ПОНЯТИЕ О НАУЧНЫХ ШКОЛАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ




Как известно, ведущей силой развития науки являются ее творцы - ученые. Но роль и значение их значительно возрастают, когда они создают свою научную школу. "Особенно сильны, оригинальны, прогрессивны и перспективны те школы, которые возникли в переломные стадии развития науки и культуры и благодаря широте исследовательской программы, базисной концепции и многогранности поставленных проблем имеют междисциплинарный характер".

Важнейшую роль в развитии географического знания играли и играют в нашу эпоху выдающиеся ученые, являющиеся своеобразными "вехами" в истории науки. В этом ряду имена Б. Варениуса, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, А. Гумбольдта, К. Риттера, А. Геттнера, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Ф. Рихтгофена, У. Дэвиса, П. Видаля де ла Блаша, В.В. Докучаева, Л.С. Берга, Н.Н. Баранского, А.А.Григорьева и многих других замечательных деятелей географии.

Их влияние неоднозначно, их труды и идеи далеко не всегда по справедливости оценивались современниками и часто "воспринимались" спустя многие десятилетия.

Нередко бывает, что даже такие наиболее крупные, гениальные ученые не имеют непосредственных учеников, не оставляют после себя научной школы.

Поэтому столь важна и ответственна оценка вклада отдельных ученых и их групп в истории географических идей, в формировании устойчивых концепций, учений, теории науки. Как же формируются научные школы, каковы их характерные черты?

Р.У. Рахимбеков отмечает, что проблема "научная школа" в географии находится в стадии разработки. Мало монографических исследований, а редкие поисковые работы носят остро дискуссионный характер.

Ю.Г. Саушкин, рассматривая научные школы в отечественной географии, выделял следующие критерии их формирования:

- во-первых, это общественная практика, потребность в данном новом научном направлении, которое разрабатывает эта школа;

- во-вторых, роль основателей таких школ, которые "создаются крупными, очень смелыми, работоспособными и целеустремленными учеными, имеющими много учеников и последователей, вдохновляющими их на исследования, поиски, открытия, на применение результатов науки на практике";

- в-третьих, ход развития науки, ее история, ее перспективы, обусловливающие зарождение и развитие школ;

- в-четвертых, сила воли основной творческой группы, ее новаторство, преданность любимому делу, умение увлечь молодежь.

Крупнейшие научные школы развиваются, ветвятся, их "кроны" становятся все более могучими, и своими "ветвями" они соединяются друг с другом, часто пересекая национальные границы стран происхождения этих школ.

Вопрос о том, что такое "научная школа", далеко еще не решен, остается довольно спорным.

К тому же следует различать:

а) собственно научные школы, созданные выдающимися учеными (такой, достаточно общепризнанной, является школа В.В. Докучаева),

б) университетские школы (например, географическая школа Д.Н. Анучина, сформировавшаяся в Московском университете, была в основном "учебной")

в) национальные географические школы (примером здесь может служить французская географическая школа конца Х1Х-начала XX в.).

Разумеется, национальные географические школы формируются и развиваются не изолированно друг от друга, но постоянно взаимодействуют, причем есть яркие примеры ученых, которые работали в различных школах, связывая их и взаимообогащая.

Таким ученым был наш замечательный соотечественник Лев Ильич Мечников, который активно и плодотворно работал не только в России, но и во Франции, Японии, других странах.

Однако каждая из этих школ имела (и имеет в настоящее время) свои специфические черты, внесла свой вклад в мировую географическую науку, и исследование этого вклада представляет важную задачу истории науки.

Широко распространено также определение научной школы как коллектива с лидером, разрабатывающего перспективное направление и признанного в научном сообществе.

Следовательно, можно констатировать четыре признака научной школы: коллектив, наличие лидера, перспективное направление и признание.

По способу существования школы бывают формальные и неформальные.

Формальны е возникают в официально оформленных учреждениях: институтах, кафедрах, лабораториях.

Неформальн ые – путем личных контактов, переписки, последования. Иначе они еще называются " невидимым колледжем ", что обычно определяет смысл и форму возникновения и существования такой научной школы.

Школу Э. Реклю (неформальная) можно назвать " невидимым колледжем ", так как она возникла вне всяких (и даже вопреки) организационных официальных форм.

Школа Д.Н. Анучина (формальная) возникла на кафедре географии Московского университета и вокруг периодического издания "Землеведение".

Первая кафедра географии была учреждена в Московском университете. На ее заведование был приглашен Д.Н. Анучин. В 80-е гг. XIX в. кафедры географии были также организованы в Петербургском, Казанском и Харьковском университетах, в 1905 г. - в Новороссийском, в 1913 г. - в Киевском.

Научная школа Д.Н. Анучина в Московском университете.

Большая заслуга в развитии историко-географических наук принадлежит многим отечественным ученым, прежде всего выдающемуся географу Дмитрию Николаевичу Анучину, который в 1885 г. впервые в России читал курс истории мировой географии как науки, пытаясь представить эту историю как историю возникновения и развития географических идей и понятий. Главную задачу своего учебного курса он видел в том, чтобы "дать наглядное понятие о том, как вообще слагалась наука о Земле, как прояснилось в этом отношении самосознание человечества, с какими трудностями и заблуждениями оно должно было бороться, какими, часто весьма окольными путями оно шло к истине и свету".

О школе Д.Н. Анучина подробно написано в учебных пособиях Ю.Г. Саушкина "История и методология географической науки" [3] и В.С. Жекулина "Введение в географию" [1].

Под научной школой понимается группа ученых во главе с ее лидером, основателем коллектива учёных, объединяемых единым теоретическим и методологическим подходами и общими взглядами на сущность изучаемых явлений, владеющих сходными методами исследований.

Важнейшая черта научной школы - преемственность от учителя к ученику. Научная школа - это широкое понятие.

Школы могут существенно различаться по:

- численности;

- форме единения (вокруг профессора в вузе, вокруг научного журнала, академической лаборатории, проблемного семинара);

- времени существования;

- значимости и масштабу решаемых проблем.

Науке известны многие выдающиеся школы, например, академиков П.Л. Капицы в физике или И.П. Павлова в физиологии.

Научная школа Русского географического общества. История Русского географического общества и его роль в развитии географии охарактеризована в литературе достаточно подробно. Традиционно юбилеи Общества ознаменовывались выходом в свет обобщающих изданий.

Так, к его столетию президентом акад. Л.С. Бергом была выпущена книга "Всесоюзное Географическое общество за сто лет" (1946).

В 1970 г. под редакцией другого президента Общества акад. С.В. Калесника вышла в свет коллективная монография "Географическое Общество за 125 лет" (1970).

К отмечавшемуся в августе 1995 г. 150-летию была издана коллективная монография "Русское Географическое Общество. 150 лет", под редакцией А.Г. Исаченко (М., 1995).

Кратко о научной школе Географического общества говориться в учебном пособии В.С. Жекулина "Введение в географию".

История: 1. Научный кружок-семинар статистиков и путешественников, организованный в 1843 г. этнографом и статистиком П.И. Кеппеным, - предшественник Географического общества. Организационная подготовка и особая роль К.М. Бэра, Ф.П. Литке и Ф.П. Врангеля.

6 (18) августа 1845 г. Николай 1 утвердил представление об учреждении Русского географического общества (с 1850 г. оно стало именоваться Императорским). Председателем его высочайше был назначен князь Константин.

Первое собрание учредителей Общества состоялось 19 сентября (1 октября) 1845 г. Среди них - известнейшие ученые, путешественники, деятели культуры - И.Ф. Крузенштерн, П.И. Кеппен, К.И. Арсеньев, В.Я. Струве, В.И. Даль, В.Ф. Одоевский и др. Первым фактическим руководителем РГО был Ф.П. Литке.

В течение 41 года (с 1873 по 1914 п.) обществом руководил выдающийся географ, видный государственный деятель П.П. Семенов-Тян-Шанский.

2. П.П. Семенов-Тян-Шанский и его вклад в развитие географии. Полевые экспедиционные исследования в Средней Азии. Основные труды: "Географо-статистический словарь Российской империи" (1863-1885 гг.), "Живописная Россия", "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (1899-1914 гг.), "Этюды истории нидерландской живописи". Организация П.П. Семеновым-Тян-Шанским экспедиций Русского географического общества. Ученики и последователи: Н.М. Пржевальский, П.А. Кропоткин, Н.А. Северцов, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.М. Мушкетов, М.В. Пев­цов, В.И. Роборовский и др.

3. Роль А.И. Воейкова в развитии географии, климатологии, мелиоративной географии. Исследования и путешествия А.И. Воейкова в Западной Европе, Америке, Азии, в различных регионах России. А.И. Воейков - автор более 1700 трудов по различным направлениям и разделам географии. "Климаты земного шара, в особенности России" (1884), "Снежный покров, его влияние на почву, климат и погоду, и способы исследования" (1889), "Орошение Закаспийской области с точки зрения географии и климатологии" (1908), "Земельные улучшения и их соотношения с климатом и другими естественными условиями" (1910) и др.

4. Региональные экспедиционные исследования, осуществляемые под эгидой Русского географического общества.

5. Выдающиеся деятели Географического общества ХХ в.: Н.И. Вавилов, Л.С. Берг, Е.Н. Павловский, С.В. Калесник, А.Ф. Трешников и др.

Наряду со школами выделяются и " направления " в развитии знания, в том числе и географического, представляющие собой " сквозные потоки " идей, мыслей, гипотез, теорий, посвященные тем или иным важнейшим научным темам, проблемам, разделам науки.

Так, в истории географии выделялись направления, истоки которых восходили к античной эпохе, - страноведческое, общеземлеведческое, экологическое (эколого-географическое) и др.

В качестве направления, в основе которого лежит междисциплинарный подход, а именно, конструктивный, или конструктивно-преобразовательный, можно выделить конструктивное направление в отечественной науке.

Наряду с преемственностью основных принципов периода «новой географии» с классическими описаниями стран и народов, созданием многотомных произведений, в основных странах мира происходили глубокие изменения в отношении внутренней структуры географической науки, применяемых методов исследований, решаемых задач и содержания географических работ.

Все в большей степени происходило обособление физической и социально-экономической географии.

Процесс дифференциации захватил и обе главные ветви географической науки. Вместе с тем появилась группа наук, соединивших пространственные методы анализа материалов, накопленных в географии, с задачами других направлений исследований, например медицинская география, рекреационная география, инженерная география, ландшафтная архитектура. Получили развитие политическая география, география культуры, электоральная география.

Процессы дифференциации географического древа сопровождались поисками синтеза, создания теоретической основы, которая бы соединила быстро отдаляющиеся направления географической науки. В целом, процессы изменений, происходившие в географии, имели много общего.

Этому способствовали все возраставшие научные связи. В 1922 г. был образован Международный географический союз, проводивший регулярные научные конгрессы в различных странах по темам, определявшим в тот или иной период наиболее значительный интерес в ученом мире, включая поиски в теоретической географии, в методах исследований.

В 1920- 1930-е гг. постепенно уменьшалась доля работ классического типа, в которых природа, население и хозяйство рассматривались как части единого знания о человеке и среде его обитания. Происходило все более ясное размежевание географии на ветви природную и социально-экономическую. Одновременно усиливался интерес к социальным и политическим проблемам, к географии человека. В физической географии доминировали покомпонентные исследования главным образом проблем геоморфологии, в меньшей степени - климата и внутренних вод и еще меньше - биогенных компонентов.

В 1940- 1950-е гг. возобладали вопросы практической направленности, проблемы детального изучения территорий с задачей научного обеспечения усилий по эксплуатации природно-ресурсного потенциала.

В 1960-1970-е гг. стали обнаруживаться явные признаки исчерпания минерально-сырьевых ресурсов и все более угрожающего накопления отходов человеческой деятельности. Была создана общественная организация Римский клуб, объединившая виднейших ученых и политиков мира, озабоченных изменениями условий людской жизнедеятельности. Усилился интерес к теоретическим проблемам географии, к поиску концепций, объединяющих природное и социально-экономическое направления географии. В качестве объединяющей идеи была провозглашена математизация географических исследований, формализация данных о природных и социально-экономических явлениях. Период поисков применения математических методов в географии получил название «количественной революции».

1980-1990 -е гг. характеризуются преобладающим изучением проблем регионализма и глобализма на основе экологической концепции. При всех заявлениях о необходимости объединения усилий на решение эколого-географических проблем, реальным является все углубляющийся раздел между ее природной и социально-экономической ветвями географии. Быстрая дифференциация, появление узкоспециализированных, часто маргинальных, направлений делает проблематичным не только формирование единых теоретических концепций, но и общение на «понятном языке» самих географов.

При общемировых процессах развития географии выявляются и некоторые черты своеобразия, которые были свойственны отдельным национальным географическим школам и их лидерам.

Фрагменты анализа развития географии в зарубежных странах в XX в. можно найти в работах О.А. Александровской, А. Баттимер, К. Грегори, Р. Джонстона, М. Джеймса и Дж. Мартина, в учебных пособиях Ю.В. и Н.И. Поросенковых, М.М. Голубчика, С.П. Евдокимова и Г.Н. Максимова, в ряде других изданий.

Объективно, в первой половине XX в. высоким авторитетом в мире пользовалась французская школа географии.

Большое влияние на развитие географической мысли имели труды К.М. Бэра, исповедывавшего комплексные подходы при изучении природных объектов, в том числе и живых организмов.

В.И. Вернадский говорил: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоиспытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие современники его сознавали». Коллега Бэра по академии, А.В. Никитенко, в 1866 г. записал в дневнике: «Превосходный ученый, прекрасный человек, юный старик. В нем есть философия, поэзия, жизнь».

Значение выдающихся научных трудов великого русского учебного академика Карла Максимовича Бэра (1792-1876), прославившегося открытием яйца млекопитающих и человека и фундаментальными исследованиями истории развития животных, признано и в отечественной, и в мировой биологической науке. Главной целью работы является историко-научный анализ географических исследований К.Бэра в Калмыцкой степи и северном Прикаспии.

В отрочестве (1802-1807), как показывают материалы фонда К.М. Лингена (ААН, Ф. 33) самым важным для К.Бэра явилось его знакомство с географией и навыками картографии; наброски картосхем и вычерчивание карт в своих географических экспедициях К.М.Бэр производил сам.

На рубеже юности для Бэра было характерно проведение регулярных ботанических экскурсий, составление гербариев, поиски редких видов и их "экологических ниш" и попытки установления взаимосвязи между распространенностью растений и животных и условиями их местообитания. Проявилось стремление быть полезным людям путём приобретенных им в результате самообразования знаний: сборы полезных лекарственных растений, употребляемых в народной медицине, поездки по деревням с целью выявления больных и нуждающихся в помощи жителей, приобретение практических навыков добровольца-прививальщика оспы.

Появились интересы к самостоятельному изучению всемирной истории человечества и увлечение историей монголов, к изучению языков и чтению литературы на старонемещсом, французском, английском, греческом и на латыни; хорошее знание эстонского языка.

Основу научных предпосылок развития личности будущего гениального естествоиспытателя с его глубочайшим "чувством Природы" составили огромное трудолюбие и развившаяся склонность к самообразованию, которые способствовали приобретению большого запаса естественнонаучных знаний, наблюдений и самостоятельных критических суждений.

Указанные черты личности Бэр пронес через всю свою долгую жизнь; наиболее ярко, до полного самопожертвования собой, они проявились в его Новоземельской и Каспийской экспедициях.

 

На русской почве получила развитие плеяда крупных ученых, авторитетных в мировом ученом сообществе. В отечественной науке развивались как комплексные географические направления, так и узкоспециализированные исследования, в большинстве случаев, однако, с использованием комплексных географических приемов анализа исходного материала и синтеза получаемых результатов. Географы, современники Бэра, с недоверием относились к ускоренной дифференциации естествознания. Рядом теоретиков этот процесс воспринимался как кризис географии.

Существенный вклад в претворение идей развития на примере природных и природно-социальных систем внесли русские ученые П .А. Кропоткин и Л.И. Мечников, духовно близкие знаменитому французскому географу, Элизе Реклю.

Первые капитальные произведения по истории научного географического знания и географических исследований Земли написали классики географии.

Так, среди зарубежных географов блестящую картину истории исследований земной поверхности с древнейших времен до эпохи Великих географических открытий впервые дал выдающийся немецкий географ Александр Гумбольдт во втором томе своего главного, классического труда "Космос", изданном в 1847 г.

Его современник и соотечественник, великий географ XIX века Карл Риттер в Берлинском университете впервые в мире читал курс лекций по истории развития землеведения в древнем мире и в средние века. Эти лекции, уже после смерти Риттера, были частично опубликованы его учениками (Риттер К. История землеведения и открытий по этому предмету: Пер. с нем. СПб.,1864).

Одним из наиболее авторитетных трудов по истории мировой географической науки является книга французского географа Вивьен де Сен-Мартена (Vivien de Saint Martin. Histoire de la geographie et des decouvertes geographiques depues les temps plus recules jusqu'a a nos jours Paris, 1873). Однако в ней автор основное внимание уделяет истории географических открытий и сравнительно мало - истории географической мысли, географического знания.

Среди подобных работ особое место занимает труд известного немецкого географа Альфреда Геттнера "География, ее история, сущность и методы" (впервые издана в 1927 г., в переводе на русский язык - в 1930 г.). Это произведение содержит краткий, но достаточно глубокий очерк истории мировой географии, с перечнем важнейших ее трудов, с древнейших времен до начала XX в.

Большую ценность представляют работы Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и Льва Семеновича Берга, много лет возглавлявших Географическое общество в нашей стране. Деятельность этого Общества и, одновременно, история русской географической науки, русских географических открытий во второй половине Х1Х-го и первой половине XX в. нашли глубокое отражение в целом ряде их трудов.

Во второй половине XIX в. в России складывается новая крупная географическая школа, во главе которой стоял П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта школа была одной из величайших из когда-либо создававшихся в мире географических школ. Она насчитывала несколько тысяч исследователей, в том числе таких ученых мирового значения, как сам П.П. Семенов Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

С 1863 по 1897 годы П.П. Семенов Тян-Шанский стоял во главе государственной статистики России, и под его руководством был осуществлен ряд крупных обследований нашей страны.

В это же время развивается земская статистика. В рассматриваемый период накапливается также материал по изучению природы нашей страны. Все это позволяет создать ряд крупных сводных географических работ, имевших важное значение для развития экономической географии.

Среди них выделяются: «Географическо-статистический словарь Российской империи» (5 томов, 1863-1885 годы.), «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (8 выпусков, 1880-1886 годы) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (11 томов, 1899-1913 годы).

П.П. Семенов Тян-Шанский был редактором и автором части статей в указанных изданиях. Ему принадлежит также видное место в районировании дореволюционной России, использованном для статистики и многих экономических работ.

К сожалению, упомянутые работы теперь мало доступны для массы студентов ввиду отсутствия новых переизданий. Поэтому для глубокого и полного изучения учебной дисциплины рекомендуем обратиться к более доступным работам отечественных и зарубежных ученых второй половины XX в.: Т.Д. Александровой, О.А. Александровской, В.А. Анучина, Н.А. Гвоздецкого, Н.Е. Дика, С.П. Евдокимова, В.А. Есакова, А.В. Ефимова,,И.М. Забелина, А.Г. Исаченко, Д.М. Лебедева, И.П. Магидовича и В.И. Магидовича, Г.Н. Максимова, Ф.Н. Милькова, Н.К. Мукитанова, В.С. Преображенского, Ю.Г. Саушкина, Н.С. Суховой, Н.Г. Фрадкина и др., а также К. Грегори, П. Джеймса и Дж. Мартина, Р. Дж. Джонстона и другим работам, к коллективным трудам по истории географии (например, "Очерки истории географической науки в СССР". М., 1976), справочным изданиям и словарям.

Важное значение имеют материалы съездов Русского (Всесоюзного) географического общества и международных географических конгрессов, других крупных научных форумов (по вопросам охраны окружающей среды, народонаселения и т.д.), новейшие публикации в периодических изданиях, дающие возможность глубокого понимания определенных итогов развития мировой и отечественной географии к концу XX в. и перспектив ее развития (в этом отношении первостепенную роль играют российские географические журналы - "Известия РАН. Серия географическая", "Известия Русского географического общества", "Вестник Московского университета". Сер. 5. География и др., реферативный журнал "География").

Основные направления развития экономической географии в советский период рассматривались Н.Н. Баранским, О.А. Константиновым, Ю.Г. Саушкиным, Б.Н. Семевским и другими географами.

Ими определены этапы ее становления как «партийной науки», теоретически обосновывавшей преимущества плановой социалистической системы хозяйствования, главной составляющей которой является территориальное разделение труда.

Основные концепции экономической географии утверждались в ходе дискуссий, на базе партийных решений и правительственных постановлений. Идеологические приоритеты оказывали существенное, скорее определяющее, влияние на формирование концептуальных принципов и постулатов, определявших теоретическую основу экономической географии, ее место и взаимодействие с другими науками, в том числе и с природной составляющей географии.

Ю.Г. Саушкин (1973) в развитии мировой экономической географии до 1917 г. выделил десять периодов, в том числе: «...7. Период первых крупных теоретических работ в области экономической географии (в середине XIX в.), совпадающий со временем создания "Коммунистического Манифеста" и революционными событиями в Европе. 8. Время первых конструктивных классических географических трудов, направленных на преобразование окружающей среды, сильно разрушаемой капиталистическим производством. 9. Период острых противоречий в развитии экономической географии в конце XIX в., когда появляются крупнейшие прогрессивные труды с попытками социально-географических характеристик и, с другой стороны, закладываются основы реакционных течений в науке - геополитики и др. 10. Начало XX в., когда усиливается реакционная сущность идей, а также мельчает тематика официальной науки...».

«Ни один из профессиональных экономико-географов - современников Маркса, Энгельса, Ленина, - утверждал Саушкин, - не охватывал во всех связях и опосредованиях природу, человека, технику, общество так полно, как это делали в своих трудах классики марксизма-ленинизма» (Там же. С. 13).

Это положение стало методологической основой формирования нового направления экономической географии, названной марксистской, в противовес буржуазной, «ложной» по своей методологии.

И первой отечественной работой, заложившей научные основы марксистской экономической географии, был назван труд В.И. Ленина «Развитие капитализма в России».

Главные концептуальные положения, заимствованные из марксистско-ленинского учения для теорий экономической географии, включали новое понимание диалектики взаимодействия общества и природы, роли природных факторов в развитии общественных, прежде всего производственных, процессов, территориальной организации производства, территориального разделения труда.

Конструктивной задачей географии является проектирование территориальных систем.

Вершиной подобного проектирования является оптимизация территориальной организации общества. Усилиями академика И.П. Герасимова, начиная с 60-х гг., именно эта конструктивная задача оказалась в центре внимания.

Институт географии АН СССР, который более 20 лет возглавлялся И.П. Герасимовым, выпустил серию монографических сборников по проблемам конструктивной географии. Однако эта задача не должна противопоставляться, а включать все предшествующие стадии знания. Таким образом, географические технологии - технологии оптимальной организации территорий.

Они исходят из теорий и концепций географии, для формирования которых важное значение имеют пространственные подходы, ибо география, прежде всего, занимается земным пространством. Это означает, что география призвана заниматься проектированием оптимального сочетания селитебных и промышленных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных, рекреационных и охраняемых земель.

Формально это нетрудно сделать, так как, исходя из наличных потребностей, можно посчитать, сколько какой земли надо.

Концепция "поляризованной биосферы ", разрабатываемая для идеальной равнины Б.Б. Родоманом, дает и формальный аппарат пространственной организации. Но каждая территория на практике уникальна и поэтому для географов в направлении ТОО открывается широкое поле деятельности для приложения своего знания.

Вторая задача географии, определенная И.П. Герасимовым, - задача мониторинга - в большей степени ушла из географии. Им теперь занимаются преимущественно фундаментальные естественные науки, а также специальные государственные службы.

География же в порядке участия в мониторинговой работе могла бы заниматься определением пределов продуктивности ландшафтов, для установления меры изъятия ресурсов. В настоящее время, уверовав в беспредельную мощь человека, практические работники стремятся под знаменем интенсификации извлечь максимум продукции из ландшафта, что приводит к экологическим катастрофам на всех уровнях: локальном, региональном и глобальном.

За географами также остается задача определения меры допустимого загрязнения в конкретных местах, то есть регионализация ПДК.

Наконец, к мониторинговой функции географии нужно отнести и задачу определения меры техногенной нагрузки на ландшафты в соизмеримых величинах.

Что тайга обладает большим потенциалом для расселения и хозяйственной деятельности на единицу времени, чем тундра, ясно и без исследований.

Важно определить, насколько этот потенциал больше, и соответственно этому действовать.

В научном отношении этот вопрос связан с определением устойчивости ландшафтов по отношению к техногенному прессу. Исследования в этом направлении ведутся. Таким образом, мониторинговая функция естественным образом связана с конструктивной.

Третьей задачей географии остается информационная, которую география выполняла на всем протяжении своей непростой истории.

В течение долгого времени эту задачу успешно выполняли дневниковые и путевые заметки путешественников и географов, а также страноведение, которое отождествлялось до сравнительно недавнего времени со всей географией (Риттер, Берг, Геттнер).

В настоящее время есть тенденция, что эту функцию будут выполнять географические информационные системы (ГИС) на основе электронных компьютеров, которые стали использоваться в географии только с 1967 г., когда Диана Ф. Марбл в США опубликовала 28 компьютерных программ для географов.

ГИСы станут первоисточником для географов точно так же, как некогда ими были сведения путешественников. В этом случае за страноведением останется просвещенческая функция: в качестве первого шага к систематическому знакомству с местами; в качестве школьного образовательного предмета; в качестве художественного описания стран и регионов.

В итоге, за географией остается изучение пространственной дифференциации территорий как предмет исследования и оптимальная организация территорий как конструктивная задача. Для сосредоточения на этом вопросе первейшей задачей следует назвать интеграцию теорий распространения природных объектов, размещения хозяйства и расселения населения (исходя из классической географической триады: природа -хозяйство - люди) с последующим синтезом общей пространственной теории территорий для конструирования ТОО. При этом нам не следует забывать и свои общественные функции, связанные с контролем среды, географической информацией и просвещением масс.

Для отечественной географической науки второй половины 1980-х и, особенно, 1990-х гг. характерно известное оживление интереса к коренным вопросам развития теории и методологии науки. Произошло определенное их переосмысление в новых, быстро меняющихся в нашей стране и в мире в целом социально-политических и экономических условиях.

Достижения отечественных географов освещены в трехтомном библиографическом справочнике А.В. Краснопольского "Отечественные географы" (1993-1995 гг.), где приводятся сведения о жизни, научной и педагогической деятельности отечественных географов, внесших вклад в развитие географической науки и географического образования с 1917 по 1993 гг.

Идет своеобразное " возрождение " таких дисциплин, как политическая география (работы Ю.Н. Гладкого, С,Б. Лаврова, Н.В. Каледина, В.А. Колосова и др.), география мирового хозяйства (работы Н.В. Алисова, М.М. Голубчика, Б.Н. Зимина, Н.С. Мироненко и ряда других ученых). Приобретают важное научно-практическое значение новые подходы и методы исследования.

Эти и им подобные процессы не могли не найти воплощения в учебной географии, в создании и внедрении в средней и высшей школе целого ряда учебников и учебных пособий, в той или иной степени отражающих современные методы, применяемые в науке, ее классические и новые достижения, восприятие географами мира в конце XX в., актуальные проблемы и перспективы мирового развития18.
Зарубежная география в ХХ в. прошла трудный путь от классической задачи описания земной поверхности к поиску тех законов, которые могли бы составить новый предмет исследований.

На рубеже XIX-XX вв. существовала угроза превращения географии в компиляцию слабо связанных друг с другом сведений о Земле, собранных представителями частных наук, изучающих атмосферу, гидросферу, биосферу, педосферу, общество и т.д.

Однако постепенное осознание географами разных специальностей еще с XIX в. своего единства проявлялось в формировании профессиональных организаций: географических обществ разных стран (первое - в 1821 г. во Франции), проведении Международных географических конгрессов с 1871 г., создании в 1922 г. Международного географического союза.

Большое объединяющее влияние на развитие географии оказала хорологическая концепция немецкого ученого Л. Гeттнepa, видевшего задачу географии в выявлении "земных пространств по их различиям и пространственным взаимоотношениям".

Хорологическая концепция получила развитие в США в трудах Р. Хартшорна, видевшего цель географии в изучении территориальной дифференциации земной поверхности и выделении индивидуальных районов.

На этой теоретической основе в первой половине века в Великобритании, СШЛ, Австралии широкое развитие получили работы по районированию территории, в том числе для нужд сельского хозяйства (Л. Хербертсон, Д. Уиттлси, Д. Стемп, К. Кристиан). Важную роль сыграла идея взаимодействия природных компонентов и взаимодействия человека со средой на небольших территориях.

В центре внимания - пространственная морфология явлений, разработка методов картографирования и районирования, а также межкомпонентные взаимоотношения, анализ факторов генезиса пространственной дифференциации.

Крупнейший вклад в разработку этих проблем внесли в Германии З. Пассарге, Э. Банзе, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен, в СШЛ - К. Зауер, И. Боуман.

Во Франции сложилась мощная школа региональной географии, поставившая своей целью составление комплексных описаний регионов (П. Видаль де ла Блаш, А. Деманжон, Э. Мартонн, Ж. Боже-Гарнье).

Большое место в истории зарубежной географии занимают две концепции, объясняющие зависимость социальных явлений от природных особенностей.

Географический детерминизм, популярный в англоязычной географии начала века, прямо выводит исторические и экономические процессы из природных условий (Э. Семпл, Э. Хантинггон).

Поссибилизм, сформировавшийся во Франции, утверждает, что человек выбирает тот тип природопользования из нескольких альтернативных, который лучшим образом отвечает возможностям, предоставленным природными условиями.

Под влиянием работ Ч. Дарвина в географию проникли идеи развития, эволюции, прежде всего в рамках геоморфологии усилиями В. Дэвиса, создавшего учение о циклах развития рельефа.

В биогеографии идея изменения во времени стала учитываться после работ Ф. Клементса о сменах растительного покрова.

Сформировал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: