Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих





ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Представления - это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предме­тов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непос­редственного воздействия на органы чувств.

Представления являются более высокой ступенью отражения, нежели образы восприятия, так как в них, по словам И.М. Сечено­ва, “совмещается все, что человек знает о предмете”. Будучи на­глядным, чувственным образом, представление вместе с тем харак­теризуется высоким уровнем обобщенности. Совмещая в себе на­глядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уров­нем чувственного отражения и служат переходной ступенью к аб­страктному мышлению.

Нарушение функции зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, (стр. 202) неизбежио отражаются и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Таким образом, первой характерной особенностью представления слепых и слабо­видящих является резкое сужение их круга за счет полного или ча­стичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Сок­ращение числа представлений частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, то есть за счет увеличения коли­чества представлений других видов, и главным образом осязатель­ных. Однако оно не может быть возмещено полностью, так как на­рушение или отсутствие возможности визуально, дистантно восп­ринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия слепых и слабовидящих целый ряд объектов. Пос­леднее, впрочем, также частично может быть компенсировано за счет использования в процессе обучения моделей, макетов, рисун­ков и т.п.

Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уро­вень обобщенности (генерализованность) и вербализм. Эти осо­бенности, отмечавшиеся еще А.А. Крогиусом, В.И. Рудневым, А.И. Скребицким и другими тифлопедагогами, проявляются у лиц с де­фектами зрения в различной степени в зависимости от состояния. зрительного анализатора, главным образом остроты зрения, разме­ра и поля зрения, а также ряда других факторов: знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр., влияющих на представления слепых и слабовидящих в той же сте­пени, что и на образы памяти нормально видящих.

Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неа­декватен отображаемому объекту.

Фрагментарность представлений лиц с дефектами зрения отче­тливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, ри­сования или моделирования, а также при узнавании объектов. В репродуцированных представлениях у слепых и слабовидящих за­частую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее сущест­венные детали.

В отличие от фрагментарности представлений нормально ви­дящих, свидетельствующей о высоком уровне обобщенности (стр. 203) образов и выделении наиболее существенных деталей, фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недо­статочно полного чувственного знания о предмете. Неполное и не­точное отображение предметов ведет к снижению уровня обоб­щенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью мо­жет явиться пушистый хвост, а в образе зайца - короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность явля­ются причиной несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчетливо проявляется при повторном восприятии объек­тов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй - короткие.

В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих. лежит сукцессивность, последовательность осязательного или де­фектного зрительного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зре­ния) восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря деятельности мыш­ления, а также развитию навыков осязательного и зрительного об­следования объектов. Возможна также фрагментарность представ­лений и при симультанном зрительном восприятии как следствие тяжелых поражений зрительного анализатора.

Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результа­те недостаточно полного осязательного или зрительного отраже­ния. Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуциро­вании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференциро­ванных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т.п. не толь­ко на основе имеющихся представлений, но и во время восприя­тия. В первом случае они отмечают лишь наличие головы, тулови­ща, крыльев и двух ног, а во втором колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. - остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта. Однако схематизм их представлений может быть преодолен. Для этого надо направлять и организовывать про­цесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навы­ки обследования. В результате слепые и слабовидящие начинают более полно и точно отражать объективную действительность. (стр. 204)

С перечисленными особенностями представлений при сужении сферы чувственного познания тесно связана и недостаточная обоб­щенность образов памяти слепых и слабовидящих. Очевидно, что процесс обобщения, выделения существенных, характерных приз­наков и абстрагирования от случайных свойств, деталей и их взаи­моотношений находится в зависимости от полноты отражения и чувственного, сенсорного опыта. Выпадение же большого числа за­частую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и призна­ков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт пре­пятствуют образованию обобщенных представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки пред­метов. Этот дефект еще ярче проявляется при формировании об­щих представлений, отражающих признаки, характерные для цело­го ряда объектов, относящихся к одному виду или классу. Преодо­лению затруднений в процессе обобщения образов и формирова­ния общих представлений способствует расширение сферы чувст­венного познания путем включения в этот вид психической дея­тельности сохранных анализаторов и использования наглядных по­собий, заменяющих недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты.(генерализм)

С невозможностью осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабови­дящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимает­ся нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувствен­ных элементов в словесном описании объекта. Вербализм пред­ставлений хорошо иллюстрируется широким использованием нез­рячими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки. Например, описывая му­хомор, незрячий (слепорожденный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами. При вос­произведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единичного представления о мухоморе у него нет - он лепит гриб, лишенный каких-бы то ни было характерных признаков мухомора. В то же время другой незрячий описывает мухомор как гриб с конусообразной шляпкой, покрытой пупырышками. Репродуцируя образ, он воспроизводит характерные детали и форму мухомора. Очевидно, что в первом случае мы имеем дело с представлением вербальным, основанным на словесном описании, в то время как (стр. 205) во втором случке представление основано на осязательном воспри­ятии объекта. По сути дела в первом случае представление как чув­ственный образ отсутствует - имеется лишь вербальное знание о мухоморе. Аналогичные данные были получены и при изучении образов памяти слабовидящих.

От вербальных знаний следует отличать формирующиесянаоснове словесного описания вторичные представления, которые возникают в процессе наполнения словесных знании конкретным чувственным содержанием.

Средством преодоления вербализма представлении слепых и слабовидящих является широкое использование наглядных посо­бий, приспособленных для осязательного и дефектного зрительно­го восприятия, формирование навыков осязательного и зрительно­го восприятия, включение в познавательную деятельность всех со­хранных анализаторов, воспитание наблюдательности. При этом очень важным моментом является правильное использование наглядных пособий, методика работы с которыми должна учитывать индивидуальные особенности слепых и слабовидящих.

Разумеется, качественные и количественные изменения, на­блюдающиеся при патологических нарушениях деятельности зри­тельного анализатора, не могут изменить самой природы и ха­рактера представлений. Фрагментарность, схематизм, недоста­точная обобщенность, вербализм и узость круга образов памяти слепых и слабовидяших в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир. Практи­ка обучения в специальных школах показывает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем стано­вятся основой для формирования понятий.





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.