Введение
Какую сферу современного рынка мы бы ни взяли - транспорт, туризм, бытовое обслуживание, торговлю автомобилями, услуги связи - всюду реальное содержание отношений между продавцами и покупателями стало совершенно иным, чем прежде. Сегодня коммерческие структуры сами устанавливают цены на свои товары, работы и услуги, конкурируют между собой в борьбе за потребительский рубль. Сложились принципиально отличные от прежних отношения на рынке жилья, в сфере коммунальных услуг. Качественно новые отношения на потребительском рынке потребовали новой системы организации, управления, контроля, ответственности в данной сфере. Будучи свободным, рынок не может и не должен быть «диким».
Поэтому вместе с развитием потребительского рынка в 90-х годах практически полностью обновилось законодательство, регулирующее данную сферу. Определены функции общественности, государственных и судебных органов. Свод законов, правил и других нормативных актов, в которых установлены права потребителей, формы и способы их защиты, насчитывает несколько десятков наименований. Новыми нормами права охвачены практически все отрасли потребительского рынка. С выходом в свет второй части Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона «О защите прав потребителей», Уголовного кодекса РФ структура и содержание законодательства о защите прав потребителей обрели черты системности, упорядоченности, общей завершенности. Обладая достоинствами и недостатками, данное законодательство в целом отвечает международным нормам потребительского права, выработанным в странах с высокоразвитой рыночной экономикой[1].
Проблема защиты потребительских прав сегодня состоит в том, что многомиллионные массы продающей и покупающей публики еще далеко не в полной мере освоили современное законодательство, регулирующее рыночные отношения, а, главное, не научились видеть в нем средство надежной защиты собственных интересов, уважать закон и опираться на него, как это свойственно жителям стран, в которых демократия имеет более длительную историю. Причин тому множество. Во-первых, невозможно населению огромной державы в короткий период времени освоить новый свод законов и, уж тем более, научиться жить по-новому. На это уйдут годы. Во-вторых, есть и глубинные причины недоверия обывателей к легитимным способам защиты собственных потребительских прав. Это прежде всего - отсутствие традиции, которая не могла установиться в тоталитарном государстве, безраздельно монополизировавшем спрос и предложение, производство и потребление. Государство социализма не было предназначено к тому, чтобы развивать рыночную экономику, жить по законам, присущим гражданскому обществу. Суть метаморфозы, которая должна произойти в общественном сознании при переходе к демократии и рынку, состоит в том, что следует отказаться от мысли о нашей принадлежности государству; научиться воспринимать государство и его лидеров, как явления, зависимые от общества, находящиеся на службе интересов общества и его граждан. Мы должны поверить в то, что выражением высшей справедливости и главным средством защиты в наших мирских делах служит закон, что его знание нам необходимо, а соблюдение правовых норм жизненно важно для всех и каждого[2].
Россия не является первопроходцем в вопросах защиты потребительских прав. Консюмеризм - организованное движение граждан и государственных органов в защиту прав и расширения влияния потребителей в их отношениях с производителями и продавцами товаров, работ, услуг в странах с рыночной экономикой получил широкое развитие. Например в США Конгресс учредил Управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств, Комиссию по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по делам потребителей и др. органы.
Во Франции обман потребителя грозит штрафом или тюрьмой.
Двадцать крупнейших ассоциаций потребителей, являющихся членами Национального совета по потреблению, занимаются изучением товаров и услуг, которые государственный и частный секторы предлагают французам. Все они играют роль посредников между своими соотечественниками и рынком. Многие из них созданы на базе профсоюзных и женских организаций, с которыми они продолжают поддерживать тесную связь. Некоторые делают упор в своей деятельности на защиту коллективных прав потребителей. Порой для большей эффективности они объединяют свои усилия или пользуются поддержкой государственной службы - департаментской дирекции по вопросам конкуренции потребления и борьбы с мошенничеством[3].
Часть 1. Право потребителей на защиту и помощь.
1. Потребителем является физическое или юридическое лицо, которое пользуется товарами или услугами в личных целях.
2. Государство обязано обеспечивать потребителя квалифицированной юридической защитой и активно помогать ему.
3. Государство должно проявлять особую заботу о том, чтобы эффективная защита потребителя и помощь предоставлялись всем слоям населения, наиболее бедным и не имеющим привилегий группам людей.
а) Защита от физического ущерба, вытекающего из небезопасных товаров
1. Национальное законодательство должно включать общие требования по безопасности продуктов питания, других товаров, а также услуг. В случае необходимости должны быть предусмотрены особые требования к отдельным товарам и услугам.
2. Как правило, продажа товаров и предоставление услуг не должны быть допущены, если их обычное и разумное использование может принести вред потребителям.
3. Должно быть установлено и внедряться необходимое количество стандартов с тем, чтобы не допустить или по возможности сократить любой риск опасности для жизни в содержании товаров, их упаковке, транспортировке и использовании.
б) Защита против ущерба экономическим интересам потребителя
1. Индивидуальный потребитель должен быть защищен от злоупотреблений со стороны поставщика товаров и услуг, особенно это касается односторонности в контрактах, невключения в них основных юридических прав, требований оплаты за не поставленный товар или услуги, а также принудительных методов продажи товаров, что препятствует потребителю сделать разумную оценку условий продажи.
2. Индивидуальный потребитель должен иметь права на качественное обслуживание товара длительного пользования после его покупки[4].
3. Какие-либо ограничения, возникающие в результате сговора между компаниями или монопольными поставщиками, должны контролироваться законом в интересах потребителя.
4. Предоставление товаров или услуг, в том числе в финансовой области, не должно осуществляться с помощью прямого или косвенного обмана потребителя.
5. Национальное законодательство должно включать обязательное требование, чтобы любая реклама (как визуальная, так и слуховая) не вводила в заблуждение потенциального потребителя товаров и услуг. Рекламодатель в случае необходимости обязан представлять доказательства качеств, которые содержатся в рекламе. Рекламодатель, не сумевший по требованию представить такие доказательства, обязан за свой счет внести в данную им рекламу соответствующие коррективы.
6. Детальная информация, даваемая на ярлыке или в рекламе, должна соответствовать истине. Это касается информации о природе, составных элементах, количестве, условиях эксплуатации, доступности, качестве, цене и предшествующих характеристиках товара или услуги.
7. Необходимо постоянно контролировать и совершенствовать законы, запрещающие нечестные торговые сделки, чтобы претензии потребителей рассматривались своевременно и надлежащим образом.
8. Необходимо пересматривать в законодательном порядке и отменять те действующие положения в торговле и сфере услуг, которые носят односторонний характер и ущемляют интересы потребителя.
В случае ущерба, понесенного потребителем в результате действия несовершенного закона в торговле, последний все равно имеет право на компенсацию.