Предложите рекомендации родителям по подготовке ребенка с нарушением зрения к школьному обучению.




Готовность к школьному обучению складывается из мотивационной, волевой, умственной готовности в сфере взаимоотношений, то есть предполагает развитие целого ряда психических образований, обеспечивающих ребенку возможность систематического усвоения школьных знаний. Прежде всего, это возникновение познавательного интереса, интереса к приобретению знаний в специальной деятельности, непосредственно и прямо направленной на приобретение знаний - то есть, формирование учебной деятельности.

Рекомендации:

1. Учите ребенка ощупывать предметы двумя руками, так, чтобы в работе участвовали не только кончики пальцев, но и вся кисть. Обращайте внимание детей на последовательность знакомства с предметами, учите ребенка обследовать предмет планомерно или сверху вниз или слева направо. К шести годам ребенок должен уметь находить части в самых различных предметах (например, спинку, сиденье и ножки у стула, колеса, кабину и кузов у игрушечного грузовика). При осязательном обследовании предметов ребенок должен выделять его свойства: величину (большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий, высокий — низкий), плотность (твердый — мягкий), вес (тяжелый — легкий). Учите ребенка различать материал, из которого изготовлены предметы: дерево, камень, стекло, металл, пластмасса, бумага, ткань, кожа.. Если ваш ребенок немного видит, не исключайте из обследования и зрение. Игры:

А) «Чудесный мешочек». В мешочек кладутся предметы, изготовленные из двух различных материалов, например, дерева и металла. Ребенок вынимает из мешочка по одному предмету. Деревянные предметы кладет направо, а металлические налево.

Б) «Что упало?». Взрослый роняет на пол предметы. Ребенок должен сказать, из чего они сделаны, судя по звуку, который они издают при падении. При этом постарайтесь вместе определить и назвать характер звука. Так, камень глухо падает, металлический предмет звенит, бумага шуршит, ткань шелестит, а: дерево издает характерный только для него «деревянный» звук.

2. Познакомьте ребенка с таким свойством предметов, как плавучесть. Поэкспериментируйте вместе, опуская в таз с водой, различные предметы. Пусть ребенок сам определит, что плавает, а что тонет.

3. Познакомьте ребенка с такими понятиями, как овощи и фрукты, мебель, одежда. Если ребенок не может познакомиться с предметом из-за его величины или удаленности, на помощь может придти игрушка. Так игрушка поможет познакомить ребенка с различными видами транспорта. Трудно подобрать реалистично выполненные игрушки домашних и диких животных, о которых дети узнают из рассказов взрослых, книг и радиопередач, и еще реже дети могут познакомиться с реальными животными. Знакомя детей с животными очень важно показать им абсолютные и относительные размеры (какой величины кошка, а какой мышка; какого размера свинья и корова).

4. Учите детей сравнивать предметы. Занятия по сравнению предметов будут способствовать развитию мышления, зрительного и осязательного восприятия, помогут ребенку в ознакомлении с окружающим. Однако, занимаясь с ребенком необходимо учитывать его желания и настроение. Если занятие не в радость, а проводятся по принуждению взрослых, оно не принесет желаемых результатов. Попробуйте увлечь ребенка собственной заинтересованностью в изучении предметов. Можно превратить занятие в игру-соревнование; кто назовет больше отличий у предметов — мама или ребенок, мама с ребенком или папа? Можно взять для сравнения две чашки разной величины и формы; два мяча, отличающиеся величиной, цветом и материалом и тому подобное; игрушечные самолет и машина, кукла и мишка, кастрюля и чашка.

5. Знакомьте ребенка с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал. Часть этих фигур можно найти в наборе «Доски Сегена» или вырезать самим из картона и дать ребенку ощупать. Когда он научиться определять эти формы, учите ребенка находить их в реальных предметах. Например, дайте машинку и попросите его найти, что у машинки круглое (колесо), что прямоугольное (кузов) и т.д.

6. Развивайте представления ребенка об окружающем мире. Читая ребенку сказку, постарайтесь проиллюстрировать ее по возможность различными предметами и игрушками. В ход могут пойти куклы, игрушечные животные, предметы обихода. Некоторые предметы приходится делать самим. Например, короб, в котором медведь нес Машеньку. Показывать нужно не только героев сказки и отдельные предметы, но и то, как персонажи с этими предметами действовали. Например, продемонстрировать руками ребенка, как Машенька залезла в короб, как мышка махнула хвостиком и смахнула со стола яичко, как Кот в сапогах поймал в ловушку (в мешок с вставленной в него палкой) кроликов. Если ребенок при чтении задает мало вопросов, не успокаивайте себя мыслью, что ему все понятно. Задавайте ему вопросы сами («А ты знаешь, что означает...?»). После прочтения текста постарайтесь сначала вместе вспомнить содержание рассказа или сказки. В идеале к семи годам ребенок должен уметь самостоятельно рассказывать простую хорошо знакомую сказку и с помощью вопросов взрослого пересказывать содержание ранее незнакомого простого текста.

7. Одной из основных задач подготовки ребенка к школе является его подготовка к обучению чтению и письму по системе Л. Брайля. Прежде всего надо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги: находить верхнюю и нижнюю, а затем правую и левую стороны. После этого нужно учиться находить углы: правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний, а также показывать середину листа. Научиться этому поможет игра «Что где стояло?». На листе бумаги или на доске взрослый расставляет от двух до пяти предметов. После того как ребенок их обследует и назовет, взрослый убирает один из предметов. Ребенок должен определить, какого предмета не хватает и где он стоял (в каком углу или посередине).

Когда ребенок научится свободно находить стороны и углы на листе бумаги можно начинать знакомить его с шеститочием. Для этого возьмите лист бумаги или картона и наклейте на него кружки ворсовой бумаги. Если вы знакомы с шрифтом Брайля можете выучить с ребенком алфавит.

8. Развивайте мелкую моторику. Для того, чтобы обучение ребенка грамоте протекало успешно, необходимо специально подготовить его руки. Для развития мелких движений пальцев рук очень полезны занятия с мозаикой. Сначала учите ребенка выкладывать мозаику по контуру поля, а затем попробуйте перейти к простым орнаментам.

Развитию движений пальцев рук ребенка и повышению их чувствительности способствует нанизывание бус и занятия типа отделения друг от друга предварительно смешанных гороха и фасоли (занятие «Помоги бабушке» или «Золушкина работа»). Дело пойдет успешнее, если ребенок будет думать, что действительно он выполняет полезную для дома работу, а не просто упражняется для того, чтобы лучше учиться в школе. Первый мотив будет гораздо действеннее. Особенно, если бабушка или мама поблагодарят его.

Хорошо совершенствует мелкие движения руки, чувствительность ее пальцев лепка, что особенно пригодится ребенку при обучении чтению и письму. Прежде чем приступить к лепке следует тщательно обследовать реальный предмет, который предстоит лепить. В основе простейших детских поделок из пластилина лежат две формы: шар и, так называемая, «колбаска». Учите ребенка раскатывать предварительно размятый кусочек пластилина на доске и между ладонями — круговыми движениями, (чтобы получить шар) и прямыми (чтобы получить «колбаску»). Из шарика можно сделать яблоко, немного надавив на него сверху и вставив маленькую колбаску-палочку. Если сильно надавить большим пальцем на шарик, а затем загнуть и выровнять края, получится чашечка, - ручка которой делается из колбаски, из другого расплющенного шарика получается блюдце.

9. Развивайте слух своего ребенка прослушиванием сказок, музыкальных произведений. Учите его различать бытовые шумы: как едет машина, как льется вода, как шуршат страницы книги и т.д. Советуем также поиграть в игру «Что я делаю?». Она заключается в том, что взрослый становится за спиной у ребенка и производит различные шумовые действия: переливает воду, режет бумагу, мнет ее, открывает дверь и так далее. Ребенок должен определить, что делает взрослый.

10. Организуйте обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора или радиоприемника, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр. Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка к детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в школе. Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово "занятие”. И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6-7-летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.

11. Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Учите ребенка самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом, мыть руки, самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, самостоятельно есть. Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому. Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая, ─ эти поручения вполне доступны слепому или слабовидящему ребенку при условии, если родители научили его этим действиям. Поручения должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности перед близкими, только тогда они станут для него привычными и естественными.

12. За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.

13. Формируйте у ребенка интерес не к внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения ─ те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к видению и творческому разрешению возникающих проблем. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит справиться. Главное ─ видеть в своем ребенке, несмотря ни на что, не обиженного судьбой инвалида, а развивающуюся личность.

54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных. Сбор анамнеза проводится без посторонних лиц, он строго конфиденциален, учитывает социокультурный уровень семьи (при формулировании вопросов, некоторые вопросы вообще исключаются).

1. Что вас беспокоит? Какие у вас есть жалобы? Какие проблемы у вас возникли?

2. Есть ли подобные заболевания (проблемы) в вашей семье или у ваших близких родственников?

3. Какая беременность по счету? Сколько лет маме, когда она забеременела? Если есть старшие дети, нет ли у них схожих симптомов (проблем, признаков)?

4. Как протекала беременность? Была ли угроза выкидыша? Были ли до этого выкидыши? По какой причине? Были ли аборты? Как давно? В каком возрасте?

5. Как часто во время беременности поднималось артериальное давление? Какими заболеваниями переболела мама во время беременности? Есть ли у родителей хронические заболевания?

6. Есть ли у родителей вредные привычки?

7. Были стрессы (скандалы, проблемы и т.д.) во время беременности?

8. Были ли отличия этой беременности от предыдущих (если были предыдущие беременности)?

9. Как протекали роды? Срок наступления родов (вовремя, раньше срока или позже, насколько). Наличие осложнений во время родов (стремительные роды, затяжные, применение кесарева сечения, щипцов и т.д.).

10. Своевременно ли появился первый крик у ребенка? Своевременно ли выписали из роддома? Когда ребенка приложили первый раз к груди матери? Брал ли он грудь, отказывался от груди, капризничал? Какие эмоции (чувства) вы испытали, когда первый раз взяли ребенка на руки? Покормили его?

11. Как развивался ребенок в младенчестве? Спокойный он был или беспокойный? Какой у него был сон? Как много (как долго) он спал? Были ли проблемы с питанием? Как реагировал на мокрые пеленки? Как реагировал на громкие звуки? Боялся ли чужих? Бывал ли у него плач без видимой причины? Как мать реагировала на своего ребенка: часто ли брала на руки, быстро ли реагировала на плач, каким голосом разговаривала и т.д.? Как ребенок реагировал на мать и других людей? Во сколько месяцев стал держать голову? Во сколько месяцев стал переворачиваться на животик? Когда стал сам садиться? Когда пополз? Когда первый раз встал на ноги? Какие звуки издавал?

12. Как развивался ребенок после 1 года (в раннем возрасте)? Когда пошел самостоятельно? В каком возрасте появились новые слова? Как и с кем ребенок общается? Посещает ли дошкольное учреждение? Какое? Как быстро он адаптировался (привык) к нему или не привык? С желанием ли ребенок посещает учреждение или капризничает (почему, как мама считает)? Когда ребенок (в каком возрасте) стал говорить про себя «я»? Когда в речи появилась простая фраза («Коля гуляет», «Мама, дай» и т.д), а когда появилась развернутая («Я хочу кушать», «Мама, идем гулять» и т.д.)? Адекватны ли у ребенка жесты, мимика? Общается ли со сверстниками и как? Были ли у ребенка негативные особенности в поведении и общении в возрасте от 2,5 до 3,5 лет (как протекал кризис 3-ех лет)? Есть ли у ребенка страхи (какие, когда появились)? Каков характер сна и засыпания (сразу засыпает, после сказки, не уложишь в кровать и т.д.)? Как реагирует на чужих людей? Владеет ли навыками самообслуживания (навыками опрятности), какими, когда сформировались? Были ли у ребенка травмы и госпитализации?

13. Как развивался ребенок в возрасте от 3 до 5 лет? Как развивалась речь? Какие эмоции ребенок чаще демонстрирует (проявляет), адекватны ли они ситуации? Рисует ли ребенок, пишет, самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки (как сформирована мелкая моторика)? Знает ли ребенок цвета, геометрические формы? Внимателен ли он? Как развита память? Собирает ли пазлы, умеет включать телевизор, разбирается ли в сложных игрушках (как развито мышление)? В какие игры, игрушки играет? Как ведет себя в дошкольном учреждении (если посещает)? Определился ли он с ведущей рукой (ногой), какой рукой пишет и рисует, левша или правша?

14. Как подготавливали ребенка к школе в возрасте от 5 до 7 лет? Любознателен ли ваш ребенок? Задает ли вопросы, какими вещами интересуется? Возникали проблемы в развитии ребенка? К каким специалистам обращались? Какова у ребенка работоспособность (снижена, быстро ли устает)? Выявлены ли нарушения физического или психического статуса ребенка, какие?

15. Как развивался ребенок в младшем школьном возрасте? Как адаптировался (не адаптировался) к школе? Какие трудности в обучении возникли? Есть ли какое неврологическое неблагополучие? Как часто ребенок болел и пропускал из-за этого занятия? Возникали ли в связи с этим трудности в обучении, какие, по каким предметам? Как протекал кризис 7 лет (какие негативные особенности характера вы заметили в возрасте от 6,5 до 7,5 лет)?

57. Разработайте практические рекомендации для сотрудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе. (1 вариант). Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)

-утверждение личных притязаний,

- навязывание своего стиля поведения,

- умаление достоинств другой стороны,

- корыстные устремления.

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них

преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия

- описание возможного или неизбежного результата этого действия

- предложение альтернативного варианта поведения

(схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…)

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации

- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;

вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску). Воспитатель должен владеть техникой активного слушания.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад?

Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь?

В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты (споры) с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт (спор) и ссора – это одно и то же?

Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

 

 

(2 вариант). В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

 

(3 вариант). Этапы разрешения конфликта:

1. создать атмосферу сотрудничества;

2. стремиться к ясности отношений и общения;

3. признать наличие конфликта;

4. договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

5. очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

6. добиться соглашения;

7. установить срок решения;

8. воплотить план в жизнь;

9. оценить принятое решение.

Существуют три основных способа, применяемых заведующим ДОУ для преодоления конфликтной ситуации:

1. Воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности цели, доказательство взаимной выгоды от совместной работы, анализ причин конфликта с целью показать его несерьезность.

2.Разделение объекта спора. Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу.

3. Организационные мероприятия. Создание так называемого организационного буфера, устраняющего многие служебные контакты. Как крайнее средство используется перемещение работников. Перемещать рекомендуется обоих работников, применяя этот способ только тогда, когда другие меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует убежденно и по существу в интересах коллектива.

Этапы и возможные способы разрешения конфликтных ситуаций:

1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.

2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.

3. Изучить существовавшие до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта.

4. Определить истинную причину возникновения конфликта.

5. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвовавших в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.

6. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин,

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт,

в) носили бы конструктивный характер,

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

 

(4 вариант). Рекомендации по разрешению конфликта в образовательном учреждении:

1. Признать существование конфликта, то есть признать наличие у всех участников противоположных целей и методов;

2. Признать необходимость проведения переговоров, договорившись заранее и продумав, есть ли возможность решения конфликта без посредников;

3. Заранее определить круг вопросов, составляющих предмет конфликта; на этом же этапе определить, что в восприятии предмета конфликта – домыслы, а что конкретные факты;

4. Постараться посмотреть на предмет конфликта неэмоционально; занять позицию оппонента, представить, как конфликт видит он; определить для себя, на какой компромисс вы готовы и что может быть целью переговоров;

5. Открытое общение – это основное условие конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Таким образом, первое условие – выслушать и продемонстрировать слушание, получить как можно больше информации. В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему, признать, что ваши действия и поступки могли привести к конфликту. Далее необходимо прояснить: соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации; как можно наиболее логично и полно изложить общую проблему, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга.

58. Составьте перечень психодиагностических методик, направленных на изучение мыслительной деятельности (для любой категории детей с отклонениями в развитии). Для умственно отсталых дошкольников:

1. Доски Сегена.

2. Разрезные картинки (пазлы, мозаики).

3. «Четвертый лишний» (зрительный и вербальный вариант).

4. «Нахождение аналогий» (зрительный вариант).

5. «Противоположности».

6. «Нелепицы».

7. «Лабиринт».

61. Составьте рекомендации педагога-психолога для учителей начальных классов по развитию процессов мнемической деятельности на уроке (самостоятельный выбор урока). Урок чтения:

1. Заучивание на слух слов (стихов), сопровождающих физминутку.

2. Заучивание на слух на каждом уроке небольших стихотворений (начиная со четверостиший и т.д.).

3. Чтение небольшого рассказа учителем, последующий пересказ его детьми, затем спросить данный рассказ через 1-2 недели.

4. Выкладывание последовательности картинок к изучаемому произведению, учащиеся запоминают, учитель перемешивает и спрашивает детей: «Что лежало первое? Второе и т.д.».

5. Вывешивание в разных углах доски и в центре героев произведения, дети запоминают, где какой герой находится, затем закрывают глаза, педагог меняет героев местами или убирает какого-либо героя, учащиеся должны сказать, что изменилось.

6. Все виды пересказа.

7. Припоминание сюжетов известных детям сказок, пройденных ранее (несколько уроков назад, в прошлой четверти, в прошлом классе).

8. Чтение рассказа учителем, дети рисуют к нему картинку, отражая подробности, которые смогли запомнить.

63. Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонениями в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии). На примере слепых и слабовидящих. Потеря зрения или глубокое нарушение его значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания окружающего мира. Однако утрата или расстройство зрения не нарушает структуру деятельности самого механизма речи. При нарушении зрения речь внешне не страдает, Развитие речи слабовидящих детей определяется общими закономерностями их возрастного развития, содержанием обучения, культурным уровнем окружающей среды. Вместе с тем развитие речи слабовидящих детей имеет свои особенности, связанные со структурой зрительного дефекта, временем наступления слабовидения, степенью сформированности у ребенка умения видеть и наблюдать окружающий мир. В связи с этим в речи слабовидящих может наблюдаться несоответствие между словом и образом, возникающее вследствие ограниченности восприятия и приводящее к формальному усвоению знаний - вербализму.

Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения (радуга, облака, высокие здания, звёзды и т.д.), а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи.

Итак, своеобразие реш слабовидящих заключается в ее содержании. Поэтому именносодержание и главный её носитель словарный запас должен привлекать особое внимание учителя.

Словарная работа в школах слабовидящих, как и в массовой, осуществляется по нескольким направлениям. Обогащение словаря идёт через усвоение новых слов и выражений. Уточнение словаря путём углубления понимания ужеизвестных слов, выявление оттенков значения, различение синонимов, подбора антонимов, анализа многозначных слов, разъяснение фразеологизмов.

В старших классах идёт работа с толковым словарём.

Неполнота зрительного восприятия затрудняет обогащение

зрительной, памяти, что в свою очередь, создаёт сложности при

формировании конкретного значения слов в речи некоторых детей с

недостатками зрения.

Приемы словарной работы, используемые в школе для

слабовидящих.

• Показ предмета, действия.

• Показ рисунка или иллюстрации. Подстановка синонимов.

• Обращениексоставу слова.

• Раскрытие переносного значения.

• Введение новых слов в предложение или связный рассказ.

66. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии).

70. Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях. Для детей с аутизмом.

1. Не пытайтесь насильно войти в контакт с ребенком, не действуйте с нажимом.

2. Попытаться войти в контакт с ребенком можно во время его манипуляции с предметом: сядьте рядом, начните делать то же, что и он. Попытайтесь вовлечь его в игру, эмоционально наполните это действие положительными эмоциями, чтобы ребенок понял, что с человеком ему лучше, чем без него.

3. Используйте при общении альтернативную коммуникацию: сначала используйте для общения реальные предметы, потом фото предметов, затем рисунок предметов и в конце пиктограмму (упрощенное обозначение). Карточки должны быть у ребенка всегда под рукой, чтобы он мог обратиться к вам с просьбой. Можно вешать пиктограммы как брелки к поясу ребенка, чтобы он мог выбрать нужную и показать вам.

4. Приклейте дома рядом со всеми важными объектами пиктограммы (около туалета, на шкафах с посудой рядом с ручкой и т. д.).

5. У ребенка с аутизмом нарушено восприятие времени, поэтому создайте для него расписание. Оно должно состоять из карточек: есть, гулять, играть, занятие, есть, спать (тихий час) и т.д. На карточках должно быть название действия и рисунок. Расписание прикрепляется на стену липучками, на холодильник магнитами и т.д. Ребенок берет верхнюю карточку, выполняет действие, которое на ней изображено, откладывает в сторону, берет следующую карточку и т.д. Тогда регулятором времени служит начало и конец действия – сделал одно дело, начинай следующее.

6. Старайтесь отвлечь ребенка от аутостимуляций теми предметами, которые ему нравятся – если ему нравятся шарики, купите ему разных цветных шариков, чтобы у него как можно меньше возникали потребности в аутостимуляциях. Нравятся другие предметы – купите их.

7. Для ориентировки в пространстве можно сделать обозначение на полу в виде цветных полосок: от входной двери ведет несколько цветных дорожек – одна – в комнату ребенка, другая на кухню и т.д.

71. Предложите диагностические показатели оценки готовности детей с отклонениями в развитии к школьному обучению. На примере детей с умственной отсталостью. Готовность к школьному обучению складывается из мотивационной готовности, эмоционально-волевой и познавательной.

1. Умение подчиняться инструкции.

2. Умение слушать.

3. Рука должна быть готова к письму.

5. Владение элементарными математическими представлениями (один - много, больше - меньше, длинный - короткий, одинаково – поровну).

6. Владение навыками самообслуживания.

7. Владение знаний о себе и окружающем.

8. Умение ориентироваться во времени.

9. Владение коммуникативными навыками.

10. Владение элементарными сенсорными эталонами.

11. Понимание, что в школу ходят с целью получения знаний.

Для психолого-педагогического обследования готовности детей к школе можно использовать следующие задания:

1. Повторение ребенком заданного ритма, позволяющее выявить уровень звуковой дифференциации воспринимаемого на слух материала.

2. Нелепицы.

3. Оценка первоначальных математических представлений у детей (1, несколько, много, до скольки умеют считать, соотносят ли число и количество реальных предметов и т.д.).

4. Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора – комплексная диагностика к предстоящей учебной деятельности.

5. Понимание сюжетной картинки.

Единая система оценивания по четырехуровневой шкале. Общая оценка результатов выражалась через средний балл. Лучшее выполнение задания оценивалось 1 баллом и соответствовало первому уровню выполнения задания. Отказ или неспособность выполнить задание – четырьмя баллами и соответственно рассматривалось как четвертый уровень выполнения задания. Дети, набравшие малое количество баллов нуждаются в индивидуальной коррекционной работе, требующей внимания педагога.

72. Составьте маршрут коррекционно-развивающей работы для детей с отклонениями в развитии, не прошедших дошкольную подготовку. На примере слабовидящих детей.У детей с нарушением зрения при поступлении в школу, как правило, не развита мелкая моторика рук, они не владеют приёмами осязательного обследования, их представления бедны и часто ошибочны, обучение их письму даётся с большим трудом.

Часто такие дети отстают в обучении. Что надо знать учителю в таких случаях?

1. Знать глазную патологию ребенка, его зрительные возможности, зрительную нагрузку. Поддерживать связь с офтальмологом. Знать прогноз заболевания. Освещённость рабочего места.

2. Развитие мелкой моторики. Формирование представлений о строении и возможностях рук. Пальчиковые гимнастики. Работа с пластилином и тестом. Работа с конструктором, мозаикой и бумагой.

3. Формирование тактильного восприятия. Обучение правильному ощупыванию предметов.

4. Писать таким детям удобнее на начальном этапе обучения в ярко разлинованной тетради (обведённые карандашом линейки и клетки), чёрной или зелёной пастой.

5. Должны быть использованы все необходимые средства коррекции (очки или линзы, лупы и т.д.).

6. Шрифт учебников должен быть крупнее, чем в массовой школе (для этого надо поддерживать связь со специальными школами, библиотеками).

7. Наглядные пособия должны соответствовать требованиям специальных школ. Наглядный материал должен быть по возможности схож с натуральным, без лишних деталей, без большого количества, предметов (если это иллюстрация).

8. Если ребенок не владеет навыками самообслуживания – обучить его.

9. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и ориентировке в пространстве.

73. Предложите задания для развития сенсомоторных навыков у детей с отклонениями в развитии. Для ребенка с ДЦП.

1. На ранних сроках развития: тренировать навык ползания, ставя ребенка так, чтобы он опирался на предплечья и кисти и колени, можно помочь ребенку, передвигая его конечности в таком положении; стимулировать ребенка к переворачиванию со спины на живот и наоборот, ребенку можно простимулировать яркой игрушкой или игрой; стимулировать хватательные движения подвешиванием над кроватк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: