Сущность и функции финансов. Финансовый рынок, его структура и участники.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

Утверждаю:

Зав. каф «Финансы и кредит»

Д.э.н. проф В.Х. Дедегкаев

Конспект лекций

Дисциплины «Финансы и кредит»

для направления подготовки

080200 «Менеджмент»

 

Составитель:

доц. каф. «Финансы и кредит» Т.Г.Шелкунова

 

 

Владикавказ-2014г.

Тема 1. Финансы и их роль в общественном воспроизводстве.

1 Сущность и функции финансов. Финансовый рынок, его структура и участники.

1.2 Финансовая система РФ и ее звенья.

1.3 Механизм регулирования финансовых отношений.

1.4 Финансовая политика России в современных условиях

 

Сущность и функции финансов. Финансовый рынок, его структура и участники.

Финансы - это совокупность денежных отношений организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, политических и социальных задач. Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Это экономический инструмент. К финансовым отношениям определяющим содержание финансов как экономическую категорию принято относить отношения:

1. между предприятием и государством по уплате платежей в бюджет

2. между государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды

3. между предприятием и вышестоящей организацией при создании централизации денежных средств и резервов

4. между предприятием и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды

5. между предприятиями и банками при получении кредита, хранении денежных средств на счетах

6. между предприятием и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении при наступлении страховой ситуации.

7. между предприятием и работниками занятыми на данном предприятии (зарплата).

Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме

2. односторонний характер движения денежных средств

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

4. финансы носят денежный характер.

Функции и принципы финансов

Московская школа рассматривает две функции финансов:

1. Контрольная

2. Распределительная

Питерская рассматривает ещё одну функцию

3. Стимулирующая

1. Распределение и перераспределение национального дохода государства на фонд накопления и фонд потребления. Эта функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурное перестроение народного хозяйства и выделение приоритетных отраслей экономики. Конечной целью распределения и перераспределения национального дохода и ВВП состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижения высокого качества жизни населения.

2. Контрольная функция выражает объективно присущие финансам свойства контрольного воздействия на течение распределительного процесса. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, о поступлении финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования в экономном и эффективном их использовании.

3. Стимулирование заключается в разработке оптимальных методов и способов при обеспечении выполнения поставленных целей государства.

Принципы Финансов.

1. Единства- законодательные правовые базы, денежные, кредитные и налоговые системы. Унификация форм финансовой документации и отчетности.

2. Сбалансированности - сбалансированность бюджетных и госуд. внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общим объемам доходов формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а так же заемных средств

3. Принцип целевой направленности - цели государственных финансов привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, перераспределения ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития секторов национальной экономики.

4. Принцип диверсификации - каждый участник финансовых отношений д.б. кредитором не одного, а для нескольких заемщиков и наоборот, это позволяет снизить предпринимательский риск.

5. Принцип организации во времени - заключается в том, что наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на средне и долгосрочные перспективы.. В РФ на 2006-08 года сверстан среднесрочный финансовый план.

Приоритетные направления расхода бюджета 2006: «Здравоохранение», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Жилье».

 

Понятие "финансовый рынок" является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. [2.с.35] Современная систематизация финансовых рынков выделяет различные их виды в соответствии со следующими основными признаками:

По видам обращающихся финансовых активов (инструментов, услуг) выделяют следующие основные виды финансовых рынков:

1. Кредитный рынок (или рынок ссудного капитала). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются свободные кредитные ресурсы и отдельные обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на условиях возвратности и уплаты процента. Сделки, совершаемые на этом рынке, подразделяются на обслуживающие отчуждаемые (или переуступаемые) финансовые заимствования (коммерческие или банковские переводные векселя, аккредитивы, чеки и т.п.) и неотчуждаемые виды этих заимствований (финансовых кредитов отдельными банками и другими финансовыми институтами конкретным субъектам хозяйствования и населению; коммерческий кредит, оформленный простым векселем и т.п.). В соответствии с практикой ряда стран с развитой рыночной экономикой неотчуждаемые виды заимствований не входят в состав объектов кредитного рынка в связи с тем, что на этом рынке не обеспечивается свободное их обращение, а соответственно и объективные условия формирования цен на них.

2. Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг (фондовых инструментов), эмитированных предприятиями, различными финансовыми институтами и государством. В странах с развитой рыночной экономикой рынок ценных бумаг является наиболее обширным видом финансового рынка по объему совершаемых сделок и многообразию обращающихся на нем финансовых инструментов. Функционирование рынка ценных бумаг позволяет упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, и в первую очередь, -- процесса инвестирования временно свободных финансовых ресурсов. Механизм функционирования этого рынка позволяет проводить на нем финансовые операции наиболее быстрым способом и по более справедливым ценам, чем на других видах финансовых рынков. Этот рынок в наибольшей степени поддается финансовому инжинирингу -- процессу целенаправленной разработки новых финансовых инструментов и новых схем осуществления финансовых операций.

3. Валютный рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, обслуживающие операции с ней. Он позволяет удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валюте для осуществления внешнеэкономических операций, обеспечить минимизацию связанных с этими операциями финансовых рисков, установить реальный валютный курс (цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежной единице другой страны на определенную дату) по отдельным видам иностранной валюты.

4. Страховой рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных предлагаемых страховых продуктов. Потребность в услугах этого рынка существенно возрастает по мере развития рыночных отношений. Субъекты этого рынка, осуществляющие предложение страховой защиты, способствуют аккумуляции и эффективному перераспределению капитала, широко используя накапливаемые средства в инвестиционных целях. Даже в кризисных экономических условиях этот рынок развивается высокими темпами, значительно превышающими темпы развития других видов финансовых рынков.

5. Рынок золота (и других драгоценных металлов -- серебра, платины). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают вышеперечисленные виды ценных металлов, в первую очередь, золота. На этом рынке осуществляются операции страхования финансовых активов, обеспечения резервирования этих активов для приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, осуществления финансовых спекулятивных сделок. Этот же рынок удовлетворяет также потребности в промышленно-бытовом потреблении этих металлов, в частной их тезаврации. Такая многофункциональность рынка золота связана с тем, что оно является не только общепризнанным финансовым активом и наиболее безопасным средством резервирования свободных денежных средств, но и ценным сырьевым товаром для ряда производственных предприятий. В нашей стране рынок золота является наименее развитым видом финансового рынка из-за отсутствия даже минимально необходимого нормативно-правового его регулирования.

По периоду обращения финансовых активов (инструментов) выделяют следующие виды финансовых рынков:

По периоду обращения финансовых активов (инструментов) выделяют следующие виды финансовых рынков:

1. Рынок денег. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги всех ранее рассмотренных видов финансовых рынков со сроком обращения до одного года. Функционирование этого краткосрочного сектора финансовых рынков позволяет предприятиям решать проблемы как восполнения недостатка денежных активов для обеспечения текущей платежеспособности, так и эффективного использования их временно свободного остатка. Финансовые активы, обращающиеся на рынке денег, являются наиболее ликвидными; им присущ наименьший уровень финансового риска, а система формирования цен на них является относительно простой. Эти свойства обеспечивают предприятию более простой и эффективный процесс формирования и управления портфелем краткосрочных финансовых инструментов.

2. Рынок капитала. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги со сроком обращения более одного года. Функционирование рынка капитала позволяет предприятиям решать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования (осуществления долгосрочных финансовых вложений). Финансовые активы, обращающиеся на рынке капитала, как правило, менее ликвидные; им присущ наибольший уровень финансового риска и соответственно более высокий уровень доходности.

Следует обратить внимание, что это традиционное деление финансовых рынков на рынок денег и рынок капитала в современных условиях функционирования этих рынков носит несколько условный характер. Эта условность определяется тем, что современные рыночные финансовые технологии и условия имитирования многих финансовых инструментов предусматривают относительно простой и быстрый способ трансформации отдельных краткосрочных финансовых активов в долгосрочные и наоборот.

Характеризуя отдельные виды финансовых рынков по обоим вышерассмотренным признакам, следует отметить, что эти виды рынков тесно взаимосвязаны и функционируют в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, обслуживающих обращение различных по направленности финансовых активов (инструментов, услуг), являются одновременно составной частью как рынка денег, так и рынка капиталов.

 

Финансовая система РФ.

 

1.3 Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма может быть представлена в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

1) функционирование бюджетного механизма; 2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций; 3) механизм функционирования внебюджетных фондов; 4) механизм функционирования местных финансов; 5) функционирование страхового механизма; 6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового механизма включает в себя: 1) финансовое регулирование; 2) финансовое стимулирование; 3) финансовые рычаги; 4) нормативное и правовое обеспечение; 5) информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя: 1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.); 2) указы Президента РФ (по налогообложению); 3) постановления Правительства РФ; 4) приказы и письма министерств и ведомств; 5) устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

 

1.4. Финансовая политика: содержание, структура и задачи.

Финансовая политика - особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функции.

Финансовая политика состоит из следующих составных компонентов:

1. налоговая политика

2. бюджетная политика

3. кредитная политика

4. ценовая политика

5. таможенная политика

6. инвестиционная политика

7. политика в области международных финансов

8. социальная политика

Выделяют три основных вида финансовой политики:

1. Классическая. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

2. Регулирующая - обосновывает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

3. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Перед финансовой политикой стоят следующие задачи:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов.

2. Установление рационального распределения и использования фин. ресурсов

3. Организация регулирования и стимулирования эконом и соц. процессов финансовыми методами

4. Выработка инструментов фин. механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

5. Создание эффективной и максимальной деловой системы оперативного управления финансами.

Тема 2. Управление государственными финансами

2.1 Субъекты и структура органов управления государственными финансами.

2.2 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.

2.3Финансовое планирование и прогнозирование.

2.4 Финансовый контроль как форма реализации контрольной функции финансов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: