Тема 11. Конкуренция и конкурентоспособность в маркетинге. (2 часа)




 

Доклад на тему: «Элементы конкурентоспособности продукции»;

Доклад на тему: «Конкурентные стратегии предприятия».

 

Конкуренция – неотъемлемое свойство рынка, она возникает естественным путем и служит непременным условием существования самого рынка. Она способствует обогащению товарного предложения, его приспособлению к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров.

 

Существуют различные определения конкуренции:

- состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод;

- соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них включается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

 

На товарном рынке и в сфере услуг различают три типа конкуренции:

1. предметная конкуренция предполагает конкуренцию между товарами-аналогами, выпускаемыми разными предприятиями и предназначенными для удовлетворения одной и той же потребности, но различающимися по цене, уровню качества, а иногда и совершенно одинаковыми.

2. при функциональной конкуренции в конкурентную борьбу включаются товары различных предприятий, удовлетворяющие однотипные потребности.

3. видовая конкуренция – выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления.

 

По методам осуществления различают:

А) ценовую. Она предполагает продажу товаров по более низким, чем конкуренты, ценам. Ценовая конкуренция направлена на повышение конкурентоспособности товара на рынке, т.е. цена выступает составляющим элементом конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности товара.

Б) неценовую. Она базируется на отличительных особенностях товаров по сравнению с конкурентами. Отличительные особенности могут быть связаны непосредственно с качеством самой продукции, с условиями предложения товара на рынке (конкурентоспособностью предложения), с фирмой – производителем данного товара (конкурентоспособностью фирмы) и даже со страной, в которой изготовлен данный товар (конкурентоспособностью страны).

 

Конкурентные преимущества – это отличительные качества субъекта или их сочетание, позволяющие ему побеждать в борьбе с другими субъектами определенной системы в условиях взаимодействия во времени.

Конкурентоспособность предприятия можно определить, как возможности субъекта использовать свои конкурентные преимущества в результате реализации выбранной стратегии в условиях конкуренции с другими субъектами во внешней среде, что способствует достижению поставленных целей в определенные периоды времени.

 

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

- емкость рынка (объем ежегодных продаж);

- легкость доступа на рынок;

- однородность рынка;

- конкурентные позиции предприятия, уже работающих на данном рынке;

- конкурентоспособность отрасли;

- возможность технических новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность региона и страны.

 

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего ее на мировом рынке.

 

Конкурентоспособность товара – совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.

 

Конкурентоспособность товара непосредственно связано с качеством товара. Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Следовательно, качество продукции представляет собой результат конкретного труда, выраженный в свойствах продукции, и является фактором, характеризующим потребительскую стоимость.

 

Оценку конкурентоспособности товара можно произвести по следующим этапам:

А) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы;

Б) определение набора сравниваемых параметров обоих образцов;

В) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

 

Конкурентная борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурентов.

 

Для оценки конкурентного положения предприятия часто используют модель, предложенную М.Портером. В ее основе лежит идея о том, что способность предприятия к завоеванию конкурентного преимущества на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой оно сталкивается, но и от других сил, таких как потенциальные участники рынка, товары-заменители, покупатели и поставщики, которые составляют пять сил, влияющих на прибыльность в любой отрасли.

 

Степень прибыльности рынка товаров или услуг, на котором действует организация, в целом зависит от следующих факторов:

1) Интенсивность конкуренции.

Она зависит от следующих факторов:

- наличие многочисленных или взаимно уравновешивающих друг друга конкурентов;

- наличие медленного роста рынка;

- наличие схожих товаров или серий товаров;

- большие постоянные издержки и необходимость поддержать объем производства;

- барьеры.

 

2) угроза со стороны новых конкурентов.

Для своей защиты фирмы могут применять следующие барьеры:

- экономия, обусловленная масштабами производства;

- абсолютный стоимостной барьер;

- политика правительства;

- дифференциация: реальное или воображаемое различие между товарами и услугами;

- издержки, обусловленные сменой поставщика;

- доступ к каналам распределения.

 

3) угроза со стороны заменителей товаров или услуг.

- заменители могут устанавливать потолок на назначаемую цену;

- заменители могут снизить прибыль, но и могут получить большую в период повышения спроса;

- заменители быстро находят спрос.

 

4) зависимость от поставщиков и покупателей.

Поставщики обладают силой, если:

- они представляют небольшое число компаний и обладают большей монополией, чем обслуживаемое предприятие;

- их товар уникален или отказ от него приводит к росту расходов;

- обслуживаемое предприятие не является важным заказчиком для группы поставщиков.

Покупатели оказывают влияние, если:

- они представляют собой монопольную группу и покупают товары большими партиями;

- товары, предлагаемые поставщиком, стандартны и одной марки;

- они имеют малую прибыль, что создает большой стимул для поиска более низких закупочных цен;

- покупаемые товары предприятия являются комплектующими деталями собственного товара покупателя и составляют значительную часть его стоимости;

- от покупаемого товара не зависит качество товара или услуги покупателя.

 

Таким образом, интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих предприятий, технологических, финансовых и торгово-организационных возможностей, как самого предприятия, так и его конкурентов. Присутствие на рынке конкурентов создает элемент состязательности, благотворно воздействует на цены, заставляет предприятие вводить новые формы сервиса, активизирует инновационную политику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: