вид нарушения | причины нарушения | подтип нарушения | особ. псих. развития |
Задержка психического развития (зпр) | 1.Биологические: *патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), *внутриутробная гипоксия плода; *недоношенность; *асфиксия и травмы при родах; *заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; *генетическая обусловленность. 2.Социальные: *длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; *неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка. | 1) ЗПР конституционального характера. У детей с этим типом ЗПР в первую очередь страдает эмоционально-волевая сфера. проявляется в повышенном настроении, непосредственности эмоций, высокой значимости игровой деятельности. 2) ЗПР соматогенного характера. Это случай длительной физической слабости и болезненности ребенка. 3) ЗПР психогенного характера. В ее основе лежат неблагоприятные условия воспитания. Наиболее часто данный тип ЗПР обусловлен явлением гипоопеки, когда воспитанием ребенка практически никто не занимается. 4) ЗПР церебрально-органического характера. Органическое нарушение нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД), причиной которой опять же может стать патология беременности и родов. | *недостаточная сформированность произвольного внимания; *дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения; *недостаточно высокий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса; *отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии. |
умственная отсталость | *Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; *Значительная недоношенность. *Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); *Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы. *Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. *Умственная отсталость неясной этиологии. | *синдром Дауна-больные физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза. * микроцефалия-характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. *гидроцефалия-происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока. *кретинизм- уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. *Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ. *болезнь Тея – Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития. | *сензитивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2–3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5–2 года. *предметная деятельность не формируется. *низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия. *потребность в детализированном разъяснении. *затруднена смена одного вида деятельности другим. |
нарушение речи | 1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет), требующие лечения. 2. Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания). 3. Аллергии матери. 4. Перенесенные переливания крови. 5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности. 6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). 7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды) 8. Курение во время беременности, употребление алкоголя. 9. Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года). 10. Маленький рост будущей матери. 11. Аномалии скелета (нарушение осанки матери). 12. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет. | I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы: — афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон; — алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде; — дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм). III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.). | три основные группы. 1.У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. 2. У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления); церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость) синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса). 3.У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной аламии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. |
Нарушение слуха | *Долговременное воздействие шума. *Генетические нарушения слуха. *Потери слуха, вызванные заболеваниями. *Медикаментозное нарушение слуха. *Проводящая потеря слуха *Физическая травма. | *Кондуктивные и нейросенсорные (сенсоневральные) нарушения. | *трудность словесного опосредствования. *замедление процесса формирования понятий. *В развитии словесной памяти наблюдаются большие сложности, отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти. *Отставание в развитии наглядно-действенного мышления. *снижено развитие восприятия |
Нарушение зрения | *Умственное напряжение. *Питание. *Как только мышцы и кровеносные сосуды «засоряются». *Кровь и нервы. *генетические нарушения. | альбинизм; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, — врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки — дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки — аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты; отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия. | зрительные нарушения у детей дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными явлениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д. |
Нарушение опорно-двигательного аппарата | 1. Внутриутробная патология: - инфекционные заболевания матери; - последствия острых и хронических соматические заболевания матери; - тяжелые токсикозы беременности; - травмы, ушибы плода; - интоксикации; - экологические вредности. 2. Родовая травма, асфиксия. 3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни: - нейроинфекции (менингит, энцефалит); - травмы, ушибы головы. | *Заболевания нервной системы: ДЦП; полиомиелит. *Врожденная патология ода: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство). *Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей. | *отставание психомоторного развития. *Отставание моторного развития и нарушения произвольных движений. *разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. *эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением. *отклонения в психическом развитии. |