Психология труда в профессиональной деятельности




Психология профессиональной деятельности – это наука, изучающая трудовые и профессиональные особенности взаимоотношения людей. Эта наука была создана для изучения условий труда и создания способов решения задач, связанных с трудовой деятельностью и анализом этой деятельности.

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Персонал на пищевых предприятиях и, особенно в общественном питании является ключевым элементом, обеспечивающим качество и эффективность деятельности. В ресторанах, кафе, барах и других пред­приятиях общественного питания от квалификации, дисциплинированности и коммуникативных качеств персонала зависит 80% успеха работы предприятия в экономико-финансовой сфере.

Стандартным набором черт личности считается следующая последовательность

- Качество человека как гражданина;

- Трудовые качества;

- Общая (моральная и физическая) дееспособность, а точнее – ее уровень;

- Специфические качества, важные для данной должности;

- Жизненные бытовые умения.

 

1.2.5. Психология коллектива и руководства

 

Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.

1.Руководитель, сочетающий заботу о производстве, но безразличный к людям.

2. Руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально – о производстве.

3. Руководитель ни на что не ориентированный (инертен, безучастен, избегает конфликтов, спорные вопросы «спускает на тормозах», занимает позицию постороннего наблюдателя и ни во что не вмешивается).

4. Промежуточный тип (решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабилизации, равновесию и избежание крайностей).

5. Прогрессивный менеджер (привлекает стратегически мыслящих работников, желающих внести вклад в достижение целей организации, подключает их к решению проблем с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, осуществляет широкий обмен информацией и мнениями)

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.

Лидерство определяют как:

‒ процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей;

‒ процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей;

‒ конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы;

‒ тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Руководитель и лидер – члены группы, которые занимают ведущее место в официальной и неофициальной иерархии компании. Между ними существуют определенные сходства и различия.

Таблица 3.Различия между руководителем и лидером

Руководитель Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям «сверху» Работает по своим идеям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует только доводы Использует как доводы, так и эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Уважаем Обожаем
Делает дело правильно Делает правильное дело

 

Таблица 4. Сравнения функций руководителя и лидера

Неформальный лидер Официальный руководитель
Осуществляет межличностные отношения Осуществляет официальные отношения
Определяется стихийно Назначается или избирается
Выдвигается в зависимости от настроения Имеет стабильное положение
Не имеет системы санкций Имеет определенную систему санкций
Сфера действий – любое сообщество Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

 

Развитие коллектива.

В своем развитии коллектив проходит три основные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны.

Для управления конкретным коллективом руководитель должен определить на какой стадии развития находится коллектив в настоящий момент и выбрать стиль управления коллективом.

Первая стадия – начальная.

Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.

В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона.

Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.

Особое внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.

Руководитель также изучает индивидуальные особенности сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.

Вторая стадия – дифференцирование.

На этой стадии на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.

Однако подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя.

На этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и лодырями, формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива. Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных.

Третья стадия – интегрирование.

На этой стадии создается коллектив с единством интересов и целей, сознательной дисциплиной. Все члены коллектива усваивают требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого.

На этой стадии руководитель должен изменить тактику руководства. Если на начальной стадии он выступал по отношению к подчиненным как внешняя сила, как организатор формирования и развития коллектива, то теперь эту роль берет на себя коллектив, а руководитель является авторитетным представителем и выразителем его интересов.

Роль руководителя на этой стадии заключается в организации трудовых процессов и в тактичном регулировании социальной жизни коллектива, в прогнозировании и определении путей развития коллектива. Стадией интегрирования не заканчивается развитие коллектива. Он должен развиваться постоянно, во всей полноте своих функций, так как застой в развитии приведет к распаду коллектива.

Рассмотренные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для всех коллективов. Но темпы и сроки прохождения отдельных стадий могут быть различными, так как они зависят от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.

Тактика руководства в зависимости от стадии развития должна гибко меняться.

Не разобравшийся в обстановке руководитель может стать причиной замедления развития или распада коллектива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: