Часть 1. Право потребителей на защиту и помощь.




Введение

 

Какую сферу современного рынка мы бы ни взяли - транспорт, туризм, бытовое обслуживание, торговлю автомобилями, услуги связи - всюду ре­альное содержание отношений между продавцами и покупателями стало совершенно иным, чем пре­жде. Сегодня коммерческие структуры сами уста­навливают цены на свои товары, работы и услуги, конкурируют между собой в борьбе за потребитель­ский рубль. Сложились принципиально отличные от прежних отношения на рынке жилья, в сфере коммунальных услуг. Качественно новые отноше­ния на потребительском рынке потребовали новой системы организации, управления, контроля, ответ­ственности в данной сфере. Будучи свободным, ры­нок не может и не должен быть «диким».

Поэтому вместе с развитием потребительского рынка в 90-х годах практически полностью обновилось законодательство, регулирующее данную сфе­ру. Определены функции общественности, государ­ственных и судебных органов. Свод законов, правил и других нормативных актов, в которых установлены права потребителей, формы и способы их защиты, насчитывает несколько десятков наименований. Но­выми нормами права охвачены практически все от­расли потребительского рынка. С выходом в свет второй части Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона «О защите прав потребителей», Уголовного кодекса РФ структура и содержание законодательства о защите прав потребителей обрели черты системнос­ти, упорядоченности, общей завершенности. Обладая достоинствами и недостатками, данное законодатель­ство в целом отвечает международным нормам по­требительского права, выработанным в странах с вы­сокоразвитой рыночной экономикой[1].

Проблема защиты потребительских прав сегод­ня состоит в том, что многомиллионные массы про­дающей и покупающей публики еще далеко не в полной мере освоили современное законодательст­во, регулирующее рыночные отношения, а, главное, не научились видеть в нем средство надежной за­щиты собственных интересов, уважать закон и опи­раться на него, как это свойственно жителям стран, в которых демократия имеет более длительную ис­торию. Причин тому множество. Во-первых, невоз­можно населению огромной державы в короткий пе­риод времени освоить новый свод законов и, уж тем более, научиться жить по-новому. На это уйдут годы. Во-вторых, есть и глубинные причины недоверия обы­вателей к легитимным способам защиты собствен­ных потребительских прав. Это прежде всего - от­сутствие традиции, которая не могла установиться в тоталитарном государстве, безраздельно монополизировавшем спрос и предложение, производство и потребление. Государство социализма не было пред­назначено к тому, чтобы развивать рыночную эконо­мику, жить по законам, присущим гражданскому об­ществу. Суть метаморфозы, которая должна произой­ти в общественном сознании при переходе к демокра­тии и рынку, состоит в том, что следует отказаться от мысли о нашей принадлежности государству; научить­ся воспринимать государство и его лидеров, как явле­ния, зависимые от общества, находящиеся на службе интересов общества и его граждан. Мы должны пове­рить в то, что выражением высшей справедливости и главным средством защиты в наших мирских делах служит закон, что его знание нам необходимо, а со­блюдение правовых норм жизненно важно для всех и каждого[2].

Россия не является первопроходцем в вопросах защиты потребительских прав. Консюмеризм - ор­ганизованное движение граждан и государственных органов в защиту прав и расширения влияния по­требителей в их отношениях с производителями и продавцами товаров, работ, услуг в странах с рыночной экономикой получил широкое развитие. Например в США Конгресс учредил Управление по контролю за качеством пищевых продуктов, ме­дикаментов и косметических средств, Комиссию по проблемам безопасности товаров широкого потреб­ления, Управление по делам потребителей и др. органы.

Во Франции обман потребителя грозит штрафом или тюрьмой.

Двадцать крупнейших ассоциаций потребителей, являющихся членами Национального совета по пот­реблению, занимаются изучением товаров и услуг, которые государственный и частный секторы пред­лагают французам. Все они играют роль посредни­ков между своими соотечественниками и рынком. Многие из них созданы на базе профсоюзных и жен­ских организаций, с которыми они продолжают под­держивать тесную связь. Некоторые делают упор в своей деятельности на защиту коллективных прав потребителей. Порой для большей эффективности они объединяют свои усилия или пользуются поддерж­кой государственной службы - департаментской ди­рекции по вопросам конкуренции потребления и борьбы с мошенничеством[3].


Часть 1. Право потребителей на защиту и помощь.

 

1. Потребителем является физическое или юри­дическое лицо, которое пользуется товарами или ус­лугами в личных целях.

2. Государство обязано обеспечивать потреби­теля квалифицированной юридической защитой и ак­тивно помогать ему.

3. Государство должно проявлять особую заботу о том, чтобы эффективная защита потребителя и по­мощь предоставлялись всем слоям населения, наиболее бедным и не имеющим привилегий группам людей.

а) Защита от физического ущерба, вытекающего из небезопасных товаров

1. Национальное законодательство должно вклю­чать общие требования по безопасности продуктов питания, других товаров, а также услуг. В случае необходимости должны быть предусмотрены особые требования к отдельным товарам и услугам.

2. Как правило, продажа товаров и предостав­ление услуг не должны быть допущены, если их обыч­ное и разумное использование может принести вред потребителям.

3. Должно быть установлено и внедряться необ­ходимое количество стандартов с тем, чтобы не до­пустить или по возможности сократить любой риск опасности для жизни в содержании товаров, их упаковке, транспортировке и использовании.

б) Защита против ущерба экономическим интересам потребителя

1. Индивидуальный потребитель должен быть защищен от злоупотреблений со стороны поставщика товаров и услуг, особенно это касается односто­ронности в контрактах, невключения в них основных юридических прав, требований оплаты за не поставленный товар или услуги, а также принудительных методов продажи товаров, что препятствует потребителю сделать разумную оценку условий продажи.

2. Индивидуальный потребитель должен иметь права на качественное обслуживание товара длительного пользования после его покупки[4].

3. Какие-либо ограничения, возникающие в ре­зультате сговора между компаниями или монополь­ными поставщиками, должны контролироваться за­коном в интересах потребителя.

4. Предоставление товаров или услуг, в том числе в финансовой области, не должно осуществляться с помощью прямого или косвенного обмана потреби­теля.

5. Национальное законодательство должно вклю­чать обязательное требование, чтобы любая рекла­ма (как визуальная, так и слуховая) не вводила в заблуждение потенциального потребителя товаров и услуг. Рекламодатель в случае необходимости обя­зан представлять доказательства качеств, которые содержатся в рекламе. Рекламодатель, не сумевший по требованию представить такие доказательства, обязан за свой счет внести в данную им рекламу соответствующие коррективы.

6. Детальная информация, даваемая на ярлыке или в рекламе, должна соответствовать истине. Это касается информации о природе, составных элемен­тах, количестве, условиях эксплуатации, доступнос­ти, качестве, цене и предшествующих характеристи­ках товара или услуги.

7. Необходимо постоянно контролировать и со­вершенствовать законы, запрещающие нечестные торговые сделки, чтобы претензии потребителей рас­сматривались своевременно и надлежащим образом.

8. Необходимо пересматривать в законодатель­ном порядке и отменять те действующие положения в торговле и сфере услуг, которые носят односторон­ний характер и ущемляют интересы потребителя.

В случае ущерба, понесенного потребителем в ре­зультате действия несовершенного закона в торгов­ле, последний все равно имеет право на компенсацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: