологии личности. С учетом этих представлений психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и механизмами, ее обеспечивающими. В этом контексте под психологической защищенностью понимается относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию.

В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться "ложные", замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психол. защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.105

К пяти исходным формам защиты обычно относят следующие:

1) бегство и различные его ослабленные виды - отступление, уклонение, задержки; в масс-коммуникационных ситуациях - мягкие формы аналогичны как и в случае "ухода" и представляют собой отключение от каналов информации. В предельном выражении могут трансформироваться в попытки физического уничтожения источника коммуникации. в масс-коммуникационных ситуациях - управление практически невозможно.

2 ) маскировка, т.е. стремление стать незаметным для противника; в масс-коммуникационных ситуациях - отсрочка реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием

3) уход в укрытие, использование естественных и создание искусственных преград и препятствий для противника. в масс-коммуникационных ситуациях - отключение от определенных каналов средств массовой информации, от просмотра конкретных теле- радиопрограмм, отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и т.п.

4) нападение как активная форма защиты ("лучший способ защиты - нападение"); 5) управление поведением действительного или потенциального противника, в частности, его намерениями (угрозы, задабривание, применение хитростей, обманных маневров и иных уловок).

5) Игнорирование - контроль информации об источнике воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или ее искаженное восприятие.

 

 

15.Способы убеждения, применяемые в журналистской практике. людей, способных размышлять над полученной информацией да к тому же и мотивированных к этому, легче убедить прямым путем убеждения. Людей, не склонных к размышлениям, легче убедить, прибегнув к косвенному пути убеждения.

Слагаемые убеждения. Исследуя прямые и косвенные слагаемые убеждения, социальные психологи выделяют следующие четыре типа: 1) коммуникатор; 2) сообщение; 3) способ передачи сообщения; 4) аудитория. Надежность источника информации, Привлекательность источника информации, Содержание сообщения, Эффект хорошего настроения, Эффект пробуждающегося страха. Также очень важно, кто воспринимает информацию. Давайте рассмотрим две характеристики тех, кого пытаются переубедить: их возраст и мысли: Сколько им лет, Что они думают ( Кто предупрежден, тот вооружен, Отвлечение внимания разоружает, Незаинтересованная аудитория воспринимает косвенные намеки).

Убеждение - это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции конкретного человека. Установлено, что убеждением главным образом достигается усиление ранее созданных установок. В целях убеждения СМИ осущ. самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. От того, какую инф. получают люди, во многом зависят их последующие действия. Это вполне оправданно, ведь поток инф. в соврем. мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной инф. и ее представление в доступной для массовой аудитории форме – важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается инф., насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и сокращений, осуществленных газетами, радио и телевидением.
Существует большое количество приемов распространения информации, способных убедить в достоверности представляемых сведений.
1. Фрагментарность подачи. Этот прием создает для слушателей ряд трудностей. Дробление информации, придавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует непрофессионалам, т.е. подавляющему большинству граждан, сформировать целостную картину полит. явлений или событий. Оно дает работникам СМИ дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя какие-то другие его аспекты.
2. Персонализация – акцентирование внимания не на смысле событий, а на их носителях – президентах, премьерах, видных политиках и т.д.
3. Отвлечение внимания от важной информации. Убеждающее воздействие, содержащее сильные и в какой-то степени неприемлемые для данной аудитории аргументы, оказывается более эффективным, если внимание аудитории несколько отвлечь от содержания передаваемой информации с тем, чтобы лишить ее возможности выдвинуть контраргументы.

 

16. Механизмы коммуникативного воздействия. Выделяют следующие способы воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение - особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей. заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.

Внушение - это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств. Невольно поддаваясь внушающему воздействию человек начинает неосознанно поступать и действовать под его влиянием.

Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю людей посредством общения, разъяснения и доказательства правильности того или иного положения, взгляда, поступка, либо их недопустимости с целью изменения существующих взглядов, установок, позиций, отношений и оценок. Убеждение - основной, наиболее универсальный способ коммуникативного воздействия.

Подражанием называется сознательное или несознательное копирование образца. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками. Большое значение при этом имеет то, как воспринимается партнер по общению. Учет закономерностей, эффектов межличностного восприятия имеет большое значение.

"эффект ореола", который проявляется во влиянии общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности.

"эффект последовательности", который проявляется в том, что на формирование образа человека и впечатления о нем в случае противоречивой информации наибольшее влияние оказывают сведения, которые поступили в первую очередь. "Эффект стереотипизации" проявляется в оценке воспринимаемого человека посредством распространения на него качеств, присущих определенной социальной группе.

Эффекты социального восприятия тесно связаны с социальной установкой, приводят к ее возникновению. Сама социальная установка может быть определена как внутренняя готовность человека к восприятию другого человека. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

 

17.Стили руководства. Известный социальный психолог Курт Левин (1890-1947) предложил концепцию, согласно которой вся сложная пальма лидерства располагается на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство», между которыми находится позиция «демократия». Индивидуальные особенности поведения руководителя в процессе управления обычно рассматриваются как стиль руководства. Каждый человек имеет свои природные склонности; свою, выработанную годами, манеру общения с людьми. Оказавшись у руля руководства, он склонен использовать какой-либо один стиль: авторитарный, демократический (коллегиальный) или стиль невмешательства.

Стиль руководства – это индивидуальные особенности личностной, относительно устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций; это система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленных спецификой поставленных перед коллективом задач, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий.

Авторитарный (директивный, жесткий, автократический) стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры взаимоотношений.. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию, неукоснительно требует выполнения своих распоряжений. Для него характерна чрезмерная централизация власти, жажда подчинения. Основной метод воздействия – приказ.

Коллегиальный (демократический) стиль. Этот тип руководителя сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными. Руководитель поощряет творческую активность.

Пассивный (попустительский, либеральный, стиль невмешательства). Руководитель такого типа максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу и мотивирует подчиненных. Склонен делить ответственность за происходящее в организации со своими подчиненными.

Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но бо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: