Виды, причины и последствия конфликтов




Организационные конфликты

Актуальность исследования организационных конфликтов состоит в том, что основное место в структуре современного общества занимают Организации. Организация включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, те или иные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины, в конечном счете, могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже конфликта.

В самом общем виде понятие «конфликт» можно определить в следующих словах: конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Организационный конфликт — это противоречие, возникающее между работниками, коллективами организации в процессе их совместной трудовой деятельности из-за противоположности (несовпадения) интересов, отсутствия согласия, даже конфронтации в процессе решения каких-либо деловых вопросов.

Для организации считается нормальным явлением здоровый конфликт. Какова бы ни была природа конфликта, менеджер должен уметь управлять им. Главное при этом — не дать перерасти организационному конфликту в межличностный, носящий нередко раз­рушительный характер.

Субъекты конфликта в организации:

а) администрация организации;

б) средний управленческий персонал;

в) низкий управленческий персонал;

г) основные специалисты;

д) вспомогательные специалисты;

е) технический персонал;

ж) структурные подразделения;

и) неформальные группы сотрудников.

 

Структура организационного конфликта:

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация — это психологическое состояние коллектива возникающее в результате несоответствия между интересами коллектива организации и группы работников или отдельных работ­ников. Конфликтная ситуация предполагает наличие двух струк­турных составляющих — участников конфликта (оппонентов) и предмета конфликта. Чтобы конфликт начал развиваться, необ­ходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать. Ин­цидент может возникнуть по воле субъектов конфликта, незави­симо от их воли либо даже случайно.

Конфликты представляют собой многосторонний, динамичный, развивающийся процесс. Различают три основные стадии разви­тия конфликта: предконфликтная ситуация, собственно конфликт и разрешение конфликта.

Предконфликтная ситуация характеризуется наличием предмета конфликта, оппонентов, но прямого противоборства еще нет. Нет инцидента конфликта.

Собственно конфликт — когда в результате инцидента происхо­дят действия, логически вытекающие из сформировавшейся кон­фликтной ситуации. Личные отношения участников обостряются, а деловые — сводятся к минимуму.

Разрешение конфликта — это такое изменение конфликтной си­туации, когда ликвидируется сам инцидент конфликта в результа­те вмешательства руководителя, изменения ситуации

 

Виды, причины и последствия конфликтов

Исследователи менеджмента различают четыре типа конфликтов:

- внутриличностный конфликт — конфликт, который является следствием расхождения между требованиями долга и совести, между производственными требованиями и личностными потреб­ностями и т. п.;

- межличностный конфликт — распространенный тип конфлик­та на производстве. Суть его в отстаивании интересов подразде­ления при распределении ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) перед руководством. Такой конфликт еще называ­ют вертикальным. Горизонтальный конфликт возможен между коллегами. Межличностный конфликт проявляет себя при столкновении личностей по различным поводам — несовпадение точек зрения, разные характеры, убеждения и т. д.;

- конфликт между группой и личностью — конфликт, который возникает, когда групповые нормы поведения, ценности расхо­дятся с таковыми у отдельных членов группы, если они их не принимают;

- межгрупповой конфликт — конфликт, который может возник­нуть внутри подразделения между неформальными группами или между двумя структурными подразделениями организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: